Архив статей журнала

ЕЛЕНА ФАБИАНОВНА ГНЕСИНА - ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ (2024)
Выпуск: № 3 (40) (2024)
Авторы: Потемкина Нора Александровна

В 2024 году исполняется 150 лет со дня рождения Елены Фабиановны Гнесиной - выдающегося педагога, пианистки, общественного деятеля, основателя и руководителя комплекса музыкальных учебных заведений. Статья посвящена личности и творческому наследию Е. Ф. Гнесиной. Данная работа основана на материалах из фондов Мемориального музея-квартиры Гнесиной, где полностью сохранена прижизненная обстановка и большой архив семьи Гнесиных: письма, нотная и книжная мемориальная библиотека, концертные программы, афиши, фотографии и другие артефакты, а также личные вещи музыканта. Ценными источниками для статьи явились публикации сотрудников музея, связанные с жизнью и творчеством Е. Ф. Гнесиной. В статье представлен многогранный образ Е. Ф. Гнесиной, дается характеристика ее уникального наследия, которое было непосредственно связано с исполнительской, педагогической, административной и композиторской деятельностью. Уделяется также внимание творческому окружению музыканта. В заключение делается вывод о масштабной музыкальной деятельности Гнесиной, внесшей неоценимый вклад в создание отечественной педагогической школы и профессионального музыкального образования, что подтверждается созданием ею комплекса учебных заведений. Подчеркивается значение педагогических методов Е. Ф. Гнесиной, которым посвящены ее многочисленных учебные пособия, и роль композиторского творчества, обращенного к сочинению музыки для детей.

Сохранить в закладках
Н. А. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ: ПРИТЯЖЕНИЕ ТАЛАНТА (К 180-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ КОМПОЗИТОРА) (2024)
Выпуск: № 3 (40) (2024)
Авторы: Ромащук Инна Михайловна

Не иссякает интерес к личности и наследию Н. А. Римского-Корсакова. Разные полюсы его художественных идей словно бы настоятельно требуют все более глубокого толкования, современного подхода, выхода за пределы изученного. Во вневременном масштабе пристально рассматриваются его наследие и все более расширяющиеся круги влияний музыки мастера, его «диалоги» с композиторами прошлого и с современниками, новаторские принципы мышления Н. А. Римского-Корсакова, его «неизвестные» мемуары (Летопись); осмысливаются заманчивые вопросы символов и топосов, стилевых аллюзий в музыке композитора, рецепции его сочинений, философско-религиозные основы, мифопоэтика и многое другое. Исследовательский корпус довольно объемен, в нем важное место занимают коллективные труды, в их числе: «Н. А. Римский-Корсаков. К 150-летию со дня рождения и 90-летию со дня смерти»: сб. статей. М., Московская гос. консерватория, 2000; «Н. А. Римский-Корсаков и его наследие в исторической перспективе»: сб. статей. СПб, 2010; «Триумф русской музыки: Римский-Корсаков - окно в мир»: сб. статей. СПб., 2016. Наконец, назову изданную новую редакцию тематического каталога звукозаписей в фонодокументах РГА ФД к 180-летию композитора (2023). Автор настоящей статьи, изучая в разные годы материалы и рукописи учеников Римского-Корсакова - А. К. Лядова, М. М. Ипполитова-Иванова, композитора Петербургской школы Г. Н. Попова, обобщает некоторые вопросы, накопившиеся в современном фонде знаний о композиторе, останавливаясь на теме «Н. А. Римский-Корсаков и его последователи».

Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ В СФЕРЕ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ У ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОВЗ (2024)
Выпуск: № 3 (40) (2024)
Авторы: Пахомова Елена Алексеевна, Казаков Егор Олегович, Агафонова Юлия Ананьевна

Развитие социального предпринимательства в сфере креативных индустрий на сегодняшний день является актуальной задачей социальной политики и экономики нашей страны. В статье представлен опыт инклюзивных творческих лабораторий по созданию условий для формирования предпринимательской инициативы в сфере креативных индустрий у людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Сохранить в закладках
ИЗУЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРНЫХ ТРАДИЦИЙ РОДНОГО КРАЯ В КОНТЕКСТЕ ПРИОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ИСТОКАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ (2024)
Выпуск: № 3 (40) (2024)
Авторы: Птицына Елена Викторовна

Статья посвящена проблеме приобщения студентов - будущих учителей - к истокам национальной культуры средствами фольклора, который обладает большим воспитательным потенциалом. Автор акцентирует внимание на изучении народных сказок как необходимом направлении работы педагога, связанной с сохранением традиционной народной культуры, формированием осмысленного отношения к национальному художественному наследию. Таким ценным фольклорным материалом являются карельские сказки - важное средство развития эстетических и нравственных качеств подрастающего поколения, они прививают любовь к родному краю, воспевая его красоту и уникальные традиции. Автор уделяет внимание характеристикам персонажей карельских сказок, раскрывает их мифологическую основу и художественные традиции воплощения. В статье дается описание опытно-экспериментальной работы, которая проводилась автором в 2023/2024 учебном году на кафедре технологии, изобразительного искусства и дизайна Петрозаводского государственного университета и Специализированной школы искусств города Петрозаводска…

Сохранить в закладках
НАРОДНОЕ ПЕНИЕ СОАН (ХАТ СОАН) ПРОВИНЦИИ ФУ ТХО И ЕГО РОЛЬ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (2024)
Выпуск: № 3 (40) (2024)
Авторы: Фуонг Дао Данг, Хунг Ле Винь

Пение Соан - один из жанров в сокровищнице традиционной вьетнамской народной музыки, популярный продукт народной культуры в провинции Фу Тхо - на Земле предков короля Хунг. Пение в жанре Соан часто звучит во время традиционных фестивалей, особенно во время крупных празднеств в храме Хунг. Жанр Соан сочетает в себе пение, танцы и драму, содержание которых составляют предания и легенды вьетнамского народа, отражающие события его древней истории и традиции, сохранившиеся до сегодняшнего дня. В 2011 году жанр народного пения Соан был зарегистрирован ЮНЕСКО как объект культурного наследия, который нуждается в защите, а в 2017 году в рамках программы ЮНЕСКО «Шедевры устного и нематериального культурного наследия» вошел в список объектов нематериального культурного наследия человечества. Северное предгорье - регион Вьетнама, на который сильно повлияла культура эпохи короля Хунг. Для старшеклассников, в том числе учащихся начальной школы в Северных предгорях, обучение пению Соан считается обязательным в рамках сохранения местного культурного наследия, вьетнамских народных традиций и воспитания молодого поколения со школьной скамьи в духе патриотизма. Обучение жанру народного пения Соан ведется в русле текущих потребностей в образовательных инновациях.

Сохранить в закладках
СИНКРЕТИЗМ СТЕПНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ И ЭСТЕТИКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТВОРЧЕСТВЕ ЮВЕЛИРА ИЛЬИ КАЗАКОВА (2024)
Выпуск: № 3 (40) (2024)
Авторы: Ибрагимов Аман Илесович

В настоящей статье рассматривается символическая взаимосвязь четырех основных элементов - серебро/металл, камень, дерево и кость, их осмысление и трактовки в творчестве известного казахстанского ювелира Ильи Казакова. По мнению автора статьи, эти понятия не только символизируют различные аспекты степной вселенной, но и объединяются в синкретический союз с эстетикой информационных технологий. Молодой, но уже опытный карагандинский художник Илья Казаков особо выделяется в арт-пространстве современного Казахстана, а его творчество, на наш взгляд, представляет собой «сплав» степного мировоззрения и мышления современного человека, живущего в век информационных технологий. Создавая ювелирные изделия на основе местной художественной обработки металла, художник вносит в свое творчество активное экспериментальное начало, навеянное архисовременной эстетикой. Степные мотивы и коды цифровой эпохи слились в его творчестве в гармоничном симбиозе. Через анализ художественных приемов, выбор материалов и образных решений в работах И. Казакова автор статьи стремится постичь процесс слияния традиционных культурных символов с современными технологическими реалиями. Методологический подход, используемый в работе, позволяет увидеть творчество И. Казакова в контексте не только индивидуального выражения, но и в качестве рефлексии по поводу современной культурной идентичности.

Сохранить в закладках
ВЛИЯНИЕ ОБРЯДОВОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРНОГО ИСКУССТВА (2024)
Выпуск: № 3 (40) (2024)
Авторы: Гусенкова Анна Александровна

Данная статья посвящена проблеме изучения русского фольклорного искусства в контексте его становления в обрядовых формах восточных славян. Известно, что искусство многих народов зиждется на плодородной почве богатства и разнообразия различных фольклорных жанров, которые бережно передавались из поколения в поколение, творчески перерабатываясь, модифицируясь и видоизменяясь с каждой новой интерпретацией того или иного исполнителя. Музыкально-танцевальное искусство, представляющее собой портрет любой нации и народности, зародилось в глубокой древности. Танец, сопровождаясь различными песнями, частушками и причитаниями, в которых раскрывался смысл происходящего действа, отражал внутренний мир человека, эмоционально-эстетическую сторону его бытия. Под воздействием впечатлений, полученных от соприкосновения с окружающим миром, а также под влиянием трудовых процессов, навыков охоты и военного дела рождалась соответствующая пластика тела, выразительные движения и разнообразные жесты. За свою многовековую историю русский фольклор обогатился историческими, лингвистическими, мифологическими и антропологическими чертами наследия восточных славян, представляя собой в настоящее время богатейшую основу искусства нашей страны. Таким образом, проблема сохранения культурно-исторических традиций, благодаря которым утверждается национальное самосознание русского народа, является в современном мире одной из самых важных и актуальных.

Сохранить в закладках
АКТЕР СИНТЕТИЧЕСКОГО ТИПА В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ XXI ВЕКА (2024)
Выпуск: № 3 (40) (2024)
Авторы: Макарычев Данила Витальевич

В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся методов постановки музыкального спектакля в XXI веке и создания художественного образа, воплощаемого актером в процессе сценического действа. Подчеркивается особое значение психофизического состояния артиста в контексте достоверного проживания на сцене в образе определенного персонажа. На основе анализа трудов великих деятелей российского театрального искусства - К. С. Станиславского, В. Э. Мейерхольда, М. А. Чехова, А. Я. Таирова, А. Б. Дрознина - делается вывод о важной роли пластической выразительности актера в театральной практике. Раскрывается и анализируется общая синтетическая природа музыкального театра. Объясняются причины активного роста в XXI веке популярности музыкального театра и его специфических жанров среди зрителей. Описываются и сравниваются постановки двух учебных театров - Института современного искусства (Москва) и Российского института театрального искусства - ГИТИС, созданные по мотивам пьесы-сказки Е. Л. Шварца «Обыкновенное чудо». В качестве доказательства достоверности суждений и актуальности затрагиваемой темы проведено интервью с действующей российской актрисой и режиссером музыкальных спектаклей и мюзиклов, вокалисткой, преподавателем по дисциплине «Музыкальное воспитание» кафедры Театрального искусства Института современного искусства - Ульяной Анатольевной Чеботарь (приложение № 1).

Сохранить в закладках
ПАМЯТЬ О ХОЛОКОСТЕ: КОНТАКТ КУЛЬТУР В МУЗЫКЕ МИХАИЛА БРОННЕРА (2024)
Выпуск: № 3 (40) (2024)
Авторы: Двужильная Инесса Федоровна

В центре исследования — музыкальные произведения современного московского композитора Михаила Броннера (1952 г.р.), отражающие тему Холокоста: «Еврейский реквием» и «Долгое возвращение (Книга песен)», созданные для хорового театра. В статье анализируется проблема контакта европейской, русской, еврейской культур на примере этих произведений на разных уровнях: художественного содержания; жанрового определения (Еврейский реквием); тематизма, определяющего звуковую ауру. Обозначена позиция композитора в выборе языка текста для вокальных и инструментальных произведений, проанализировано соотношение музыки и слова: тексты песен на идиш («Долгое возвращение»), идиш и иврите («Еврейский реквием» — поэма Хаима Нах мана Бялика «Город резни», переведенная на идиш словами из дневника Анны Франк; псалмы на иврите). Анализ музыкальных произведений показал, что в «Еврейском реквиеме» преобладающей культурой является славянская, а в сборнике песен «Долгое возвращение» — еврейская. Формы проявления контакта культур в «Еврейском реквиеме» осуществлялись путем диффузии («сглаживания» звуковых формант), а в хоровой опере «Долгое возвращение» — путем транскультурации.

Сохранить в закладках
ОПЕРА "ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕНОК" Т. ХРЕННИКОВА: СТИЛЕВЫЕ И ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ (2024)
Выпуск: № 3 (40) (2024)
Авторы: Лукьяненко Василий Васильевич

Жизнь и творчество известного отечественного композитора Тихона Николаевича Хренникова всегда были в русле музыковедческих исследований, которые не теряют своей актуальности и в настоящее время. Казалось бы, добавить к этому списку то, что имело бы научную новизну, невозможно. Однако это суждение обманчиво, так как в опере «Золотой теленок» ярко проявляются грани таланта композитора, не отмеченные прежде. Комическое ви´дение художественных образов оперы говорит о любви Хренникова к жизни, что по своей сути является самой что ни на есть актуальной проблемой нашего времени - утрате радости и перспективы «счастливого завтра». В опере «Золотой теленок» сочно проявляется многогранность жизни: комизм и трагизм, богатство и нищета человеческих эмоций, их острота и обнаженность. Композитор выразил всю палитру ярких, нарочито выпуклых и запоминающихся образов посредством музыки, наполнив ее юмором и сатирой, с одной стороны, и гротесковым колоритом - с другой. Характерной чертой большого художника является способность охватить своим талантом многие музыкальные жанры, что в полной мере демонстрирует опера Т. Н. Хренникова «Золотой теленок».

Сохранить в закладках
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО ВОЕННОГО МАРША ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (2024)
Выпуск: № 3 (40) (2024)
Авторы: Ладыжников Никита Андреевич

Статья посвящена особенностям русского военного марша второй половины XIX века. В ней рассмотрены качественные характеристики мелодии, гармонии и инструментовки, приведены примеры специфической стилистики марша, а также основных средств музыкальной выразительности. В статье отмечаются яркие контрастные сопоставления, на которых строятся марши, рассматривается их темпо-ритмическая основа, метрическая константность, а также подчеркнутая мерность ритма военно-маршевой музыки исследуемого периода. Анализируется гармоническая сторона маршей, заключающаяся в расширении круга аккордов субдоминантовой группы, а также усилении ладотонального контраста между частями. Выявлен феномен, при котором гармония маршей в некоторых случаях составляет более значительный художественный интерес в отличие от мелодии, лишенной определенной музыкальной выразительности и индивидуальности. Выстраивается параллель с маршами прусской армии, тональный план которых строился на основе тонико-доминантовых соотношений в первой части и трактовки трио в тональности субдоминанты. Затронута тема специфики сложившейся к тому времени музыкальной формы. Прослеживается практика инструментовки марша, направленная на усиление звучности путем постоянного использования полного состава оркестра.

Сохранить в закладках
«ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК» Н. А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА — «СОЛОВЕЙ» И. Ф. СТРАВИНСКОГО: ПАРАЛЛЕЛИ И ПЕРЕСЕЧЕНИЯ (2024)
Выпуск: № 3 (40) (2024)
Авторы: Баева Алла Александровна

Статья обращена к музыкально-театральным произведениям И. Ф. Стравинского и Н. А. Римского-Корсакова - «Соловью» и «Золотому петушку». Примечательна «встреча» последней оперы Римского-Корсакова и первого музыкально-сценического опуса его младшего современника 26 мая 1914 года в парижском театре Шатле в рамках «Русских сезонов» С. Дягилева. Поиск актуальных для эпохи модерн синтетических художественных форм - то, к чему стремился знаменитый импресарио и его единомышленники, обусловил постановку в виде балета с пением не только «Золотого петушка», но и «Соловья», композиция которого уже изначально задумывалась Стравинским как оперно-балетная. В показанных в один вечер спектаклях вокально-инструментальный план действия дополнялся танцевально-пластическим, образуя выразительный звукозрительный контрапункт слышимого-видимого. В насыщенной колоритными деталями режиссуре А. Бенуа и хореографии М. Фокина, живописно-декоративном оформлении Н. Гончаровой в «Золотом петушке», равно как и в решении «Соловья» А…

Сохранить в закладках