Предмет: система KPI в оценке деятельности государственных коммерческих организаций. Цель: разработка системы KPI для коммерческих организаций сектора государственного управления на примере АО «Газпром диагностика». Дизайн исследования: обоснована целесообразность применения системы ключевых показателей как индикатора оценки деятельности сотрудников и структурных подразделений государственных коммерческих организаций в достижении текущих и стратегических целей деятельности компании. Проведен анализ нормативно-правовых актов Российской Федерации в части установления ключевых показателей эффективности деятельности для государственных коммерческих организаций. В результате установлено, что Правительством Российской Федерации централизованно устанавливаются ключевые финансово-экономические показатели деятельности. При этом отраслевые целевые показатели разрабатываются и утверждаются государственными акционерными коммерческими организациями самостоятельно с учетом отраслевых особенностей, ведомственных программ развития и национальных целей развития Российской Федерации. Результаты: предложены три группы ключевых показателей (экономические, технические и организационные) для АО «Газпром диагностика», которое является дочерним предприятием ПАО «Газпром». Рекомендуемые показатели коррелируют со спецификой деятельности АО «Газпром диагностика», составлены с учетом задач Государственной программы Российской Федерации «Управление федеральным имуществом»[10], руководящих принципами ОЭСР2, требований Методических рекомендаций Правительства Российской Федерации по установлению ключевых показателей эффективности для государственных коммерческих организаций. Предложена методика оценки достижения ключевых показателей деятельности и система материального поощрения сотрудников на основе системы KPI, позволяющая оценить вклад сотрудников и структурных подразделений в достижение ключевых показателей деятельности компании. Методика является универсальной и может быть применена в деятельности различных государственных коммерческих организаций независимо от отраслевой принадлежности и специфики деятельности.
Предмет: методические подходы к анализу финансовой устойчивости сервисных предприятий нефтегазового комплекса. Цель: модификация классической модели финансовой устойчивости Ковалева-Волковой применительно к специфике деятельности АО «Газпром Диагностика». Дизайн исследования: проведен анализ финансовой устойчивости АО «Газпром Диагностика» на основе пятифакторной модели Ковалева-Волкова. Выявлена ее нерелевантность в отношении специфики деятельности объекта исследования, которое оказывает сервисные услуги по технической диагностике и экспертизе технологических объектов ПАО «Газпром». Отсутствие производственной деятельности является причиной низкой доли запасов в структуре активов и оборотного капитала организации. Как следствие, рассчитанный интегральный показатель финансовой устойчивости не всегда может быть признан адекватным. В связи с этим авторы пришли к выводу о необходимости модификации модели Ковалева-Волковой применительно к организациям, оказывающим сервисные услуги. Результаты: в результате применения современных методов эконометрики, таких как корреляционный и ретроспективный анализ, удалось нивелировать недостатки классической модели Ковалева-Волковой и апробировать модифицированную модель на примере АО «Газпром Диагностика». Апробация показала, что рекомендации авторов по применению модифицированного интегрального показателя финансовой устойчивости могут лечь в основу моделирования финансовой устойчивости организаций в схожих отраслях экономики, для которых ранее классическая модель Ковалева-Волковой была неприменима.
Предмет: финансовая устойчивость государственных коммерческих организаций. Цель: исследование финансовой устойчивости государственных коммерческих организаций как объекта внутреннего и внешнего финансового контроля за эффективностью деятельности. Дизайн исследования: государственные коммерческие организации создаются и функционируют для решения социальных задач государства. В связи с этим основными целями деятельности таких организаций не является извлечение максимальной прибыли от осуществляемой хозяйственной деятельности. Тем не менее, являясь полноценными участниками рыночной экономики, они играют значимую роль в экономике государства, обеспечивая свыше 50% ВВП страны. В связи с этим Российская Федерация как владелец (совладелец) таких организаций заинтересована в обеспечении и сохранении финансовой устойчивости государственных коммерческих организаций. Результаты: в статье исследованы сущностные характеристики финансовой устойчивости и использование ее как инструмента оценки эффективности используемых финансовых ресурсов и капитала. Обоснована роль внутреннего контроля и аудита в поддержании необходимого уровня финансовой устойчивости. Предложена матрица финансовой устойчивости, которая применима как для органов внутреннего, так и внешнего контроля за эффективностью деятельности государственных коммерческих организаций. Матрица включает количественные и качественные характеристики и может быть применима в отношении компаний с государственным участием вне зависимости от отрасли, в которой они функционируют.