Архив статей журнала
В контексте широкой деколонизации многих сфер жизни ЮАР тема, связанная с «койсанским возрождением» (Khoisan revivalism), становится весьма актуальной для изучения. Это течение нашло отражение и в ряде новых работ, авторы которых подвергают серьезной переоценке укоренившееся популярное мнение, что койсанское население Южной Африки, их знания и культура были полностью вычеркнуты из истории страны. В рецензируемой книге обоснованно подвергнуты критике эти расхожие воззрения. Профессор Джун Бам посредством интервьюирования «цветного»1 населения ЮАР как раз опровергает этот стереотип.
В коллективной монографии «Деколонизация человека: размышления из Африки о различиях и угнетении» рассматриваются важные темы современной африканской политологии и культурологии, которые затрагивают дискурс деколонизации и переформатирования африканской идентичности. Большое внимание уделяется подходам западных и африканских ученых, но в центре анализа – деколониальная перспектива, которая оспаривает и деконструирует господство западных эпистемологий и в конечном счете позволит преодолеть маргинальность и угнетение другого, на протяжении веков исключенного из западной матрицы бытия. Не случайно авторы монографии так часто и основательно ссылаются на работы В. Шойинки, Л. Лоу, А. Мбембе, Н. Мальдонадо-Торреса, Ф. Фанона и П. Фрейре. Это свидетельствует о сильном влиянии африканских интеллектуальных традиций, переплетающихся с критикой западной мысли.
Лингвистический ландшафт Тропической Африки сложен по причинам ее культурного и языкового разнообразия, колониального наследия, проявляющегося, в частности, в языках бывших метрополий, которые продолжают активно использоваться на официальном уровне, влияния образовательной политики и ее приспособления к современным социолингвистическим тенденциям. Динамичное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) перевело языковую проблему в новую плоскость. Современные тенденции глобализации и цифровизации подняли вопрос о востребованности африканских языков в качестве средства общения в информационном пространстве.
Тойин Фалола (родился 1 января 1953 г. в Ибадане, Нигерия), автор книги «Decolonizing African Knowledge. Autoethnography and African Epistemologies», – один из самых авторитетных ученых, специализирующихся на изучении Африки. Ему принадлежит немалое количество монографий по истории и культуре континента и его родного народа йоруба. Их отличительной особенностью является исключительная фундаментальность, насыщенность и плотность содержания, виртуозное соединение жанров академической науки и нон-фикшн, что, безусловно, заметно расширяет читательскую аудиторию, проявляющую неизменный интерес к творчеству Т. Фалолы.
Объектом исследовательского интереса автора статьи являются труды известных интеллектуалов, которые внесли особый вклад в деколонизацию системы образования и научных знаний. Большинство из них родились накануне и в первое десятилетие независимости. Становление суверенитета происходило на их глазах, что во многом определило вектор профессионального интереса. Особый акцент в статье сделан на использование африканцами оригинальных подходов к изучению прошлого и настоящего Африки. Специфика их работ состоит в учете собственного академического и личного опыта, полученного в колониальный и постколониальный периоды, – на перекрестке эпох.
В качестве теоретико-методологической основы в статье используются идеи М. М. Бахтина, основоположника хронотопического метода исследования в гуманитарных науках, касающиеся «хронотопа пути/дороги». Ценность инструментария М. М. Бахтина еще более возрастает при изучении историко-культурных («цивилизационных») перекрестков.
Автор данной статьи анализирует современную – переходную – ситуацию в развитии африканских исследований с позиций хронотопа. В статье подчеркивается, что большинство ученых приняло универсальную академическую модель развития научных знаний. Однако очевидным стало изменение самой матрицы африканских исследований, а вместе с ней их тематики и стиля. И если когда-то Африка изучалась исключительно в контексте европейской истории – преимущественно «снаружи», в настоящее время гораздо больше внимания предлагается уделять проблемам ее исследования «изнутри». Как следствие, центральное место в трудах африканских авторов занимают проблемы расы, этноса, идентичности, формирования государств и наций, а дискуссионными становятся вопросы периодизации истории континента, ее инвентаризации, реконструкции и репрезентации.
Данная статья посвящена проблеме информационного суверенитета, попыткам его обретения и поддержания на Африканском континенте. Наследие колониализма и неоколониальная политика бывших метрополий не позволяли африканским странам достичь информационной независимости, без которой невозможны государственная независимость и суверенитет. Новые независимые государства видели роль СМИ прежде всего в работе по созданию, укреплению и поддержанию национального единства, формированию национальной культурной идентичности, а также в борьбе с колониализмом.
В статье анализируются особенности формирования масс-медиа в Африке, основные направления деятельности СМИ после обретения независимости, влияние западных стран и транснациональных корпораций на культурно-информационную сферу Африканского континента. Особое внимание уделяется попыткам африканских стран добиться нового справедливого информационного порядка. Период либерализации информационного пространства в Африке привел к противоречивым результатам: борьба за свободу информации и насыщения СМИ национальным контентом приняла формы борьбы с внутриполитическим авторитаризмом. При этом проблема господства транснациональных информационных корпораций и их продукции отошла на второй план, затушевывалась. В этот период проявилась трансформация неоколониализма, который стал не только глобальным, но и лишил государства возможности проводить суверенную информационную политику.
В африканском информационном пространстве сохраняется доминирование западных нарративов, которые, оперируя тезисами развития, прогресса, модернизации, международного сотрудничества, человеческого потенциала, укрепления «демократических институтов» на самом деле пропагандируют интересы доминирующих держав, что способствует сохранению новой неоколониальной повестки дня, закреплению неравенства и дисбаланса сил.
Статья посвящена анализу исторической динамики процессов деколонизации африканских исследований в период с 1960 г. по настоящее время. Тема деколонизации знания в последние десятилетия под влиянием постколониального дискурса приобретает особую актуальность и становится предметом оживленных дискуссий в академических кругах стран Африки южнее Сахары. В центре внимания автора ‒ теории и практики освобождения системы производства знаний, предложенные и полностью или частично реализованные исследователями и общественными и политическими деятелями африканского происхождения.
В работе рассматриваются инициативы консолидации ученых, в частности история создания панафриканской неправительственной исследовательской организации КОДЕСРИА, действующей и по сей день. Затронута проблема дебатов, проходивших в период с середины 1960-х по 1980 г. в Дар-эс-Саламском университете. Указано, что одним из ориентиров для африканских интеллектуалов первых двух десятилетий независимости была интеграция на уровне континента, диаспоры и международного академического сообщества. Сделан акцент на факторах, обусловливающих необходимость продолжения трансформации научнообразовательной сферы в XXI в. В их числе эпистемическая и эпистемологическая несправедливость, а также академическая асимметрия. Отмечено, что труды современных интеллектуалов таких как А. Мбембе и С. Ндлову-Гатшени образуют «идейный континуум» с работами их предшественников – Клода Аке, Самира Амина, Шейха Анта Диопа. В статье введено и охарактеризовано понятие «плюриверсальности». Автор приходит к выводу о том, что современные африканские исследователи, занимающиеся проблемами деколонизации науки и образования, в стремлении создать собственный сегмент в плюриверсальной системе знания зачастую обращаются к идеям предшественников.
В данной статье рассматривается феномен расовой колонизации Африки европейцами и последующих продолжительных усилий по деколонизации Африканского континента. Колонизация порождала бедность. Она лишила африканцев прав и суверенитета, она стремилась уничтожить их идентичность и способность мыслить и рассуждать по-своему, она превратила все африканское в товар. Для обеспечения «эффективной» оккупации при создании колониальных государств использовались три вида инструментов: военный, административный и миссионерский.
Некоторые жители покоренных территорий не задавались вопросами, они попросту приспосабливались и принимали новый порядок как данность. Другие были вынуждены принять новый порядок, потому что не имели средств противиться ему, но при этом они продолжали размышлять о причинах своего поражения, а также о методах и целях нового порядка. Многие из тех, кто сомневался и ставил вопросы, стали антиколониалистами, возглавившими различные этапы деколонизации колониальных государств. Они оспаривали расовую основу колониализма, но не всегда ‒ созданные колонизаторами государственные структуры.
В разгар «холодной войны» это привело к попыткам придать национальный характер некоторым аспектам колониального государства, в основном через академические дисциплины, чтобы привнести в каждую из них что-то «африканское». Подобное происходило в истории, политологии, философии и теологии, а также в литературе. Это вернуло колониальным народам некоторую уверенность в себе, но колониальные структуры по-прежнему сохранялись. Такое положение привело к тому, что деколонизация стала задачей постколониального периода, вопросом свободы разума.