Архив статей журнала
Введение. Статья посвящена воззрениям отечественного религиозного философа, критика и публициста В. В. Розанова на «женский вопрос» середины XIX - начала XX в. Автор обращается к таким социальным аспектам жизни женщины, как брак, образование, труд, права, возможности общественной самореализации. Актуальность статьи обусловлена несомненным интересом общества к женской теме и женскому отечественному движению. Цель статьи - выявить взгляды В. В. Розанова на женщину, сопоставив их с идеями женского эмансипационного движения середины XIX - начала XX в.
Материалы и методы. В исследовании были применены герменевтический, компаративистский и сравнительно-исторический методы, помогающие выявить взгляды отечественного мыслителя на женщину из его философских и публицистических произведений.
Результаты исследования. В статье рассмотрена трактовка В. В. Розановым бракоразводного процесса, положения женщины в семье, обществе, возможности женщин получить образование и реализации в трудовой сфере. Анализ выбранных автором произведений позволил выделить взгляды отечественного мыслителя в поддержку идей и требований русских женщин.
Обсуждение и заключение. Автор статьи делает вывод о поддержке В. В. Розановым большинства требований женщин России рубежа XIX-XX вв. и одновременно о традиционном подходе философа к пониманию природы женщины как мягкого и нежного существа, ее основных социальных функций, связанных с материнством и семьей.
В материалах аналитического отчета отражены основные направления и результаты работы Всероссийской научной конференции «Семья и традиционные семейные ценности в динамике цивилизационного развития России» (XVIII Сафаргалиевские научные чтения)». Конференция состоялась 31 мая 2024 г. на базе Национального исследовательского Мордовского государственного университета. В мероприятии приняли участие около 200 чел. из 10 регионов Российской Федерации. Среди них члены РАН, более 20 докторов наук, свыше 30 кандидатов наук, аспиранты, студенты, учителя истории и обществознания, средства массовой информации. Основной целью конференции стала популяризация государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей и решение задачи по укреплению национального единства России.
Введение. В статье рассматривается взаимодействие важнейших компонентов традиционной жизнедеятельности мордовского народа - дома и семьи. В народном сознании они были неразделимы. Дом был не просто местом обитания семейного коллектива, здесь люди вели хозяйственную деятельность, совершали обрядовые действия, отмечали праздники. До настоящего времени как семья, так и жилое пространство, где она обитает, сохраняют этническое своеобразие; они являются частью культурного наследия народа. В связи с этим их изучение важно для понимания современного развития этносов, для решения задач, связанных с гармонизацией межличностных отношений, воспитанием детей, передачей им духовных ценностей.
Материалы и методы. При проведении исследования в основном использовался сравнительно-исторический метод, который позволяет проследить изучаемые явления на протяжении длительного исторического периода, выявлять этапы появления в культуре этноса новаций и инноваций. Все это дает возможность создавать объемлющее представление по рассматриваемой теме. Также применялся ретроспективный метод, когда на основе изучения компонентов традиционной культуры, сохранившихся до настоящего времени, были реконструированы основные элементы бытового уклада мордовской семьи. Результаты исследования. Жилище и проживающая в нем семья в традиционном сообществе воспринимались как единая система. Своеобразным элементом ее идентификации в обществе служили так называемые родовые знаки (меты), которые применялись как в социальной, так и в хозяйственной среде. Хозяйственная деятельность традиционной мордовской семьи была основана на четком разделении трудовых обязанностей, обусловленных возрастом и гендерной принадлежностью ее членов. Трудовые функции членов семьи во многом определяли разделение внутридомового пространства по половозрастному признаку, что отражалось в выделении здесь своеобразных «женских» и «мужских» территорий. Обсуждение и заключение. Вплоть до начала XX в. семейные коллективы у мордвы представляли собой единое хозяйственное сообщество, обитавшее в едином жилом пространстве. Но постепенно многочисленные семьи начинают распадаться, отделившиеся семейные пары переселяются в новые дома, где обустраивают собственную жилую среду, в которой находят отражение культурные предпочтения этноса и его мировоззрение.