Архив статей журнала
В статье анализируется факт появления консерватории в периферийном городе областного подчинения с точки зрения причин и обстоятельств, обусловивших это событие. Тема «магнитогорского феномена» неоднократно поднималась и обсуждалась на страницах газет и журналов, в научных статьях и работах разного уровня, выступлениях на научных конференциях и т. д. Наибольшая активность таких обсуждений пришлась на вторую половину 1990-х годов - времени становления консерватории, но постепенно интерес к этой проблеме снизился, лишь изредка проявляясь в качестве констатации уникальности явления. Юбилей, отмечавшийся в 2023 году Магнитогорской консерваторией, - замечательный повод для анализа объективных и субъективных факторов, повлиявших на появление в Магнитогорске такого учебного заведения и культурного центра, тем более что прошедшие 30 лет - достаточное время для оценки события. Какие же факторы повлияли на возникновение музыкального вуза в условиях периферийной промышленной среды? Ответ на этот вопрос, по мнению автора, необходимо искать в истории культурного развития города Магнитогорска. В ней отражены обстоятельства и события созидательной активности государства, обеспечивавшего необходимые социально-экономические условия, и креативной деятельности педагогов и музыкантов, формировавших традиции профессионального искусства, в совокупности способствовавшие рождению Магнитогорской консерватории.
Система классических театральных жанров при всей ее изученности в научной традиции требует новых исследований ради достижения определенности в интерпретации ее первых философских оснований и для решения других теоретических задач. В статье предлагается вернуться к первым основаниям этой системы и заново поставить вопросы, требующие дополнительных исследовательских усилий. Один из таких вопросов: каковы первопричины деления театральных жанров на трагедию и комедию. Автор исследует исходное этическое основание такого деления, примененное в трактатах Платона и Аристотеля: суть его - в разделении людей на «добропорядочных» и «дурных». Другая классификация предметов подражания, используемая Аристотелем в качестве основы деления жанров, трехчастная: люди «такие, как мы», «хуже нас» и «лучше нас». Обе классификации порождают ряд противоречий и обозначает перспективу для будущего исследования, которое необходимо предпринять, чтобы достичь новой степени ясности в трактовке античных идей. Одна из важных сопутствующих проблем, требующих решения, заключается в поиске античных истоков так называемого «среднего» жанра, без которого не обходится почти ни одна теория драмы Нового времени.