Архив статей журнала
Введение. Феноменология связана с систематическим размышлением и изучением структур сознания и явлений, проявляющихся в актах сознания. Она не рассматривает мир как объекты, взаимодействующие между собой. Поэтому многие философы считают, что феноменология - не философская школа и не доктрина, а скорее стиль мышления, своеобразный философский метод. Феноменология смерти не дает конкретных результатов исследований, она понимает ее и как созидательную силу, и как абсурдное явление. Ключевой сущностью смерти Ж.-П. Сартр называет абсурдность, бессмысленность ее, противоречащей здравому смыслу.
Материалы и методы. В процессе исследования использовались методы преимущественно теоретико-методологического характера: интегративный, причинно-генетический, реализация которых во взаимосвязи с синергетическим приемом дает определенные результаты. Эмпирической основой исследования послужили результаты опытов врача-онколога Дж. Лонга, изложенные в книге «Доказательство жизни после смерти», Р. Моуди «Жизнь после жизни».
Обсуждение и заключение. Особо значимы в европейском экзистенциализме и гуманизме анализы социальных функций смерти: уравнителя социальных статусов, функции не окончания жизни, а завершения. Созидающая функция смерти заключается в осознании человеком сути подлинного существования, смерть, по А. Шопенгауэру, вдохновитель, или музагет философии. Смерть - объективная реальность, она разрушительна, кладет конец всем замыслам, перспективам. Но есть еще субъективная сторона смерти - мысли и размышления о ней. Они иногда опасны, вредны. С другой стороны, они помогают увидеть важное, событийное, избавиться от мелочного, случайного, преодолеть зависть, т. е. вносят определенные коррективы в поведение, определенным образом регулируют его.