ISSN 2078-9823 · EISSN 2587-7879
Языки: ru · en

ГУМАНИТАРИЙ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Архив статей журнала

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ, ОРИЕНТАЦИИ И ИДЕАЛЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ (2023)
Выпуск: Том 23 №3 (63) (2023)
Авторы: Антонова Екатерина Владимировна

Введение. Активное распространение информационных и цифровых технологий в ХХΙ в. привело к тому, что виртуальное пространство сегодня стало основной платформой для выражения политических, культурных и духовных ценностей молодежи. Представители этой возрастной группы наиболее часто используют цифровые ресурсы как средство самовыражения и канал получения информации об изменениях в современном мире. В России виртуальное пространство используется различными акторами с целью формирования общественного мнения и включения молодежи в политическую и общественную жизнь государства. С другой стороны, возможности виртуального пространства часто используются как инструмент дезинформации молодежи, распространения «фейков», экстремистских и радикальных настроений. С учетом сложной внешнеполитической обстановки и задачи обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и защиты ее населения, в том числе в виртуальном пространстве, возникает необходимость исследования политических ориентаций и ценностей молодежи.

Материалы и методы. Основу методологии данной статьи образует совокупность общенаучных, специальных и прикладных методов. Выбор аксиологического подхода в качестве методологической основы исследования ценностных ориентаций и идеалов современной молодежи позволил рассмотреть ценности как важный социальный феномен, который требует конкретного исследования, отражающего особенности отражения политических ценностей в виртуальном пространстве. Герменевтический анализ, представленный в русле интеграции качественных и количественных методов исследования, используется при изучении становления персональной идентичности, ценностей, переживаний молодого поколения, связанных с выражением индивидуальности и политических предпочтений в виртуальной среде. Семиотический подход применялся в процессе исследования знаково-символического поля современной культуры молодежи в виртуальном пространстве. Эмпирической базой исследования послужили статистические данные, позволяющие дать оценку вовлеченности молодежи в интернет-среду и проследить тенденции развития виртуального пространства в современной России. Материалы социологических опросов, проведенных Левада-Центром и Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), позволили сделать выводы о включенности российского общества в виртуальное пространство, а также о ценностных предпочтениях россиян в возрасте от 18 до 35 лет относительно материальных, семейных и гражданских идеалов.

Обсуждение и заключение. Статья направлена на исследование особенностей молодежи как возрастной группы и специфики отражения их ценностных идеалов в виртуальном пространстве. Развитие сети Интернет и социальных сетей приводит к возникновению новых проблем и потенциальных опасностей для молодого поколения, которое проводит много времени в виртуальном пространстве. Делается вывод, что жизненными ориентирами молодежи выступают высокий уровень материального благополучия, возможность жить размеренной жизнью и приносить пользу обществу. Несмотря на большую осведомленность молодежи об истории и культуре России, о значимости семейных ценностей, для этой возрастной группы характерно формирование западной ментальности, основанной на ценностях потребительского индивидуализма. Игнорируя традиционные СМИ, молодежь прислушивается к лидерам мнений, что делает их более уязвимыми перед лицом всевозможных манипуляций со стороны враждебно настроенных к нашей стране политических акторов.

Сохранить в закладках