Введение. В статье рассматривается взаимодействие важнейших компонентов традиционной жизнедеятельности мордовского народа - дома и семьи. В народном сознании они были неразделимы. Дом был не просто местом обитания семейного коллектива, здесь люди вели хозяйственную деятельность, совершали обрядовые действия, отмечали праздники. До настоящего времени как семья, так и жилое пространство, где она обитает, сохраняют этническое своеобразие; они являются частью культурного наследия народа. В связи с этим их изучение важно для понимания современного развития этносов, для решения задач, связанных с гармонизацией межличностных отношений, воспитанием детей, передачей им духовных ценностей.
Материалы и методы. При проведении исследования в основном использовался сравнительно-исторический метод, который позволяет проследить изучаемые явления на протяжении длительного исторического периода, выявлять этапы появления в культуре этноса новаций и инноваций. Все это дает возможность создавать объемлющее представление по рассматриваемой теме. Также применялся ретроспективный метод, когда на основе изучения компонентов традиционной культуры, сохранившихся до настоящего времени, были реконструированы основные элементы бытового уклада мордовской семьи. Результаты исследования. Жилище и проживающая в нем семья в традиционном сообществе воспринимались как единая система. Своеобразным элементом ее идентификации в обществе служили так называемые родовые знаки (меты), которые применялись как в социальной, так и в хозяйственной среде. Хозяйственная деятельность традиционной мордовской семьи была основана на четком разделении трудовых обязанностей, обусловленных возрастом и гендерной принадлежностью ее членов. Трудовые функции членов семьи во многом определяли разделение внутридомового пространства по половозрастному признаку, что отражалось в выделении здесь своеобразных «женских» и «мужских» территорий. Обсуждение и заключение. Вплоть до начала XX в. семейные коллективы у мордвы представляли собой единое хозяйственное сообщество, обитавшее в едином жилом пространстве. Но постепенно многочисленные семьи начинают распадаться, отделившиеся семейные пары переселяются в новые дома, где обустраивают собственную жилую среду, в которой находят отражение культурные предпочтения этноса и его мировоззрение.
Идентификаторы и классификаторы
В традиционном быту мордвы понятия «дом» (м. куд, э. кудо) и «семья» были неразделимы. Дом был пространством, где люди не только жили, но и вели хозяйственную деятельность, он являлся местом
проведения многих религиозных ритуалов и праздников. Жилое пространство оказывало большое влияние на мировоззрение людей, на регламентацию их внутрисемейного и общественного поведения. Кроме того, длительное время дом являлся тем местом, где рождались дети, происходило
их воспитание и социализация.
Список литературы
- Балашов В. А. Бытовая культура мордвы: традиции и современность. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1992. 256 с.
- Белицер В. Н. Народная одежда удмуртов. М.: Наука, 1951. 142 с.
- Белицер В. Н. Жилые и хозяйственные постройки мордвы-мокши на территории Мордовской АССР в конце XIX - первой половине XX вв. // Исследования по материальной культуре мордовского народа. М., 1963. Вып. 2. С. 161-191.
- Белицер В. Н. Обзор мордовских поселений и построек первой половины XX в. в районах, смежных с Мордовской АССР // Исследования по материальной культуре мордовского народа. М., 1963. Вып. 2. С. 210-249.
- Беляева Н. Ф. Традиционные институты социализации детей и подростков у мордвы. Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2000. 260 с.
- Гаген-Торн Н. И. Женская одежда народов Поволжья. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1960. 228 с.
- Гребнев М. Мордва Самарской губернии. Историко-этнографический очерк // Самарские епархиальные ведомости. 1886. № 24. С. 479-485.
- Евсевьев М. Е. Историко-этнографические исследования // Евсевьев М. Е. Избранные труды: в 5 т. Саранск, 1966. Т. 5. 552 с.
- Змеев Л. Ф. Медикотопографическое описание и статистический очерк народонаселения Бугульминского уезда Самарской губернии. М., 1883. 136 с.
-
Корнишина Г. А. Дом и ритуал в традиционной культуре мордвы // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2012. № 2. С. 80-85. EDN: PFHZJD
-
Корнишина Г. А. Традиционные женские головные уборы мордвы в контексте этнической и территориальной идентичности // Финно-угорский мир. 2020. Т. 12, № 2. С. 184-193. EDN: TLUQME
-
Красноперов И. Мордовская община в Бугульминском уезде // Северный вестник. СПб., 1887. Кн. 1. С. 60-75.
-
Лепехин И. И. Дневныя записки путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Российскаго государства. СПб., 1771. 537 c.
-
Майнов В. Н. Очерки юридического быта мордвы. СПб., 1885. 269 с. (Записки Императорского русского географического общества; т. 14, вып. 1).
-
Макушин Н. П. Поселения мордвы на территории Мордовской АССР // Исследования по материальной культуре мордовского народа. М.: Изд-во АН СССР, 1963. Вып. 2. С. 147-160.
-
Макушин Н. П. Современное эрзянское жилище на территории Мордовской АССР // Исследования по материальной культуре мордовского народа. М.: Изд-во АН СССР, 1963. Вып. 2. С. 192-209.
-
Маркелов М. Т. Мордва. М., 1928. 12 с.
-
Мельников П. И. (Андрей Печерский). Очерки мордвы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981. 136 с.
-
Мокшина Е. Н., Святкин М. И. Отражение поселенческо-жилищного комплекса мордвы в дореволюционной периодической печати // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2024. Т. 16, № 1. С. 203-212. EDN: KCIEUH
-
Молотова Т. Л. Марийский народный костюм. Йошкар-Ола: Марийское кн. изд-во, 1992. 112 с.
-
Молчанова Л. А. Удмуртский народный костюм (история и символика). Ижевск: Удмурт. ун-т, 2006. 121 с.
-
Рогачев В. И. Семейные знаки народов Поволжья. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2003. 160 с. EDN: QOVKBR
-
Святкин М. И. Плотничество в хозяйственной деятельности мордвы // Экономическая история. 2021. Т. 17, № 1. С. 58-67. EDN: UGSTNW
-
Смирнов И. Н. Мордва. Историко-этнографический очерк. Казань, 1895. 291 с.
-
Степанов П. Д. Некоторые вопросы этнографии мордвы // Исследования по истории, этнографии и археологии Мордовской АССР. Саранск, 1966. С. 189-205.
-
Mainov W. Lez restes de ja mythologie Mordvine // Yournal de la Societe Finno- Ougrienne. Helsingissa, 1889.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В материалах аналитического отчета отражены основные направления и результаты работы Всероссийской научной конференции «Семья и традиционные семейные ценности в динамике цивилизационного развития России» (XVIII Сафаргалиевские научные чтения)». Конференция состоялась 31 мая 2024 г. на базе Национального исследовательского Мордовского государственного университета. В мероприятии приняли участие около 200 чел. из 10 регионов Российской Федерации. Среди них члены РАН, более 20 докторов наук, свыше 30 кандидатов наук, аспиранты, студенты, учителя истории и обществознания, средства массовой информации. Основной целью конференции стала популяризация государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей и решение задачи по укреплению национального единства России.
Введение. В статье рассматривается проблема взаимосвязи личностных особенностей и гаджет-зависимости студентов. Анализируются сложившиеся теоретические подходы к понятию гаджет-зависимости и влияющих на нее факторов.
Материалы и методы. Эмпирическое исследование, участниками которого стали 102 студента, проводилось на базе ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Были использованы следующие методики: тест на определение зависимости от гаджетов - модификация теста интернет-зависимости К. Янг (Internet Addiction Test, IAT); тест-опросник для определения уровня самооценки С. В. Ковалева; краткая шкала самоконтроля (Brief Self-Control Scale, BSCS) Дж. Тангни, методика исследования волевой организации личности М. С. Гуткина, Г. Ф. Михальченко, А. В. Прудило. Математическая обработка полученных результатов проводилась с помощью корреляционного анализа Пирсона и U-критерия Манна - Уитни.
Результаты исследования. В результате проведенного исследования выявлены положительные корреляционные взаимосвязи между личностными свойствами и уровнем зависимости от гаджетов у студентов. Гаджет-зависимость положительно связана с низкой самооценкой респондентов и имеет сильную отрицательную взаимосвязь с самоконтролем.
Обсуждение и заключение. Студенты с повышенным уровнем гаджет-зависимости характеризуются низким уровнем самоконтроля, не могут регулировать свое стремление к использованию смартфонов. Также к гаджет-зависимости склонны студенты с низким уровнем самооценки, что может объясняться неуверенностью в себе и склонностью к использованию смартфонов для удовлетворения аффилиативных и информационных потребностей.
Введение. Статья посвящена вопросу возникновения и формирования разнообразных социальных типов личности в условиях зарождения цивилизованного общества. Данный процесс сопровождался двумя крупнейшими стадиями в разделении труда - переходом к производящей экономике и оседлому образу жизни.
Материалы и методы. Основу методологии исследования составляет субъектно-деятельностный подход. В ее основе лежат два главных типологических принципа с точки зрения социальной философии: 1) отношение к собственности и средствам производства и 2) собственно к роду профессиональной деятельности. Данный подход позволяет нам зафиксировать переход от естественно-природной типологии личности в первобытную эпоху к возникновению и развитию социально-классовой типологии личности цивилизованного общества на основе социально-классовой принадлежности и профессиональной деятельности в эпоху зарождения протогосударств. Обсуждение. С разложением первобытного общества происходят изменения и в типологии личности. Возникают новые ее типы, обусловленные принадлежностью к определенному классу или сословию. Оформляются личности рабов, свободных общинников и рабовладельцев, обладающие неповторимыми чертами. Гуманистическими чертами наделяются только личности рабовладельцев, которые проявляют подлинно человеческое отношение лишь в среде себе подобных. Раб не является личностью, он всего лишь говорящее орудие. Переход к феодализму также сопровождался появлением новой типологии личности - к общезначимым ценностям стала относиться и жизнь раба, его уже нельзя (запрещено законом) безнаказанно убить. Его признавали пусть и второсортной, но все же личностью. Полноправной личностью полагалась личность лишь представителя высшего сословия. Иными словами, прогрессивное изменение в ценностях происходило, но при этом сохранялись пережитки прошлой формации в виде сословности. Они были разрушены при переходе к капитализму, когда все личности объявлялись свободными и формально равными в правах.
Заключение. В заключении подводятся итоги и намечаются перспективы дальнейшего исследования.
Введение. Вместе с рядом несомненно положительных возможностей интернет привнес в нашу жизнь и негативные стороны, связанные с так называемым феноменом кибербуллинга - травлей среди подростков с помощью интернет-коммуникаций. Как показывают современные исследования и опросы (О. О. Андронникова, Г. Ф. Биктагирова и др., Ю. В. Обухова, В. О. Гурьева, C. R. Cook, et al., M. Fekkes, et al. и др.) почти четверть школьников регулярно подвергается кибербуллингу. Такое положение требует выработки эффективных мер, направленных на противодействие кибербуллингу (этикета и этики киберобщения) или, если это случилось, - психологической поддержки жертв травли. Цель статьи - рассмотреть основные поведенческие мотивы участников кибербуллинга, его социально-психологические последствия в среде современных подростков, а также определить меры по противодействию кибербуллингу.
Материалы и методы. Рукопись статьи готовилась с опорой на культурно-историческую теорию Л. С. Выготского, а также методы компаративного анализа и обобщения содержания научных исследований, опросов и публикаций, отражающих основные идеи по проблемам кибербуллинга и кибервиктимизации как деструктивных поведенческих моделей и предупреждения и предотвращения их негативных последствий. Результаты исследования. В статье проанализирован и расширен перечень основных мотивов травли в интернете у подростков обоих полов с учетом специфики самой интернет-коммуникации. Отмечена важность «биологического» фактора как генетической предрасположенности к той или иной модели поведения. Утверждается, что социальные последствия кибербуллинга однозначно негативны для всех участников этого процесса. Булли и его сторонники приобретают опыт решения проблем с помощью силы. Жертва получает психологическую травму, чей отрицательный эффект может сказываться всю последующую жизнь, вплоть до развития суицидальных наклонностей. Сторонние наблюдатели оказываются в положении молчаливого большинства, перенося этот опыт и во взрослую жизнь, становясь терпимыми к такого рода ситуациям травли. Обсуждение и заключение. Выделены три стратегических направления противодействия кибербуллингу и кибервиктимизации: технологическое (создание «умных» компьютерных технологий, способных распознавать и предотвращать конфликтные ситуации); образовательное (обучение интернет-пользователей основам правил безопасности, интернет-грамотности и корректного и уважительного поведения по отношению к другим пользователям) и самое важное - социальное (разработка специализированных рекомендаций и программ для школ по формированию безопасной социальной среды как в стенах образовательных учреждений, так и за их пределами, ориентированных на создание в среде школьников нетерпимого отношения к подобного рода негативным проявлениям и чуткого отношения со стороны взрослых, равно как и на предотвращение, выявление и, при необходимости, разрешение ситуаций, связанных с травлей как в традиционных, так и киберформах).
Введение. Актуализируется философский анализ амбивалентных отношений индивидуального и коллективного субъекта, вовлеченных в культуру цифрового общества. Цель исследования состоит в осмыслении диалектики отношений, возникающих между Я и Другим, подвергающимся мощному воздействию культуры цифрового общества, вследствие чего социокультурное бытие получает другой статус и иное качество, меняя представление об особенном и индивидуальном в современном мире.
Материалы и методы. Методологической базой исследования является неклассический подход к изучению человека, субъекта (Э. Гуссерль, М. Мерло-Понти), к проницаемости границ между Я и Другим (М. Бубер), реализация которого в сочетании с социокультурным подходом (А. С. Ахиезер) и диалектическим методом (Г. В. Ф. Гегель) способствует осмыслению закономерностей социокультурных трансформаций. Результаты исследования. Выявлена двойственность обновляющегося мышления общества, проявляющегося в эмерджентности как закономерности, определяемой социокультурным фактором. Рассмотрена подмена сущностных смыслов социокультурного основания социума, интерпретированного как строящегося на иррациональной логике, провоцирующего ментальные сдвиги в масштабе целого общества. Затрагивается утрата социокультурной реальностью привычных характеристик, которые приобретают многогранную реализацию амбивалентных отношений между индивидуальным и коллективным. Обсуждение и заключение. Тенденцией амбивалентности индивидуального и коллективного субъекта выступает несоответствие между реальным и виртуальным, между макромиром и микромиром человека. Противоречия аксиологического дискурса социальной реальности выступают импульсом социокультурных преобразований, формируют наполнение человеческой субъективности. Выдвигается предположение о неизменной динамике оснований коллективного субъекта, что позволяет перманентно проблематизировать вопрос о соотношении Я и Другого. Сделан вывод о возникновении антиномии «реальный и виртуальный субъект», которые также находятся в состоянии амбивалентности, провоцируя переориентацию коллективного субъекта, разрушая прежние смыслы личностного плана.
Введение. Статья посвящена проблеме оценок Стратегической оборонной инициативы (СОИ), выдвинутой администрацией Р. Рейгана в 1983 г., в научных кругах США.
Материалы и методы. Исследование основано на материалах заседаний Конгресса США, научных отчетах относительно Стратегической оборонной инициативы, законодательных актах, материалах прессы. В статье используются общеисторические методы - проблемно-хронологический и историко-генетический. Результаты исследования. Автором рассмотрены основные проекты и научные разработки, которые должны были стать основой противоракетной обороны Соединенных Штатов, проанализирована система аргументации представителей научного сообщества, активно поддерживающих президентскую инициативу и тех, кто выступил с ее критикой. Обсуждение и заключение. Исследование показало, что научное сообщество США сыграло важную роль не только в формировании целей и задач, технического содержания, но и в продвижении Стратегической оборонной инициативы в американском обществе и политических кругах. В то же время другая часть научной интеллигенции стала основной движения за прекращение финансирования программы, деэскалацию в американо-советских отношениях.
Введение. Цель статьи заключается в установлении роли воинских формирований из Казахской ССР в боевых действиях за Ржев в 1942-1943 гг., ставших частью стратегических оборонительных и наступательных операций за Сталинград Вооруженных сил СССР во втором периоде Великой Отечественной войны.
Материалы и методы. Основой для решения научной задачи настоящей работы стали историко-сравнительный и историко-типологический методы исследования. Боевые документы частей и соединений, сформированных в Казахстане в исследуемый период, хранящиеся в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации, а также труды авторов советского периода, Республики Казахстан и Российской Федерации позволили реконструировать события исследуемого периода. Результаты исследования. Казахстанские части: 39-я отдельная стрелковая бригада, переформированная в этих боях в 88-ю гвардейскую стрелковую дивизию, 30-я гвардейская стрелковая дивизия, 100-я национальная стрелковая бригада, 101-я отдельная стрелковая бригада, 173-й гаубичный артиллерийский полк РГК, 8-я гвардейская стрелковая Панфиловская дивизия и Московская 26-я отдельная курсантская стрелковая бригада, участвуя в наступательных операциях в составе войск 3-й, 4-й ударных армий, 20-й, 39-й, 61-й, 22-й армий, способствовали уничтожению крупных немецких сил 9-й армии вермахта, 1-й танковой дивизии в районах городов, крупных районных центров и железнодорожных станций, имевших для Ставки ВГК СССР стратегически важное значение: Великие Луки, Велиж, Рудня, Осташково, Селижарово, Торопец, Большое Кропотово, Подосиновка, Оленино, Белый, Погорелое Городище, Холм и др. и их освобождению от врага. Обсуждение и заключение. Автор приходит к выводу, что участие воинских формирований из Казахской ССР в битве за Ржев стали составляющей весомого вклада республики в победу СССР в Великой Отечественной войне.
Издательство
- Издательство
- МГУ им. Н. П. Огарёва
- Регион
- Россия, Саранск
- Почтовый адрес
- 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68
- Юр. адрес
- 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68
- ФИО
- Глушко Дмитрий Евгеньевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@adm.mrsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (834) 2222961
- Сайт
- https://mrsu.ru