ISSN 2412-5717 · EISSN 3034-3496
Языки: ru · en

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ИНСТИТУТА АФРИКИ РАН

Архив статей журнала

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОТРЯСЕНИЯ В ЭКОВАС: ПРЕОБЛАДАНИЕ ПОЛИТИКИ НАД ПРАВОМ (2024)
Выпуск: № 2 (67) (2024)
Авторы: АДУ Яо Никэз, МЕЗЯЕВ Александр Борисович

В последние годы в целом ряде стран Экономического сообщества государств Западной Африки (ЭКОВАС) к власти пришли военные режимы. Статья, посвященная политическому кризису ЭКОВАС, рассматривает основные причины этих событий в регионе и подходы данной региональной организации к их решению в африканском контексте с учетом практики ОАЕ и Афросоюза. На первом этапе ЭКОВАС ввел ряд санкций против этих государств за нарушение своих международно-правовых обязательств в области демократии, прав человека, верховенства закона и надлежащего управления. Кроме того, Сообщество решило применить военную силу в Республике Нигер для того, чтобы освободить М. Базума. В ответ на эту угрозу Мали, Буркина-Фасо и Нигер 16 сентября 2023 года решили создать Альянс государств Сахеля (АГС) для самообороны для отражения агрессии войск ЭКОВАС. Кроме того, 28 января 2024 года страны АГС объявили о выходе из ЭКОВАС. Чтобы предотвратить раскол в ЭКОВАС, 24 февраля 2024 года руководством Сообщество было принято решение снять с Нигера, Мали и Гвинеи ряд ранее наложенных на них санкций по гуманитарным соображениям.

В статье подробно рассматриваются как политическая, так и правовая сторона принятых ЭКОВАС решений. На основе проведенного анализа авторы приходят к выводу, что демократия остается важным инструментом укрепления стабильности в многонациональных обществах африканских стран. По мнению авторов, можно поощрять попытки АС и ЭКОВАС решить проблемы политической нестабильности нормативными средствами. Однако санкционная политика ЭКОВАС в отношении стран-нарушителей должна основываться на существующих нормах сообщества, гуманности и реальных фактах, чтобы избежать раскола в Сообществе.

Сохранить в закладках
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СТРАНАХ АФРИКИ К ЮГУ ОТ САХАРЫ: ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НОВЫХ ВЫЗОВОВ (2024)
Выпуск: № 2 (67) (2024)
Авторы: МОРОЗЕНСКАЯ Евгения Викторовна, ГАВРИЛОВА Нина Германовна

Наблюдаемое снижение уровня экономической безопасности стран Субсахарской Африки (ССА) обусловлено усилением влияния на них как внешних факторов, включая рост волатильности мировых финансовых и товарных рынков и перемены в политике международных экономических организаций и ряда государств, так и внутренних факторов, в значительной мере связанных с их собственной социально-экономической и в ряде случаев политической нестабильностью. Это проявляется прежде всего в недостаточной обеспеченности стран ССА продовольствием вследствие перманентного кризиса сельского хозяйства. Возможные пути его преодоления связаны с преобразованием аграрных отраслей в производительные, прибыльные и надежные системы, которые позволят достичь и поддерживать продовольственную безопасность на основе аграрной политики, учитывающей специфику производства местных культур и скота, климата, состояния сельской инфраструктуры и нацеленной на использование новых технологий и достижений цифровой революции. Важным фактором стабильного экономического развития является энергетическая безопасность в условиях начавшегося энергоперехода. Дальнейшее расширение налаженного практически во всех областях энергетического спектра сотрудничества африканских государств с российскими государственными и частными компаниями и ведущими университетами может способствовать решению многих проблем экономической безопасности Субсахарской Африки.

Сохранить в закладках
ПРАВО НА РАЗВИТИЕ И РОЛЬ ИНОСТРАННОЙ ПОМОЩИ КСР ОЭСР В РАЗВИТИИ АФРИКИ (2024)
Выпуск: № 2 (67) (2024)
Авторы: НГАНГ Кэрол Чи

Когда в конце 1960-х – начале 1970-х гг. в Африке была сформулирована концепция права человека на развитие, идея заключалась не в том, чтобы просить помощи в целях развития, а в том, чтобы заявить о своем праве на самоопределение, или даже о праве на подлинное освобождение от продолжающегося внешнего господства, с тем, чтобы взять на себя суверенный контроль и самостоятельно определять судьбу развития континента. Однако в ходе эволюции идея права на развитие была в некоторой степени искажена и стала как раз подразумевать обращение к помощи в целях развития для ее реализации. От развитых стран требовалось выделять 0,7% своего годового валового внутреннего продукта в качестве иностранной помощи для содействия развивающимся странам, включая страны Африки. За более чем шесть десятилетий, с 1960 по 2022 г., страны-доноры Комитета содействию развитию Организации экономического сотрудничества и развития (КСР ОЭСР) предоставили 48 странам-получателям в Африке помощь в целях развития на общую сумму $1,23 трлн. В данной статье рассматривается вопрос о том, в какой степени иностранная помощь способствовала развитию стран-получателей в Африке. В ходе проведенного анализа удалось установить, что, несмотря на непрерывные поставки иностранной помощи в Африку, обнищание и отставание в развитии на всем континенте усугубились, что заставляет задаться вопросом, почему Африка должна оставаться в ловушке «мертвой помощи» КСР ОЭСР, когда можно опереться на альтернативные, взаимо- выгодные механизмы сотрудничества в целях развития.

Сохранить в закладках