Цель исследования. В статье рассматриваются показатели и индикаторы, определяющие эффективность социальных механизмов формирования доверия в экономических отношениях, в рамках НИР «Социальные механизмы формирования доверия в трансформирующихся экономических отношениях». Вначале работы рассматриваются принципы, правила и инструменты построения доверительных отношений в экономике на примере дискурса международных форумов и высказываний первых лиц государств. Вместе с тем, отмечается, что во внутренней политике первые лица государств рекомендуют управленцам применять цифровые технологии для построения доверия, например, во время избирательного процесса. Анализируются критерии и показатели доверия в экономических отношениях, что стимулирует экономическое развитие социума, улучшает взаимодействие участников рынка и способствует общему благополучию общества. Как показывают различные исследования, на сегодняшний день можно выделить следующие общие критерии доверия в отечественной и зарубежной практике: надежность индивида, организации, государства; развитие индивида и организации; отсутствие обмана; доброжелательность; понимание и уважение чувств партнеров; выполнение обещаний для дальнейшего сотрудничества. Выводы. На основе проведенного исследования выявлены критерии и показатели, определяющие особенности формирования доверия в экономических отношениях. Авторы делают вывод, что в условиях нестабильного и нелинейно развивающегося общества необходим универсальный способ оценки эффективности механизмов формирования доверия. В качестве такого способа может быть предложена универсальная технология, которая реализуется на институциональном и персоналистском уровнях и предполагает учет критериев и показателей, формирующихся на пересечении информационно-рефлексивных, ценностно-нормативных, коммуникационно-интерпретационных и деятельностных механизмов в одном социальном поле.
Основным стратегическим элементом формируемой системы, призванным решать профилактические задачи на региональном и муниципальном уровне, стал Центр общественного здоровья и медицинской профилактики (ЦОЗиМП). В статье приводится анализ деятельности ЦОЗиМП за период 2013–2022 гг. в Российской Федерации и предлагаются рекомендации по ее совершенствованию. Материалы и методы. В анализ включена структура ЦОЗиМП; материально-техническое оснащение; динамика обучения кадров в разрезе отдельных категорий, социологических исследований, численности и укомплектованности, средств, полученных на профилактическую работу с населением, тиражей изданий, публикуемых ЦОЗиМП, массовая работа и консультативно-оздоровительная деятельность Центра. Анализировались сведения о деятельности ЦОЗиМП согласно отчетной формы № 70 за период 2013–2022 гг. Особенности деятельности ЦОЗиМП оценивались с помощью вычислений медианного значения показателя для соответствующего года, а также процента изменений данного показателя против иного периода. Результаты. Общее число структурных подразделений в ЦОЗиМП изменилось незначительно: с 560 в 2013 году до 547 в 2022 году. После реформы системы медицинской профилактики, проведенной Минздравом России в 2020 году, в регионах были сформированы центры общественного здоровья и медицинской профилактики, имеющие принципиально иную структуру. За период 2013–2022 гг. выявлен незначительный рост штатных должностей в ЦОЗиМП с 3720 до 3771 соответственно. С 2013 по 2022 гг. увеличилось число обученных студентов на 31,7%, но сократилось число обученных медиков на 45,3%. Заключение. За исследованный период ЦОЗиМП претерпели серьезные изменения. Рост числа программ и проектов, реализуемых Центрами, внушительный объем проводимой массовой работы показывает востребованность данных медицинских организаций. Однако статистическая форма, при помощи которой осуществляется сбор необходимой информации о деятельности ЦОЗиМП, к настоящему моменту дезактуализировалась и не соответствует основным положениям актов, регулирующих деятельность указанных организаций.