ISSN 2412-5717 · EISSN 3034-3496
Языки: ru · en

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ИНСТИТУТА АФРИКИ РАН

Архив статей журнала

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ БЛОКИ В ОБРАЗАХ АФРИКАНСКОЙ ПОЭЗИИ (В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН) (2024)
Выпуск: № 1 (66) (2024)
Авторы: ХАРИТОНОВА Елена Владимировна

В статье представлено междисциплинарное исследование на стыке культурологии и африканистики. Автор предполагает, что на формирование и трансформацию ценностей и смыслов в Африке оказали влияние специфические факты истории субсахарской Африки. С одной стороны, это мощный фундамент традиционной культуры. С другой ‒ колоссальный культурный слой, связанный с колониальным прошлым африканских стран, с наслоениями западной культуры и западных ценностей. Колонизация континента, борьба за свободу и независимость, расовые проблемы определили самосознание африканцев, специфику их идентификации, необходимость восстановления собственного достоинства.

В статье рассмотрены специфические африканские ценностно-смысловые блоки, связанные с фактами африканской истории. Ставится вопрос о миссии Африки и «чернокожего человека», выраженный в ценностно-смысловом блоке «чернокожий человек – спаситель веры, хранитель духовности и чести»; вопрос об уникальной «космогонической» системе представлений африканца, воплотившийся в ценности связи с предками, с природой, с землей и с небом. Приведены примеры отражения ряда ценностно-смысловых блоков в образах африканской поэзии.

Сохранить в закладках
АНТИКОЛОНИАЛЬНЫЕ ВЗГЛЯДЫ Л.Н. ТОЛСТОГО И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОСВОБОДИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В АФРИКЕ (2024)
Выпуск: № 1 (66) (2024)
Авторы: ГОРЕЛИК Борис Моисеевич

Л.Н. Толстой ‒ один из немногих российских мыслителей досоветского периода, чьи взгляды влияли на лидеров освободительных движений в Африке. Его антиколониальным воззрениям и их восприятию жителями Африканского континента посвящены работы советских исследователей. Несмотря на значительный объем использованных источников, эти публикации излишне идеологизированы. Тема рассматривается вновь, с привлечением ранее не задействованных архивных материалов, а также публикаций, вышедших в России и за рубежом за последние тридцать лет. Первые попытки Л.Н. Толстого высказаться в печати по поводу колониального раздела Африки относятся ко времени итало-эфиопской войны 1895– 1896 гг. Он обличал колониальную экспансию как попытку правительств отвлечь свои народы от проблем на родине и заставить жертвовать собой ради чуждых интересов. Л.Н. Толстой советовал жителям метрополий не участвовать в колониальных авантюрах, а жителям колоний – отстаивать свои права мирными методами, чтобы прервать порочный круг насилия. Его антиколониальные выступления находили отклик в Африке, а с начала XX в. они были приняты как руководство к действию. М.К. Ганди, будущий лидер борьбы за независимость Индии, а в 1900-е гг. – руководитель движения за уравнение в правах южноафриканских индийцев и белых, применил идеи Л.Н. Толстого при разработке тактики ненасильственного сопротив-ления (сатьяграхи). Благодаря авторитету Махатма Ганди эти идеи продолжали влиять н южноафриканское освободительное движение. Лишь в 1961 г. Африканский национальный конгресс (АНК) был вынужден создать военную организацию для борьбы против режима апартеида. И все же АНК удалось осуществить ненасильственный переход от апартеида к нерасовой демократии. Этот успех связывают с президентом Н.Р. Манделой, которому были близки взгляды Л.Н. Толстого на необходимость отказа от вооруженного противостояния.

Сохранить в закладках