Архив статей журнала

ФОРТЕПИАННЫЙ КОНЦЕРТ ЧУ ВАНХУА "МОЯ РОДИНА": СПЕЦИФИКА ПРЕЛОМЛЕНИЯ ИММАНЕНТНЫХ СВОЙСТВ ЖАНРА (2024)
Выпуск: № 1 (38) (2024)
Авторы: Ван Цзин

В статье анализируется фортепианный концерт китайского композитора Чу Ванхуа «Моя родина», написанный под впечатлением военного кинофильма «Битва на горе Шанганлин» (1956). В основу произведения положена песня «Моя родина», завоевавшая популярность у китайского народа. Композитор обратился в концерте к обобщенной программе, которая, как выявляется в процессе анализа сочинения, непосредственно связывается с сюжетом кинофильма. Исходя из имманентных свойств концертного жанра, Чу Ванхуа представляет слушателю его нестандартную трактовку. В качестве исходной формы Чу Ванхуа избирает свободные вариации - структуру, свойственную китайской национальной традиции, интерпретируя их в соответствии с музыкальным содержанием произведения, а в качестве формы второго плана в концерте выявляются черты сонатного цикла и сонатного allegro . Одновременно в произведении есть признаки сюиты - жанра, широко распространенного в китайской музыкальной культуре. Мастерски владея композиторской техникой, Чу Ванхуа претворяет в произведении такие имманентные черты жанра, как игровая логика, виртуозность, состязательность, концертирование, импровизационность, которые представлены в произведении с различной степенью интенсивности. Концепция концерта Чу Ванхуа «Моя родина» относится к синтетическому типу, где равно представлены виртуозность и стремление к симфонизации. В плане композиции концерт представляет собой нетипичную форму, а по масштабам скорее приближается к концертино. По принципу соотношения исполнительских партий концерт относится к паритетному типу.

Сохранить в закладках
"МОЛОДЕЖНЫЙ КОНЦЕРТ" ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ ЛЮ ШИКУНЯ И ГРУППЫ КОМПОЗИТОРОВ: ПРЕТВОРЕНИЕ ЖАНРОВЫХ ТРАДИЦИЙ (2024)
Выпуск: № 2 (39) (2024)
Авторы: Ван Цзин

Статья посвящена «Молодежному концерту» - одному из первых образцов жанра в китайском музыкальном искусстве, созданному группой китайских композиторов: Хуан Сяофэй, Пан Имин и Сун Илин во главе с композитором и пианистом, лауреатом второй премии Первого международного конкурса имени П. И. Чайковского Лю Шикунем. Концерт пополнил ряд произведений для молодежи, инициатива создания которых исходила из СССР, где на рубеже 1940-50-х годов прошлого века появилась триада инструментальных концертов Д. Б. Кабалевского. «Молодежный концерт» анализируется с позиции специфики претворения имманентных черт жанра - игровой логики, виртуозности, состязательности, концертирования и импровизационности. Музыкальный текст сочинения рассматривается также с точки зрения содержательных и формообразующих признаков. Отмечается нивелирование в нем контрастов как в тематическом, так и в ладотональном плане. Также отмечается, что композиторы стремятся в концерте не столько к сопоставлению партий солиста и оркестра, сколько к сглаживанию между ними контрастов, достигая в этом плане паритета. С точки зрения стилистики концерт принадлежит к классико-романтическому направлению. Подчеркивается, что в нем заметно влияние русской композиторской школы, в частности П. И. Чайковского, что особенно ярко проступает во второй части и финале.

Сохранить в закладках