Работы автора

ТРАДИЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ПЛЕТЕНОЙ ОБУВИ У МОРДВЫ (2023)

Введение. В статье дается характеристика структуры промысла, связанного с изготовлением плетеной обуви у мордвы в конце XIX - начале XX в. Предполагается рассмотреть уровень развития данного промысла, выявить его количественные и качественные характеристики, источники сырья, а также значимость для традиционного хозяйства мордвы.

Материалы и методы. Применялся сравнительно-исторический метод, на основе которого были исследованы формы бытования отдельных компонентов, входящих в структуру рассматриваемого промысла, а также прослежены тенденции происходящих с ним изменений. Данный метод использовался в совокупности с анализом историографических трудов и источников, а также методов полевых исследований.

Результаты исследования. Издревле лапти у мордвы изготавливали в основном для нужд семьи. К концу XIX в. это ремесло превратилось в кустарный промысел, который достиг значительных размеров, хотя и носил в основном местный характер. В его структуру входило не только непосредственное изготовление лыковой обуви (лаптей, ступней), но и применяемых при этом орудий производства, заготовка и первичная обработка сырья - луба, сбыт готовых изделий.

Обсуждение и заключение. Производство лыковой обуви у мордвы в XIX - начале XX в. оставалось преимущественно домашним промыслом, в котором были заняты члены крестьянской семьи. В начале XX в. этот промысел, вследствие уменьшения площади лесов, которое привело к недостатку сырья, а также небольшого дохода от него, начал падать. Лапти постепенно стали выходить из постоянного употребления, уступая место кожаной обуви кустарного и фабричного производства. Хотя в качестве повседневной обуви они продолжали бытовать у мордвы вплоть до середины XX в.

Издание: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ
Выпуск: Том 19 № 2 (61) (2023)
Автор(ы): Корнишина Галина Альбертовна
Сохранить в закладках
ДОМ И СЕМЬЯ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ МОРДВЫ (2024)

Введение. В статье рассматривается взаимодействие важнейших компонентов традиционной жизнедеятельности мордовского народа - дома и семьи. В народном сознании они были неразделимы. Дом был не просто местом обитания семейного коллектива, здесь люди вели хозяйственную деятельность, совершали обрядовые действия, отмечали праздники. До настоящего времени как семья, так и жилое пространство, где она обитает, сохраняют этническое своеобразие; они являются частью культурного наследия народа. В связи с этим их изучение важно для понимания современного развития этносов, для решения задач, связанных с гармонизацией межличностных отношений, воспитанием детей, передачей им духовных ценностей.

Материалы и методы. При проведении исследования в основном использовался сравнительно-исторический метод, который позволяет проследить изучаемые явления на протяжении длительного исторического периода, выявлять этапы появления в культуре этноса новаций и инноваций. Все это дает возможность создавать объемлющее представление по рассматриваемой теме. Также применялся ретроспективный метод, когда на основе изучения компонентов традиционной культуры, сохранившихся до настоящего времени, были реконструированы основные элементы бытового уклада мордовской семьи. Результаты исследования. Жилище и проживающая в нем семья в традиционном сообществе воспринимались как единая система. Своеобразным элементом ее идентификации в обществе служили так называемые родовые знаки (меты), которые применялись как в социальной, так и в хозяйственной среде. Хозяйственная деятельность традиционной мордовской семьи была основана на четком разделении трудовых обязанностей, обусловленных возрастом и гендерной принадлежностью ее членов. Трудовые функции членов семьи во многом определяли разделение внутридомового пространства по половозрастному признаку, что отражалось в выделении здесь своеобразных «женских» и «мужских» территорий. Обсуждение и заключение. Вплоть до начала XX в. семейные коллективы у мордвы представляли собой единое хозяйственное сообщество, обитавшее в едином жилом пространстве. Но постепенно многочисленные семьи начинают распадаться, отделившиеся семейные пары переселяются в новые дома, где обустраивают собственную жилую среду, в которой находят отражение культурные предпочтения этноса и его мировоззрение.

Издание: ГУМАНИТАРИЙ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: Том 24 № 3 (67) (2024)
Автор(ы): Корнишина Галина Альбертовна
Сохранить в закладках
ОГОНЬ В ОБРЯДОВОЙ КУЛЬТУРЕ МОРДВЫ: ИСТОКИ, ТРАДИЦИИ, ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ (2024)

Введение. Обрядовая сфера этнической культуры традиционно является предметом изучения этнологии. В последние десятилетия появились новые позиции исследования этого круга проблем, среди которых особое место занимает понимание того, что обрядность в современных условиях - один из важных идентификационных факторов. Это особенно актуально для мордвы, в среде которой довольно быстрыми темпами развиваются ассимиляционные процессы. Цель исследования - выявить истоки, ритуальные функции, первоначальное и современное значения в обрядности мордовского народа огня и его производных (золы, угля, дыма и т. п.).

Материалы и методы. Методологической базой работы явились такие традиционные методы, как сравнительно-исторический и историко-генетический. Они позволили основательно изучить исследуемые явления и с помощью логических и эвристических технологий реконструировать тенденции развития изучаемого объекта. Применялись также методы полевых исследований и анализ историографических трудов и источников. Результаты исследования и их обсуждение. Отмечается, что область применения огня и его производных была весьма обширна: они выполняли функции оберегов, могли использоваться в качестве лечебных средств, объединять участников ритуальных действий. Такое широкое ритуальное использование огня было тесно связано с солярным культом, т. е. восприятием его как небесной стихии, которая может оказывать воздействие на жизнь людей. Материальным отражением солярного культа были священные свечи - штатолы. Они связывались с образом верховного мордовского бога Шкая-Нишке, который и сам считался солнечным божеством.

Заключение. Ритуальные функции огня в обрядовой культуре мордвы постепенно трансформируются: к настоящему времени практически исчезли магические ритуалы с пламенем костров и домашним очагом, а их место заняли церковные свечи, которые используются во многих современных обрядах. Результаты исследования могут быть полезны для более полного понимания эволюции традиционного мировоззрения мордовского народа, его связей с другими этносами, а также отдельных аспектов его духовной и материальной культуры.

Издание: ФИННО-УГОРСКИЙ МИР
Выпуск: Том 16, № 2 (2024)
Автор(ы): Корнишина Галина Альбертовна
Сохранить в закладках