Введение. В 2023 г. исполняется 200 лет со дня рождения выдающегося российского ученого-экономиста, общественного и государственного деятеля Николая Христиановича Бунге. Его взгляды, особенно по аграрному вопросу, до сих пор все еще остаются слабо изученными. Целью исследования являются анализ и оценка взглядов Н. Х. Бунге по аграрному вопросу и раскрытие их гуманистического характера.
Материалы и методы. В исследовании использованы историко-ретроспективный, историко-генетический и герменевтический, программно-целевой и структурно-функциональный методы изучения проблемных вопросов истории экономической науки. Исследование основано на работах самого Н. Х. Бунге и публикациях его современников.
Результаты исследования. Среди наиболее значимых идей в области постановки и решения аграрного вопроса Н. Х. Бунге выявлены и раскрыты его подходы к вопросам землевладения и землепользования, миграционным (переселенческим) процессам, развитию крестьянского самоуправления, развитию арендных, налоговых и финансово-кредитных отношений. Раскрыты многомерный и вместе с тем противоречивый характер взглядов Н. Х. Бунге в вопросах внутренней экономической политики. Сделан вывод о гуманистической направленности научного наследия ученого и необходимости его дальнейшего более детального изучения в контексте новой социальной реальности.
Обсуждение и заключение. Отмечены конкретные подходы отечественной историографии к изучению сочинений Н. Х. Бунге в дореволюционный период (А. Н. Зак, И. И. Левин, А. А. Микулин, М. Н. Соболев, М. И. Туган-Барановский и др.) и растущий интерес к его политико-экономическим взглядам в ХХI в. Дана оценка дискуссионному тезису о характеристике взглядов Н. Х. Бунге как находящихся «между историзмом и либерализмом» (Й. Цвайнерт).
Введение. В 2024 г. исполняется 270 лет со дня рождения выдающегося российского государственного и общественно-политического деятеля Н. С. Мордвинова. Его взгляды и конкретные проекты до сих пор вызывают живой интерес, но при этом сравнительно слабо изучены. Целью исследования являются компаративный анализ и оценка политико-экономических воззрений Н. С. Мордвинова и их актуальности в контексте необходимости сохранения устойчивого характера поступательного развития национальной экономики.
Материалы и методы. В исследовании использованы историко-ретроспективный, историко-генетический и герменевтический, программно-целевой и структурно-функциональный методы изучения проблемных вопросов истории экономической науки. Исследование основано на сочинениях самого Н. С. Мордвинова, а также на исследованиях разных авторов, опубликованных в различное время и освещающих конкретные аспекты политико-экономических взглядов мыслителя.
Результаты исследования. Даны анализ и оценка политико-экономических идей Н. С. Мордвинова по аграрному вопросу, в области развития кредитно-финансовых отношений, протекционистской и промышленной политики. Раскрыты отличия экономических взглядов Н. С. Мордвинова от идей физиократизма, меркантилизма, смитианства, содержание его проектов по реформированию банковской и финансовой системы России. Охарактеризованы оценки идей Н. С. Мордвинова в зарубежной и российской историко-экономической науке.
Обсуждение и заключение. Показаны разные оценки политико-экономических взглядов Н. С. Мордвинова в зарубежной (Й. Цвайнерт), отечественной дореволюционной (Н. Н. Заколпский, В. С. Иконников, Н. Л. Мордвинова и др.), советской (Э. Я. Брегель, И. Блюмин и др.) и современной (А. А. Аникеева, С. Н. Чагин, В. А. Лушникова и др.) историко-экономической науке. Раскрыты протекционистская основа подходов Н. С. Мордвинова к экономической политике государства и критическое отношение к отдельным положениям либеральной экономической доктрины (фритредерство и др.).
Введение. Целями исследования являются оценка значения и обоснование гуманистического характера творческого наследия А. А. Богданова в условиях новой социальной реальности. Задачами исследования являются: компаративный анализ философского и социально-экономического контента сочинений А. А. Богданова; критическое сопоставление существующих в современной науке теоретико-методологических подходов к пониманию основных идей ученого; выявление их теоретической и практической значимости с учетом новой социальной реальности.
Материалы и методы. Основой для написания статьи стали сочинения самого А. А. Богданова, а также научные исследования его творчества, появившиеся за последние 20 лет. В работе использованы структурно-функциональный и программно-целевой подходы, методы анализа, синтеза, обобщений и аксиологии, а также историко-ретроспективный, историко-генетический и герменевтический методы исследования.
Результаты исследования. На примере социально-философских концепций «собирания человека» и «коллективной личности» показан вклад А. А. Богданова в постановку и развитие научных представлений о социализме, гуманизме, социальной ответственности и социальной справедливости. Раскрыт гуманистический характер представлений А. А. Богданова о социальном сотрудничестве и государственном устройстве в подлинно гуманном обществе, что отличает его взгляды от идей западноевропейских социалистов - утопистов и гуманистов эпохи Возрождения. Раскрыты отличительные особенности гуманистической философии А. А. Богданова от «ортодоксального марксизма» и либерализма.
Обсуждение и заключение. На основе разных научных подходов, сложившихся в историко-экономической и философской науке, выявлены полиморфизм оценок творческого наследия А. А. Богданова и растущая необходимость его дальнейшего изучения с учетом современных «вызовов времени».
Введение. Цель исследования - выявить и оценить ключевые факторы, влияющие на состояние иммерсивного образования и присущий ему формат ролевых игр, а также направления и условия совершенствования данной модели обучения.
Материалы и методы. Основой для написания статьи послужили публикации российских и зарубежных авторов по вопросам организации иммерсивного обучения, цифровизации образования и использования искусственного интеллекта в образовательной сфере. В исследовании использованы методы экспертно-аналитического, программно-целевого, структурно-функционального, системного, сравнительного, морфологического и сравнительного анализа и оценки понятий «иммерсивное обучение», «ролевая игра», «искусственная реальность», «интеллект». Объектом исследования является современное иммерсивное обучение, предметом исследования являются ролевая игра и роль современных отраслей науки в ее организации и развитии. Результаты исследования. Основной задачей развития практики ролевых игр и иммерсивного образования в целом является необходимость обеспечения связанности всех элементов образовательного процесса для достижения «эффекта присутствия» и обеспечения безопасности современного образовательного процесса. На фоне развития новых технологий и изменения роли техносферы в образовательном процессе особое внимание уделяется малоизученной проблеме, связанной с негативными последствиями использования искусственных ситуаций, а также практики «погружения» в таких ситуациях («эффект третьей стороны»). Обсуждение и заключение. Выявлены экзогенные и эндогенные факторы таких негативных последствий: отсутствие приоритетов и особого подхода к планированию различных форматов иммерсивного обучения; отсутствие учета психологического здоровья обучающихся, возможностей их адаптации на «входе» и «выходе» из ролевых игр и т. д. На фоне сравнения возрастных различий субъектов образования в разных моделях современной педагогики (андрагогике, эвтагогике, хьютагогике) сделан вывод о необходимости использования аксиоматики современной ноксологии (науки о рисках и опасностях), фантомологии (науки о влиянии техносферы на человека) и достижений асфатроники (науки о глобальной безопасности).
Проблема государственности и ее исторического развития относится к одной из тех, мимо которых практически не проходит не один историк. Теория государства и права не может быть полной без знания и понимания истории их возникновения и развития. Актуальность проблемы государственности периодически возрастает в связи с теми переломными периодами, которые переживают государство и общество в своей истории. В исследовании использованы методы анализа, синтеза, обобщений и аксиологии, а также историко-ретроспективный, историко-генетический и герменевтический методы изучения основных идей А.С. Лаппо-Данилевского в контексте общего развития российской исторической науки. В статье рассматриваются исторические взгляды одного из наиболее ярких российских ученых - историков второй половины ХIХ - начала ХХ веков, одного из основоположников методологии исторической науки в России, академика Санкт-Петербургской академии наук А.С. Лаппо-Данилевского. Показаны особенности его методологии в изучении истории, его представления о русской (российской) государственности, ее сущности, природе, основных этапах эволюции и влиянии на ее характер и содержание со стороны разных идеологических и политических факторов. Дана оценка актуальности взглядов ученого в области государственного развития с точки зрения современной ситуации.