Введение. В настоящем исследовании представлено краткое освещение современного состояния противодействия киберпреступлениях в странах Глобального Юга с упором на существующие преимущества, проблемы и перспективы развития внутригосударственного состояния и межгосударственного взаимодействия. Автором раскрыта используемая терминология и проведено сравнение с национальным подходом.
Материалы и методы. Методологически исследование строится на методах формальной логики, системном методе, а также специально-юридических методах: толковании, формально-юридическом, историко-правовом методах, а также методах юрислингвистики и лингвоюристики в части языковых особенностей использования терминов правоприменителями, законодателями и исследователями на иностранных языках. Исследование носит сравнительный характер не только в отношении непосредственно киберзаконов, но и смежного регулирования, в том числе подзаконных актов и руководящих документов. В качестве lex specialis применимо гражданское и гражданско-процессуальное право.
Результаты исследования. Страны Глобального Юга занимают лидирующие позиции по кибербезопасности в части законодательства, технических, организационных мер и развития потенциала, а также искусственного интеллекта, порой опережая региональный уровень по противодействию киберпреступлений. С учётом развития правового регулирования киберпосягательства охватывает широкий круг сфер, где применяются информационно-коммуникационные технологии. Под киберпреступлениями следует понимать использование высоких технологий в преступных целях, а противодействие стран Глобального Юга сфокусировано на криминализации и пенализации, профилактических мерах, экономико-технических и пресекательных инициативах, использовании технологических достижений при выявлении и расследовании посягательств, а также мониторинге и фильтрации незаконного контента.
Обсуждение и заключение. В качестве проблем можно выделить отсутствие механизмов по обзору имплементации региональных конвенций именно по киберпреступлениям, различия в хранимых провайдерами услуг и владельцами платформ данных и сроках их хранения, в понимании запрещённого контента и обилие оценочных категорий, что может быть устранено посредством разработки дополнительного протокола к Конвенции ООН против киберпреступности и совершенствования национального регулирования. Отсутствие единого понимания киберпосягательств может быть нивелировано посредством ратификации упомянутого международного договора странами Глобального Юга. В странах-лидерах в области кибербезопасности реализованы технические и организационные инициативы, представляющие интерес для имплементации в отечественной практике.
Цель: изучить правовое регулирование в сфере контроля за оборотом наркотиков с опорой на судебную практику и доктринальные положения и выявить особенности привлечения к уголовной ответственности юридических лиц за наркопреступления в Алжирской Народной Демократической Республике (АНДР).
Методы исследования: исследование основывается на контент-анализе документов, специальных юридических методах (толковании и формально-юридическом методе), методах юрислингвистики и лингвоюристики в части языковых особенностей использования терминов и носит сравнительный характер.
Выводы по результатам проведенного исследования: правовое регулирование в сфере контроля за оборотом наркотиков является комплексным. Ряд законов содержит бланкетные и отсылочные нормы. При сопоставлении законодательства АНДР и иных арабских стран выявлены сходства и различия, связанные с уголовной ответственностью юридических лиц: подход к определению юридического лица; перечень наркопреступлений, к которым может быть привлечено юридическое лицо, является закрытым, однако он может быть расширен, поскольку устоявшаяся годами судебная практика более широко толкует применяемое законодательство. Срок такого наказания, как временное закрытие, носит более мягкий характер в сравнении с тем, что предусмотрено уголовным законом, в отличие от размеров штрафов, которые кратны либо размерам штрафов, предусмотренных для физических лиц, либо стоимости конфискованных товаров. Выявлены процессуальные особенности привлечения юридического лица к уголовной ответственности, а также юрисдикционных принципов.
Научная и практическая значимость: с учетом специфического соединения религиозных и светских начал в законодательстве арабских государств и лингвистических особенностей проведенное исследование служит восполнению пробелов в познании современного антинаркотического законодательства АНДР, а также вопросов уголовной ответственности юридических лиц. Результаты исследования могут быть учтены при формировании в отечественном законодательстве правовых основ уголовной ответственности юридических лиц и использоваться в рамках дальнейших исследований алжирского права и взаимодействия с рассматриваемым государством.