Архив статей журнала
В статье на основе квартальной статистики по уровню безработицы за 2010-2020 гг. исследуется взаимосвязь между степенью интегрированности российских регионов в национальное экономическое пространство и синхронизацией их деловых циклов с циклом национальной экономики, в качестве индикаторов которых выступают уровни безработицы. Для выявления отставаний или опережений региональных циклов от национального цикла использована эконометрическая модель регионального уровня безработицы Ф. Брехлинга. Индексы региональной интеграции, являющиеся индикаторами тесноты межрегиональных взаимодействий, оценены с использованием годовых индексов потребительских цен по 25 группам товаров и услуг за указанный период времени. Показано, что распределение индексов интеграции по российским регионам от максимального к минимальному имеет форму «плато» с незначительным уклоном, завершающегося довольно резким спадом в «хвосте» данного распределения. Наиболее низкая степень межрегиональной интегрированности характерна для регионов Северо-Кавказского и Дальневосточного федеральных округов. Среди наименее интегрированных преобладают регионы, в которых деловые циклы не синхронизированы с национальными (имеют лаги или опережения по отношению к последним), тогда как для циклов деловой активности остальных регионов более характерно отсутствие таких временных лагов. Обнаружено, что чувствительность региональных уровней безработицы к изменениям безработицы на национальном уровне существенно ниже для субъектов РФ, характеризующихся сравнительно низкой степенью межрегиональной интегрированности по сравнению с субъектами РФ, характеризующимися высокой степенью интегрированности.
На основе оперативной статистической, аналитической и экспертной информации проводится анализ социально-экономической ситуации ДФО в 2022 г. по основным видам экономической деятельности и территориально-административным регионам. Рассматриваются проблемы функционирования отраслей реального сектора экономики, социальной сферы, внешнеэкономической деятельности в условиях обострения геополитической ситуации и введения санкционных ограничений. Отмечена положительная динамика инвестиционной активности, но темп роста был ниже уровня 2021 г. По-прежнему основной объем инвестиционных ресурсов аккумулируется в Республике Саха (Якутия) и Амурской области, где продолжается реализация крупных инвестиционных проектов в области добычи полезных ископаемых, транспорта, газохимии, энергетики. Сокращение промышленного производства в ДФО было вызвано падением добычи полезных ископаемых, особенно в Сахалинской области, и снижением производства в обрабатывающем секторе. В строительном комплексе ДФО отмечена положительная динамика, связанная в том числе с расширением жилищного строительства. Но высокие темпы жилищного строительства в регионах ДФО пока не могут компенсировать хронического отставания ввода жилья в расчете на душу населения по сравнению со среднероссийскими параметрами. Транспортный комплекс ДФО столкнулся с ростом спроса на перевозки внешнеторговых грузов. Это обострило конкуренцию доступа к ограниченной по провозной способности инфраструктуре экспортно-импортного направления (железная дорога, морские порты), повысило затраты грузоотправителей и неопределенность условий транспортировки. Негативное влияние различных ограничительных мер не повлияло на структуру внешней торговли ДФО. Снижение физического объема экспорта продукции топливно-энергетического комплекса нивелировалось высокими мировыми ценами на энергоресурсы. На снижение экономической активности существенное влияние оказывало сжатие внутреннего спроса на фоне сокращения реальных доходов населения. Острой проблемой остается снижение численности населения как за счет естественной убыли, так и за счет миграционного оттока.
Обобщен опыт освоения и развития Дальнего Востока России с разных направлений, в разных масштабах времени и пространства, начиная c основания в 1860 г. Владивостока - наиболее удаленного от обеих русских столиц крупного города. Показано, что морской (восточный) путь в прошлом и космический в наши дни играют не меньшую роль в освоении макрорегиона, чем традиционный сухопутный (западный). Морские схемы играли решающую роль до пуска Транссиба целиком по территории России в 1916 г., а с начала 1970-х гг. симбиоз цифровых и космических технологий позволяет снимать ограничения в пространственной доступности все более широкого набора функций, территорий и акваторий, параллельно расширяя возможности для их консолидации и интеграции как в национальную территорию России, так и в Большую Евразию. Освоение космоса как части геосферы заложило фундамент трансформации традиционной модели пространственного развития Дальнего Востока на основе конкуренции и попеременного доминирования сухопутного и морского путей его освоения. С начала 1970-х гг. в рамках этой трансформации постепенно гармонизируется разделение труда между видами и системами транспорта и трассами сообщений, когда схемы развития макрорегиона с моря и с суши все чаще выступают не как конкурирующие, а как взаимодополняющие.
Статья посвящена оценке величины и пространственного распределения экономических эффектов, обусловленных введением санкционных ограничений на экспорт российских топливно-энергетических ресурсов. В расчетах использована внутринациональная балансовая модель В. Леонтьева с прозрачной системой предпосылок и сравнительно невысокими требованиями к информационному обеспечению. Проанализированы факторы изменения спроса на российские энергоресурсы на мировых рынках в перспективе до 2030 г. Дана оценка реакции экономики регионов России в последнем году прогнозного периода (2030 г.) на ряд последовательно вводимых экспортных ограничений разного характера - от компромиссных (когда условия торговли остаются относительно благоприятными и сокращение поставок в западном направлении в значительной мере компенсируется активизацией поставок в восточном направлении) до крайних / радикальных (когда активно применяется практика торговых барьеров и санкций, блокирующих потенциал рыночных маневров). Показано, что пространственное распределение потерь от экспортных ограничений является неравномерным и в существенной степени зависит от географии новых рынков сбыта топливно-энергетических ресурсов. С точки зрения нивелирования негативных эффектов экспортных ограничений оценены активно обсуждаемые сейчас направления структурной трансформации ТЭК России: 1) развитие электроэнергетики, 2) создание СПГ производств, 3) модернизация НПЗ и 4) развитие нефтегазохимии. Сделан вывод о том, что имеющиеся предложения позволяют компенсировать возникающие вследствие экспортных ограничений потери национальной экономики, но в общем не меняют инерционной направленности ее динамики.
В статье на основе данных о реальных располагаемых доходах населения и расходах на потребление товаров и услуг для 11 регионах Дальневосточного федерального округа за 2000-2022 гг. оцениваются региональные функции потребления на базе модели коррекции ошибок. Выявляется наличие краткосрочных и долгосрочных зависимостей между динамикой доходов и потреблением населения, важных для генерации мультипликативных эффектов в экономиках соответствующих регионов. Обнаружено, что для 7 субъектов РФ (Республики Бурятия, Забайкальского, Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Сахалинской областей, а также Еврейской автономной области) характерно наличие как статистически значимых краткосрочных зависимостей между изменением доходов и изменением потребления, так и долгосрочных равновесных соотношений между доходом и потреблением. Рассчитаны показатели краткосрочных предельных склонностей к потреблению, являющихся основой региональных мультипликаторов автономных расходов. Для Республики Саха (Якутия) выявлена статистически значимая краткосрочная зависимость между доходом и потреблением, но отсутствие долгосрочной взаимосвязи между показателями. Для Камчатского края, Магаданской области и Чукотского автономного округа подтверждено отсутствие как краткосрочных, так и долгосрочных взаимосвязей между доходом и потреблением, а следовательно, отсутствие потенциалов генерации иных мультипликативных эффектов в экономике, кроме тех, что обусловлены сугубо межотраслевыми взаимосвязями.
На основе оперативной статистической, аналитической и экспертной информации проводится анализ социально-экономической ситуации ДФО в 2023 г. по основным видам экономической деятельности и территориально-административным регионам. Рассматриваются проблемы функционирования отраслей реального сектора экономики, социальной сферы, внешнеэкономической деятельности в условиях продолжающегося санкционного давления. Отмечается, что сохраняется неустойчивость и противоречивость тенденций развития в отдельных секторах экономики. Индекс выпуска базовых видов экономической деятельности демонстрирует положительную динамику с темпом роста выше уровня 2022 г. Инвестиционная активность оставалась на высоком уровне, несмотря на существующие шоковые ограничения. Большой прирост инвестиций в основной капитал связан с реализацией крупнейших, в том числе и экспортно ориентированных, проектов в области нефте- и газохимии, добычи полезных ископаемых, реконструкции транспортно-логистической инфраструктуры в связи с новой географией торговых взаимодействий. Общий рост выпуска промышленной продукции главным образом был связан с наращиванием объемов производства углеводородов в Сахалинской области и значительным увеличением улова рыбы в Камчатском крае. Наибольшую устойчивость к внешним шокам демонстрирует строительный комплекс, в котором второй год подряд сохраняется положительная динамика, связанная, в том числе, с расширением жилищного строительства. Грузовые перевозки всеми видами транспорта ДФО, за исключением автомобильного, имели положительную динамику. Проблемным элементом остается дефицит провозной способности Восточного полигона железных дорог. Внешняя торговля характеризовалась увеличением физических объемов экспорта и импорта. Одним из факторов экономического роста выступает расширение потребительского спроса в условиях роста реальных доходов населения и снижающегося уровня инфляции. На фоне этого существует ряд негативных факторов, которые впоследствии могут стать серьезной преградой дальнейшего воспроизводства: сохранение опережающего уровня инфляции по сравнению с динамикой экономического роста; сокращение численности кадров, в том числе и высокопрофессиональных; продолжающееся снижение численности населения как за счет естественной убыли, так и за счет миграционного оттока.
Устойчивое развитие и снижение углеродного следа от производственной деятельности является важным вопросом повестки развития национальной экономики России и, в частности, аграрного сектора. Исследование долгосрочных траекторий развития аграрной экономики и условий достижения углеродной нейтральности должны учитывать ожидаемые климатические и социально-экономические изменения в мире, которые закреплены в ряде широко используемых сценариев - Shared Socioeconomic Pathways (SSPs) и, как правило, базируются на применении интегральных многосекторных моделей динамики землепользования. Исследование сфокусировано на получении проекций климатических изменений и сценариев SSP1, SSP2 и SSP3 на динамику производства продукции растениеводства в России до 2050 года с акцентом на развитие крупного аграрного региона Сибири - Алтайского края в контексте анализа сроков и условий достижения углеродной нейтральности. В качестве инструментария использована модель GLOBIOM, адаптированная для моделирования на уровне регионов России. Результаты сценарного моделирования позволили оценить изменение масштабов производства и структуры посевных площадей при реализации указанных сценариев, выбросы парниковых газов в углеродных единицах и общую динамику углеродного следа, возможные последствия для экономики России и перспективные оценки потенциала экспорта продукции растениеводства. Выявлено, что достижение углеродной нейтральности в Алтайском крае является вызовом, требующим существенного изменения структуры посевных площадей, внедрения экологически ориентированных технологий и значительного роста продуктивности сельскохозяйственных угодий. Результаты вносят вклад в углубление понимания процессов управления региональной экономикой на примере Алтайского края и способов достижения целей устойчивого развития, в частности, достижения углеродной нейтральности производства продукции растениеводства. Практика подобных исследований может быть транслирована на другие регионы России.