Введение. Вместе с рядом несомненно положительных возможностей интернет привнес в нашу жизнь и негативные стороны, связанные с так называемым феноменом кибербуллинга - травлей среди подростков с помощью интернет-коммуникаций. Как показывают современные исследования и опросы (О. О. Андронникова, Г. Ф. Биктагирова и др., Ю. В. Обухова, В. О. Гурьева, C. R. Cook, et al., M. Fekkes, et al. и др.) почти четверть школьников регулярно подвергается кибербуллингу. Такое положение требует выработки эффективных мер, направленных на противодействие кибербуллингу (этикета и этики киберобщения) или, если это случилось, - психологической поддержки жертв травли. Цель статьи - рассмотреть основные поведенческие мотивы участников кибербуллинга, его социально-психологические последствия в среде современных подростков, а также определить меры по противодействию кибербуллингу.
Материалы и методы. Рукопись статьи готовилась с опорой на культурно-историческую теорию Л. С. Выготского, а также методы компаративного анализа и обобщения содержания научных исследований, опросов и публикаций, отражающих основные идеи по проблемам кибербуллинга и кибервиктимизации как деструктивных поведенческих моделей и предупреждения и предотвращения их негативных последствий. Результаты исследования. В статье проанализирован и расширен перечень основных мотивов травли в интернете у подростков обоих полов с учетом специфики самой интернет-коммуникации. Отмечена важность «биологического» фактора как генетической предрасположенности к той или иной модели поведения. Утверждается, что социальные последствия кибербуллинга однозначно негативны для всех участников этого процесса. Булли и его сторонники приобретают опыт решения проблем с помощью силы. Жертва получает психологическую травму, чей отрицательный эффект может сказываться всю последующую жизнь, вплоть до развития суицидальных наклонностей. Сторонние наблюдатели оказываются в положении молчаливого большинства, перенося этот опыт и во взрослую жизнь, становясь терпимыми к такого рода ситуациям травли. Обсуждение и заключение. Выделены три стратегических направления противодействия кибербуллингу и кибервиктимизации: технологическое (создание «умных» компьютерных технологий, способных распознавать и предотвращать конфликтные ситуации); образовательное (обучение интернет-пользователей основам правил безопасности, интернет-грамотности и корректного и уважительного поведения по отношению к другим пользователям) и самое важное - социальное (разработка специализированных рекомендаций и программ для школ по формированию безопасной социальной среды как в стенах образовательных учреждений, так и за их пределами, ориентированных на создание в среде школьников нетерпимого отношения к подобного рода негативным проявлениям и чуткого отношения со стороны взрослых, равно как и на предотвращение, выявление и, при необходимости, разрешение ситуаций, связанных с травлей как в традиционных, так и киберформах).