Архив статей журнала

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ТРАМВАЙНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОРОДОВ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ В 1941-1945 ГГ. (2023)
Выпуск: Том 19 № 1 (60) (2023)
Авторы: Кожушко Юлия Николаевна

Введение. В годы Великой Отечественной войны наиболее сильно проявилась основная функция, характерная для трамвайной инфраструктуры Советского Союза, - связь рабочих и промышленных предприятий. Исторический опыт преодоления тотального дефицита материальных и человеческих ресурсов в условиях переориентации экономики страны на нужды обороны актуален сегодня для выявления основных элементов устойчивой системы жизнеобеспечения городов. Анализ историографии трамвая демонстрирует парадокс: с одной стороны, период с 1941 по 1945 г. затронут в большинстве локальных исследований трамвая, с другой - исследователи уделяли внимание только отдельным компонентам трамвайной инфраструктуры. Цель исследования - на основе характеристики трамвайной инфраструктуры в городах Челябинской области в 1941-1945 гг. выявить факторы, оказавшие на нее наибольшее воздействие, и показать управленческие решения, принимаемые в связи с возникавшими проблемами.

Материалы и методы. Исследование выполнено на основе анализа неопубликованных источников, выявленных в фондах федеральных и региональных архивов; материалов местной периодической печати. Методологическая рамка исследования - антропологический подход к изучению инфраструктуры, модель мобилизационного развития, основной метод - case-study.

Результаты исследования. Трамвайная инфраструктура большинства городов РСФСР в 1941-1945 гг. не удовлетворяла возросшие потребности общества. Во многих городах, имевших трамвай, депо не были полностью укомплектованы, трамвайные пути и электрохозяйство требовали ремонта.

Обсуждение и заключение. Анализируя состояние трамвайных путей, электрохозяйства, остановок, депо в Челябинске, Златоусте, Магнитогорске, автор вскрывает причины тяжелого положения трамвая в этих городах, отсылая к ситуации в РСФСР, состоянию инфраструктуры на этапе ее строительства и пуска в первой половине 1930-х гг.

Сохранить в закладках
МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРЕМИРОВАНИЕ БОЕВОЙ И СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БОЙЦОВ И КОМАНДИРОВ КРАСНОЙ АРМИИ (1918-1946 ГГ.) (2023)
Выпуск: Том 19 № 1 (60) (2023)
Авторы: ШУНЯКОВ ДМИТРИЙ ВИКТОРОВИЧ

Введение. В статье анализируется опыт создания и совершенствования системы материального премирования красноармейцев и командного состава Красной армии (РККА) в ходе Гражданской войны, межвоенного периода и в годы Великой Отечественной войны.

Материалы и методы. В работе были использованы сборники официальных документов, научная литература, а также источники личного происхождения. Исследование проводилось на основе принципов историзма, объективности и системности. Необходимость рассмотрения материального премирования в контексте деятельности государственных органов по мотивации боевой деятельности военнослужащих обусловила использование историко-системного метода.

Результаты. Исследованием выявлена четкая финансовая вертикаль от центральных органов военного управления (финансового управления РККА) через промежуточные финансовые органы в войсковых формированиях до отдельного военнослужащего. Премиальные деньги выдавались по выбору военнослужащего либо ассигнациями, либо безналично перечислялись на вкладные книжки.

Выводы. Констатируется, что материальное премирование привело к росту профессионального мастерства через личную заинтересованность военнослужащих в результатах боевой и служебной деятельности.

Сохранить в закладках
О ГИГАНТОМАНИИ, ИЛИ НЕОБХОДИМОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОСВОБОЖДЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ: К ВОПРОСУ О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА АЛАПАЕВСКОГО СТАНКОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАВОДА (2024)
Выпуск: Том 20 № 3 (66) (2024)
Авторы: Запарий Владимир Васильевич

Введение. Одним из крупнейших станкостроительных заводов на Урале является Алапаевский станкостроительный завод (АСЗ), построенный в годы Великой Отечественной войны. Завод выпустил более 50 тыс. единиц токарно-револьверных, токарно-винторезных и специальных станков; 150 моделей завода успешно продолжают работать в 44 странах мира и более чем на 1 000 отечественных предприятий. Статья посвящена небольшому, но существенному моменту в истории Великой Отечественной войны и истории создания Алапаевского станкостроительного завода.

Результаты исследования. Один из технических специалистов завода написал в ЦК партии, доказывая необходимость использования ресурсов, направляемых на его строительство, на помощь в подъеме промышленности в освобожденных регионах страны. Он описывает ситуацию, сложившуюся со строительством АСЗ, где дает подробную характеристику этому процессу, причем доказывает ее несостоятельность. С большими трудностями, при больших затратах и в тяжелых климатических условиях Урала был возведен механический цех, установлены станки, и завод начал свое существование, как он утверждает, «хромая при этом на все четыре ноги». Почему это строительство упорно продолжается, хотя для него очевидно, что оно должно быть пересмотрено, а люди и средства должны быть направлены на другие цели? По его мнению, «не лучше ли за этот счет строить и восстанавливать освобожденные районы». В ЦК ВКП(б), управление кадров поступил ответ. На базе выстроенного в 1942-1943 гг. корпуса первой очереди и временной литейной организовано производство мелких револьверных станков типа 1322. Отмечается, что основными причинами неудовлетворительного хода строительства в 1944 г. является недостаток рабочих, транспорта и вспомогательных материалов. Областные власти просят закончить утверждение проекта и установить окончательно профиль и мощность завода по выпуску станков; обеспечить завод дополнительно строительными рабочими не менее 2 000 чел.; установить объем строительных работ на 1945 г. не менее 25 млн руб. и обеспечить стройку транспортом, горючим, фуражом и теплой одеждой.

Заключение. К моменту обсуждения жалобщик выехал в освобожденные регионы, и судьба его неизвестна. Указанные им недостатки были в той или иной мере ликвидированы. Однако проявление устремлений простых граждан Советского Союза, направленное на заботу о судьбе освобожденных регионов и необходимость оказания им помощи в деле подъема промышленности, дорогого стоит. Данный сюжет - достойный тому пример. Завод был достроен и стал украшением Министерства станкостроения СССР.

Сохранить в закладках
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГГ.: НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ (2024)
Выпуск: Том 20 № 2 (65) (2024)
Авторы: Марискин Олег Иванович, Сапожникова Виктория Павловна

Введение. В статье проанализирована трудовая деятельность детей и подростков в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. На фронт из Мордовии было мобилизовано более 250 тыс. чел. На заводах, фабриках, в колхозах и совхозах стала остро ощущаться нехватка рабочих рук.

Результаты исследования. Дефицит рабочей силы покрывался увеличением длительности рабочего дня и вовлечением в трудовую деятельность детей и подростков. Школьники помогали в сельском хозяйстве, трудились на промышленных предприятиях, собирали лекарственные травы, участвовали в подготовке продуктов для фронта, выполняли различные домашние и хозяйственные работы. В 1941-1943 гг. в Мордовской АССР в полевых работах приняли более 140 тыс. школьников. За свой труд и помощь в тылу многие из них были награждены почетными грамотами и подарками. Активно функционировало тимуровское движение, которое являлось характерной чертой жизни пионерских организаций.

Обсуждение и заключение. Труженики тыла отдавали свои силы на обеспечение фронта. Достойный вклад в общенародное дело внесли юные герои, которые трудились в сельском хозяйстве и промышленности. Дети и подростки внесли посильный вклад в экономику и обороноспособность страны в военный период, обеспечение фронта всем необходимым - продуктами, одеждой, техникой.

Сохранить в закладках