Архив статей журнала
В статье рассматриваются основные модели функциональной иерархии центральных мест, опирающиеся на разные системы аксиом и, соответственно, воспроизводящие разные пространственные структуры экономических взаимодействий. Обосновывается возможность использования этих моделей в исследованиях более широкого класса иерархических систем центральных мест, в которых центральными местами являются не поселения, характеризуемые отношениями взаимного расположения и подчинения, а регионы - элементы национального экономического пространства, характеризуемые отношениями коалиционной продуктивности. Для пространственных структур экономических взаимодействий, описываемых моделями функциональной иерархии В. Кристаллера, Я. Тинбергена и А. Лёша, построены матрицы потоков доходов и пространственных мультипликаторов. Доходы в моделях последовательно инклюзивной иерархии В. Кристаллера и Я. Тинбергена определены на основе систем рекурсивных уравнений, в модели нечеткой иерархии в пределах экономического ландшафта А. Лёша - на основе системы одновременных уравнений. Показано, что для идентификации самих типов пространственных структур - последовательно инклюзивной или нечеткой иерархии - параметр вложенности рыночных зон как таковой особого значения не имеет, а полиморфизм системы центральных мест может определяться структурными параметрами пространственных мультипликаторов. Полученные матрицы потоков доходов различаются главным образом количеством выделяемых уровней функциональной иерархии и конфигурацией встречных товарных потоков между различными уровнями. В модели А. Лёша в сравнении с другими моделями роль внутрирегиональных эффектов в формировании доходов различных уровней иерархии ниже, а роль системных эффектов, соответственно, выше. Определены направления поиска содержательных обобщений при переходе от теории к концепции центральных мест, ориентированной на исследование более широкого класса иерархических систем: отказ от планарных проекций; определение обобщенных характеристик системы центральных мест (массы центральных мест и «расстояния» между ними); разработка принципов согласования выводов теоретической и концептуальной конструкций; постановка и решение задачи многоуровневого анализа.
В статье рассматриваются проблемы измерения пространственных мультипликаторов на базе многорегиональных моделей экономических взаимодействий. Выделяются две линии сравнительного анализа многорегиональных постановок: 1) в зависимости от выбора спецификации торговых коэффициентов, 2) в зависимости от выбора формата балансовых уравнений (таблицы «затраты-выпуск» vs матрицы социальных счетов). В качестве базы для сравнения используются межрегиональные балансы Японии, построенные в соответствии с моделью У. Айзарда на основе официально подтвержденной статистики по межрегиональной торговле. В центре внимания - «классические» многорегиональные модели с высокой степенью прозрачности систем допущений: модель Ченери - Мозеса, в которой неизвестными являются секторы назначения ввозимой в регион продукции, и модель Леонтьева - Страута, в которой неизвестными являются также объемы межрегиональных поставок. Расчеты показали, что в многорегиональных системах действуют компенсационные механизмы обратных связей, в результате чего явной пропорциональной зависимости между объемом используемой при построении балансов фактической информации о межрегиональной торговле и точностью оценок пространственных мультипликаторов не обнаруживается. Специфика разных многорегиональных моделей проявляется прежде всего в оценках структурных компонентов пространственных мультипликаторов - системных эффектов, формируемых на рынках разных иерархических уровней. Предположение о большей точности многорегиональных матриц социальных счетов (по сравнению с многорегиональными таблицами «затраты-выпуск» ввиду учета большего количества компенсационных механизмов обратных связей) подтверждается лишь на уровне средних по секторам пространственных мультипликаторов. Проведенные расчеты приводят к выводу о том, что при работе с многорегиональными моделями (особенно в рамках детализированного анализа пространственных мультипликаторов - в разрезе различных секторов или рынков различных иерархических уровней) важно принимать в расчет, с помощью каких дискурсивных приемов они были получены.