Архив статей журнала

БАЛЛАДА Ц. А. КЮИ "УТЕС": К ПРОБЛЕМЕ ТРАКТОВКИ ЖАНРА (2024)
Выпуск: № 3 (40) (2024)
Авторы: Воробьева Лидия Валентиновна

В статье рассматривается жанровый канон баллады и его отражение в фортепианном opus’ е Ц. А. Кюи «Утес» из цикла «В Аржанто». Раскрывается история возникновения произведения. Отмечается влияние программного содержания, сюжета на драматургию и композицию сочинения. Подчеркивается роль анаграммы AGEEA ( ArGEntEAu ), совпадающей с названием замка Аржанто в Бельгии. Произведение Кюи анализируется с точки зрения соответствия параметрам жанрового канона баллады на уровне содержания, драматургии, формы, внутрижанровой структуры, средств музыкальной выразительности. Выявляются особенности музыкальной драматургии и композиции сочинения, обусловленные спецификой обобщенно-сюжетной программности и в целом разворачивающимся музыкальным сюжетом, итогом которого становится типичная для жанрового канона баллады трансформация исходных тем-образов. Определяются интонационные источники тематизма баллады и прослеживается их судьба в произведении. Акцентируются композиционные принципы свободной (смешанной) композиции на основе сложной трехчастной формы в синтезе со свободной вариационностью, сонатностью, концентричностью. Особое внимание уделяется методам монотематизма и лейттематизма, а также внутрижанровому синтезу и театральности как типологическим свойствам поэтики жанра баллады. В то же время раскрываются специфические черты их трактовки композитором.

Сохранить в закладках