Наблюдаемое снижение уровня экономической безопасности стран Субсахарской Африки (ССА) обусловлено усилением влияния на них как внешних факторов, включая рост волатильности мировых финансовых и товарных рынков и перемены в политике международных экономических организаций и ряда государств, так и внутренних факторов, в значительной мере связанных с их собственной социально-экономической и в ряде случаев политической нестабильностью. Это проявляется прежде всего в недостаточной обеспеченности стран ССА продовольствием вследствие перманентного кризиса сельского хозяйства. Возможные пути его преодоления связаны с преобразованием аграрных отраслей в производительные, прибыльные и надежные системы, которые позволят достичь и поддерживать продовольственную безопасность на основе аграрной политики, учитывающей специфику производства местных культур и скота, климата, состояния сельской инфраструктуры и нацеленной на использование новых технологий и достижений цифровой революции. Важным фактором стабильного экономического развития является энергетическая безопасность в условиях начавшегося энергоперехода. Дальнейшее расширение налаженного практически во всех областях энергетического спектра сотрудничества африканских государств с российскими государственными и частными компаниями и ведущими университетами может способствовать решению многих проблем экономической безопасности Субсахарской Африки.
Идентификаторы и классификаторы
Достижение государствами Субсахарской Африки (ССА) подлинной социально-политической и экономической самостоятельности находится в центре внимания мирового сообщества многие десятилетия и предполагает удовлетворение потребностей населения и увеличение эффективности национального производства. Необходимой основой для преодоления возникающих в условиях сложной социально-политической ситуации внешних и внутренних вызовов их экономической безопасности является проведение последовательной государственной политики на основе внедрения передовых технологий с использованием преимуществ цифровой трансформации экономической сферы. Важнейшим условием этого является повсеместное устойчивое развитие энергетики в соответствии с начавшимся энергетическим переходом, а главной экономической целью стран ССА, где сосредоточено наибольшее в мире количество голодающего населения, остается самообеспечение продовольствием. Исходя из этого, целью данной статьи является ответ на вопрос: могут ли африканские страны в ближайшее время достигнуть суверенитета в важнейших секторах экономики – аграрном и энергетическом?
Список литературы
1 Абрамова И., Фитуни Л. Африканский сегмент многополярного мира: динамика геостратегической значимости. Мировая экономика и международные отношения. 2018. T. 62. № 12. С. 5–14. https://doi. org/10.20542/0131-2227-2018-62-12-5-14
2 Африка в контексте глобальной продовольственной безопасности. Под ред. В. П. Морозова. М.: Институт Африки РАН, 2015. Гаврилова Н. Г. Продовольственная безопасность стран Западной 3Африки на современном этапе: тенденции, проблемы и решения. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2022. Т. 15. № 4. С. 159–180. https://doi. org/10.31249/kgt/2022.04.09
4 Дегтерев Д. А. Банковский пейзаж Африки. Азия и Африка сегодня. 2004. № 3. С. 38-41. Калиниченко Л. Н. Новые стратегии развития энергетического сектора в странах Африки южнее Сахары. Африка: современные стратегии экономического развития. Отв. ред. И. О. Абрамова, Е. В. Морозенская. М.: Институт Африки РАН, 2016. Кононов Ю. Д. Цели и способы оценки пороговых значений индикаторов энергетической безопасности в прогнозах. Проблемы прогнозирования. 2024. № 1 (202). С. 105–115. https://doi. org/10.47711/0868- 6351-202-105-115
5 Кукушкин В. Ю. Нефтегазовые отрасли Африки XXI века. Азия и Африка сегодня. 2022. № 6. С. 15–23. https://doi. org/10.31857/S032150750020419-2
6 Мастепанов А. М. и др. The Energy Trilemma Index как оценка энергетической безопасности. Энергетическая политика. 2020. № 8. С. 67–83. https://doi. org/10.46920/2409-5516_2020_8150_66 7Мастепанов А. М. и др. ЮАР: проблемы энергетического перехода и энергетической безопасности. Энергетическая политика. 2023. № 8. С. 49–70. https://doi. org/10.46920/2409-5516_2023_8186_48
8 Научно-технологический потенциал современной Африки. Отв. ред. Е. В. Морозенская. М.: Институт Африки РАН, 2022. Селиванов А. И., Старовойтов В. Г., Трошин Д. В. Исследования экономической безопасности России в контексте развития Африки. Экономическая наука современной России. 2019. № 4. С. 112–125. https://doi. org/10.33293/1609-1442-2019-4(87)-112-125
9 Фазельянов Э. М. Глобальная энергетическая безопасность. Восточная аналитика. 2020. № 1. С. 110– 124. https://doi. org/10.31696/2227-5568-2020-01-110-124 Экономическая безопасность России: общий курс. Под ред. В. К. Сенчагова. М.: Бином. Лаборатория. знаний, 2012. Экономическая безопасность стран Африки. Отв. ред.: Е. В. Морозенская, Л. Л. Фитуни. М.: Институт Африки РАН, 2006.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Исследование проблематики санкционного воздействия стран «коллективного Запада» на новых «восходящих» игроков в мировой экономике получила особую актуальность в условиях формирования многоцентричного мира. Санкции становятся инструментами геополитики и экономической экспансии, своеобразными силовыми методами, при помощи которых бывшие страны – лидеры хотят удержать свои прежние исключительные позиции. Практически всегда реальная цель санкционного воздействия замещается мнимыми благими декларациями о борьбе за права угнетенных лиц, против авторитаризма в государственном управлении, агрессивной внешней политики и подобными заявлениями. Российская Федерация столкнулась с вызовами санкционного воздействия со стороны США и зависимых от них стран после событий 2014 г., что стало ответом на проведение активной российской внешней политики, направленной на защиту соотечественников за рубежом. Исходя из этого, широта и направленность исследования делают рассматриваемую монографию востребованной не только применительно к африканской тематике, но и к проблемам постсоветсткого пространства.
Расширяющийся разрыв между странами Мирового большинства и развитыми западными странами наиболее ярко проявляется в сфере международных экономических отношений. Примат монетаризма и фритрейдерства в 1980–2000-е гг. глубоко и надежно интегрировал развивающиеся страны в мировую финансовую систему посредством увеличения открытости их экономик и стимулирования привлечения спекулятивного капитала из старых финансовых центров, обуславливая необходимостью такого подхода новые кредиты, инвестиции и предоставление технической помощи.
Книга «Revolutionary Movements in Africa: An Untold Story» («Революционные движения в Африке: нерассказанная история») является, по сути, сборником статей, посвященных различным эпизодам малоизвестной истории формирования революционных («левых») движений на Африканском континенте и их лидерам и идеологам. Казалось бы, речь идет о «делах давно забытых дней» – последних колониальных и первых постколониальных десятилетиях африканской истории. Однако, читая книгу, понимаешь, насколько события, происходившие в те годы, предопределили дальнейшее развитие государств континента и почему лидеры левых движений, несмотря на их ошибки и поражения, сохранились в памяти сограждан, и не только, как национальные герои. Прежде всего, конечно, это касается Франца Фанона, Патриса Лумумбы, Амилкара Кабрала, Томá Санкары, Уолтера Родни и некоторых других.
Исходя из интенсивности заражения и тяжести протекания тропических заболеваний у пациентов, эпидемиологи относят многие регионы Африканского континента к наиболее проблемным в мире. Широкий ареал распространенности тропических инфекционных заболеваний отрицательно сказывается не только на здоровье местного населения, но и на доходах некоторых секторов экономики, в частности, торговли и туризма. Однако до настоящего времени практически ни одно государство Тропической Африки не имеет собственной всеобъемлющей системы эпидемиологического контроля и оказания полноценного содействия нуждающимся. Большинство сельского и городского населения при необходимости обращаются к знахарям, что объясняется значительной финансовой доступностью этого вида медицинской помощи и его открытостью для всех слоев населения.
Учреждения здравоохранения большинства стран Африки испытывают дефицит современного лечебно-диагностического оборудования и квалифицированных кадров высшего и среднего звена, необходимых для обеспечения более широкого охвата населения доступной и качественной медицинской помощью. Помощь в этом государствам континента оказывают различные специализированные организации, в том числе Всемирная организация здравоохранения, ЮНИСЕФ, Африканский центр по контролю и профилактике заболеваний, а также службы эпидемиологического надзора.
Сделан вывод, что в настоящее время именно традиционные методы профилактики и лечения заболеваний, характерные для климатических особенностей Африки, широко востребованы населением, как в сельской местности, так и в городах. В последние десятилетия во многих странах континента традиционная медицина была статусно приравнена к профессиональной медицине.
За последние несколько лет на фоне пандемии и других кризисных явлений на мировых рынках проблема обеспечения продовольственного суверенитета стран Африки вновь приобрела ключевое значение для международных отношений. Однако для продовольственного суверенитета важно не только и не столько обеспечение бесперебойных поставок продовольственных товаров, но и постепенная локализация их производства в Африке, что требует увеличения потребления удобрений, в связи с чем актуальным становится переход от концепции «продовольственной безопасности» к «продовольственному суверенитету». В целом можно утверждать, что проблема продовольственного суверенитета Африки связана не с дефицитом земель, а в первую очередь с положением Африки в глобальных производственных цепочках на мировых рынках продовольствия, зависимостью от импорта уже готовой продукции. Ключевую роль в сохранении зависимости от импорта играют влиятельные лоббистские и финансовопромышленные группы, посредники, срощенные с транснациональными корпорациями, трейдерами и рядом международных акторов. Структурные дисбалансы экономического развития пока не позволяют большинству стран Африки производить удобрения на своей территории, что обуславливает рост их импорта. За последние годы российским экспортерам удалось значительно укрепить свое присутствие на африканских рынках продовольствия и сельскохозяйственных товаров, доведя долю в поставках удобрений до 20%. В рамках данной статьи проанализированы основные тенденции на пути достижения продовольственного суверенитета странами Африки в первую очередь в контексте динамики потребления и внесения удобрений, впервые в научной литературе приводится анализ стратегии крупнейших российских экспортеров на рынках удобрений стран Африки.
На примере такой геостратегически значимой африканской страны, как Мали, автор показывает, насколько политические и военные шаги Германии содействовали или не способствовали суверенизации государства, которое преодолевало состояние нестабильности. Учитывая дискуссионность полноты суверенитета самой ФРГ, ставится вопрос о ее принципиальной способности передавать опыт в данной сфере другим государствам. Во второй половине 2010-х гг. объем и эффективность усилий Германии по нормализации ситуации в Мали были недостаточными. ФРГ, особенно на первых этапах урегулирования (с 2013 по 2015 гг.), не вносила заметного вклада в деятельность по миротворчеству и поддержанию мира. Использование бундесвера на этом треке стало заметным лишь с 2016–2018 гг., однако и оно не дало требуемых результатов. Уже к середине 2010-х гг. ФРГ стала активно участвовать в реформе сектора безопасности, однако качественные и количественные параметры вновь обученных кадров армии Мали оказались недостаточны для обеспечения мира и безопасности страны. Приняв функции одного из основных внешних участников урегулирования, ФРГ не сопроводила этого необходимыми усилиями. Кроме того, германская сторона не торопилась обеспечить национализацию урегулирования, то есть передачу нитей управления процессом тем внутренним силам, которые были способны вести страну к миру. Незавершенность урегулирования вооруженного конфликта, его деградация с конца 2010-х гг. означали регресс страны на пути суверенизации. На таком фоне малийские национальные вооруженные силы с 2020–2021 гг. пытаются реализовать альтернативный вариант без участия «западных демократий». Рассматривается эволюция подхода новых властей Мали к присутствию ФРГ.
Глобальные геополитические трансформации новейшего времени деформировали сложившееся в послевоенное время мироустройство. Эти тектонические сдвиги обусловили начало конца доминирования Французской Республики в Западной и Центральной Африке и привели к серьезным изменениям в международных отношениях в регионе, который всегда считался зоной французских интересов. Происходит быстрая деградация и распад военно-политической системы «Франсафрик», суть которой состоит в латентных связях коррумпированных элит Пятой республики и ряда африканских стран, находящихся в экономической и политической зависимости от бывшей метрополии. Цель этой статьи – рассмотреть распад этой системы в ее целостности, приблизиться к пониманию того, каким образом разрушение отдельных ее фрагментов обусловливает кризис взаимосвязанных структурных элементов всей системы. Разумеется, в рамках небольшой статьи возможно лишь обозначить общий подход к рассмотрению проблемной ситуации, исходя из теоретико-методологического подхода, который подразумевает системный анализ объекта, то есть феномена «Франсафрик». За последнее время появился целый ряд работ, посвященных различным аспектами этой проблемы (смене элит в африканских государствах, разочарованию в эффективности африканской политики в бывшей метрополии, сокращению военного присутствия Франции в Сахеле и Центральной Африке, провалу военной операции «Бархан», распаду инспирированных Пятой республикой военно-политических блоков африканских стран). Новизна этой работы и ее актуальность состоят в демонстрации необходимости изучения обозначенных тенденций в их целостности и взаимосвязи. Такой подход потребует комплексного рассмотрения причин, хода, результатов и последствий распада военно-политической системы «Франсафрик» в рамках будущего масштабного исследования этого феномена.
Эрнест Тоучи Анише, доктор философии, профессор и заведующий кафедрой политических наук Федерального университета Отуоке, штат Байелса, Нигерия. Имеет степень бакалавра, магистра и доктора философии факультета политологии Университета Нигерии со специализацией в области международных отношений. Э. Анише разрабатывает новую теорию африканской интеграции (пост-неофункционализм), деконструируя традиционный неофункционалистский подход. Доктор Э. Анише – плодотворный исследователь, имеющий более сотни публикаций, включая статьи в десятках наиболее известных журналов по африканским исследованиям.
Мир переживает новую волну геополитических трансформаций, и Африка в этом отношении не является исключением. Формирующийся глобальный геополитический порядок характеризуется перестраиванием и встречным выстраиванием связей и интересов как на многостороннем, так и на минилатеральном уровне, порождающих долгосрочные последствия для стран и народов. В исследовании анализируется суверенитет Африки в контексте геополитической динамики континента. Рассматривая регион Сахеля с опорой на вторичные источники, автор раскрывает и обосновывает последствия новой геополитической ситуации на континенте с точки зрения суверенитета государств. Автор использует широкую концептуальную рамку, анализируя суверенитет Африки как способность государств континента контролировать свою политическую, экономическую, военную и культурную судьбу в условиях перехода к многополярности. Подчеркивая растущее влияние Китая и России в противовес влиянию Соединенных Штатов, автор утверждает, что геополитическая борьба великих держав в Африке обусловлена прежде всего их геостратегическими интересами.
При нынешней расстановке сил и сложившихся условиях страны континента могут оказаться в выигрыше или в проигрыше в зависимости от того, насколько стратегически активны они будут в плане функциональных дипломатических отношений с внерегиональными геополитическими лидерами. В статье утверждается, что такое взаимодействие должно быть достаточно прагматичным, чтобы продвигать интересы Африки на основе взаимного уважения и функциональной взаимозависимости. В противном случае агентность и самоопределение Африки вновь ставятся под вопрос, как это было в ходе доколониальной «битвы» за Африку.
В последние годы в целом ряде стран Экономического сообщества государств Западной Африки (ЭКОВАС) к власти пришли военные режимы. Статья, посвященная политическому кризису ЭКОВАС, рассматривает основные причины этих событий в регионе и подходы данной региональной организации к их решению в африканском контексте с учетом практики ОАЕ и Афросоюза. На первом этапе ЭКОВАС ввел ряд санкций против этих государств за нарушение своих международно-правовых обязательств в области демократии, прав человека, верховенства закона и надлежащего управления. Кроме того, Сообщество решило применить военную силу в Республике Нигер для того, чтобы освободить М. Базума. В ответ на эту угрозу Мали, Буркина-Фасо и Нигер 16 сентября 2023 года решили создать Альянс государств Сахеля (АГС) для самообороны для отражения агрессии войск ЭКОВАС. Кроме того, 28 января 2024 года страны АГС объявили о выходе из ЭКОВАС. Чтобы предотвратить раскол в ЭКОВАС, 24 февраля 2024 года руководством Сообщество было принято решение снять с Нигера, Мали и Гвинеи ряд ранее наложенных на них санкций по гуманитарным соображениям.
В статье подробно рассматриваются как политическая, так и правовая сторона принятых ЭКОВАС решений. На основе проведенного анализа авторы приходят к выводу, что демократия остается важным инструментом укрепления стабильности в многонациональных обществах африканских стран. По мнению авторов, можно поощрять попытки АС и ЭКОВАС решить проблемы политической нестабильности нормативными средствами. Однако санкционная политика ЭКОВАС в отношении стран-нарушителей должна основываться на существующих нормах сообщества, гуманности и реальных фактах, чтобы избежать раскола в Сообществе.
Данная статья посвящена актуализации концепции «коллективной опоры на собственные силы» (КОСС) с учетом становления многополярного мира. Особое внимание уделяется попыткам стран Африки выйти из центр-периферийной модели зависимого развития по- средством реализации данной концепции. Приводятся теоретические основания концепции КОСС, закрепленные в Арушской декларации 1967 г., Арушской программе коллективной опоры на собственные силы и переговорных рамках 1979 г., в ряде документов Организации африканского единства (ОАЕ) и Афросоюза (АС). Показано отношение к КОСС в работах западных экспертов, ученых из СССР и России, а также современных исследователей из бывших республик Югославии. Приведены трактовки концепции на основе трудов Й. Галтунга, С. Амина, немецких экспертов. Показана практика применения концепции в Буркина-Фасо, соседних странах, а также в Танзании. Проведен критический анализ итогов реализации концепции, возможностей ее имплементации в современных реалиях глобального капитализма. Особое внимание уделено уровням реализации концепции, а также теории и практики делинкинга – временного сокращения экономических связей со странами «коллективного Запада». Сделан вывод о том, что в 2020-е гг. многоуровневая имплементация концепции КОСС (локальный, страновой, уровень Альянса государств Сахеля, уровень Мирового большинства) представляется даже более реалистичной, нежели в момент ее разработки. Этому способствует доминирование незападных экономик в глобальном базисе, макроисторические процессы декаплинга (формирования отдельных блоков), а также ключевая роль стран Мирового большинства в текущих экономических связях стран Сахеля. Показан сдерживающий фактор в виде сохранения масштабных потоков западной помощи региону.
Когда в конце 1960-х – начале 1970-х гг. в Африке была сформулирована концепция права человека на развитие, идея заключалась не в том, чтобы просить помощи в целях развития, а в том, чтобы заявить о своем праве на самоопределение, или даже о праве на подлинное освобождение от продолжающегося внешнего господства, с тем, чтобы взять на себя суверенный контроль и самостоятельно определять судьбу развития континента. Однако в ходе эволюции идея права на развитие была в некоторой степени искажена и стала как раз подразумевать обращение к помощи в целях развития для ее реализации. От развитых стран требовалось выделять 0,7% своего годового валового внутреннего продукта в качестве иностранной помощи для содействия развивающимся странам, включая страны Африки. За более чем шесть десятилетий, с 1960 по 2022 г., страны-доноры Комитета содействию развитию Организации экономического сотрудничества и развития (КСР ОЭСР) предоставили 48 странам-получателям в Африке помощь в целях развития на общую сумму $1,23 трлн. В данной статье рассматривается вопрос о том, в какой степени иностранная помощь способствовала развитию стран-получателей в Африке. В ходе проведенного анализа удалось установить, что, несмотря на непрерывные поставки иностранной помощи в Африку, обнищание и отставание в развитии на всем континенте усугубились, что заставляет задаться вопросом, почему Африка должна оставаться в ловушке «мертвой помощи» КСР ОЭСР, когда можно опереться на альтернативные, взаимо- выгодные механизмы сотрудничества в целях развития.
Панафриканская интеграция, воплощением которой является Африканский союз (АС), преемник Организации африканского единства (ОАЕ), насчитывает уже шесть десятилетий. Немного меньше региональным организациям, таким как Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС), Сообщество развития Юга Африки (САДК) и Восточноафриканское сообщество (ВАС). Несмотря на столь впечатляющую многолетнюю историю, многие проблемы АС и региональных экономических сообществ Африки сохраняются и стали чуть ли не хроническими.
В основе данного исследования – анализ научной литературы, средств массовой ин- формации, а также выводов и рекомендаций комиссий АС. Теоретической матрицей исследования послужили конструктивизм и панафриканизм.
По сравнению с аналогичными структурами в других странах «глобального Юга», Африканский союз и региональные организации оказались более успешными. Хотя АС критикуют в литературе, а Панафриканский парламент нередко подвергается насмешкам в средствах массовой информации, только Европейский союз добился большего успеха, отчасти благодаря наднациональному характеру, а также внушительному преимуществу в части ресурсов. К числу заметных успехов АС можно отнести факт утверждения им своей роли в глобальном управлении. Он координирует голосование африканских государств в Совете Безопасности ООН, а также создал прообраз дипломатического корпуса, который представляет его в крупных региональных и глобальных организациях и в двух мировых державах, США и КНР. Исследователи также должны учитывать те процессы континентального и многостороннего характера, положительно воздействующие на африканскую интеграцию, которые происходят за рамками АС, благодаря деятельности различных негосударственных структур и отраслевых объединений. Что же касается проблем АС и региональных экономических сообществ, то многие из них по сути являются проблемами правительств стран-членов этих организаций, транслированными на уровень субрегиональных и континентальных структур.
В условиях продолжающейся научной дискуссии по поводу сущности государственного суверенитета и возможных направлений его трансформации возникает потребность в комплексном анализе региональной специфики. Традиционно анализ суверенитета опирался на исторический опыт европейских государств, а вестфальская модель суверенитета рас- сматривалась как едва ли не универсальная. В то же время, такой подход не обеспечивает должного внимания к локальной и региональной специфике суверенитета. Поэтому цель данной статьи состоит в том, чтобы выявить и раскрыть основные особенности суверенитета стран Африки по четырем параметрам – целостность, неизменность, носители и направленность. Подобный анализ позволит не только вписать африканский политический опыт в академические изыскания, которые все еще сильно опираются на западные (европейские) кейсы суверенности. Важная задача данной статьи еще и в том, чтобы показать особенности суверенитета и вариативность африканских государств. Специфика суверенитета африканских государств исторически обусловлена наложением разных типов суверенитета – как выработанных на континенте, так и привнесенных извне. Это подразумевает заметную вариативность практической реализации суверенных прав и специфику реальных носителей суверенитета. В отличие от вестфальского суверенитета, в Африке сложился более широкий круг носителей суверенитета, который не ограничен формальными государственными механизмами принятия решений. Из-за особенностей наднациональной интеграции и внешних заимствований в странах Африки сложились некоторые ограничения внешнего суверенитета, способности вести дела с другими государствами, в том числе внерегиональными. Однако этот процесс пока слабо отражается на внутреннем суверенитете – в силу его разнородности, разноуровневости и сложности.
Издательство
- Издательство
- ИАфр РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 123001, Россия, Москва, ул. Спиридоновка, д. 30/1
- Юр. адрес
- 123001, Россия, Москва, ул. Спиридоновка, д. 30/1
- ФИО
- Абрамова Ирина Олеговна (Директор)
- E-mail адрес
- dir@inafr.ru
- Контактный телефон
- +8 (495) 6906385