Статья посвящена проблемам внедрения информационно-коммуникационных технологий в систему образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития. Цель исследования заключается в изучении сформированности информационно-коммуникационной компетентности у обучающихся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР, определении их стартовой готовности к использованию технических средств, разработке педагогических условий формирования ИКТ-компетенций у обучающихся данной категории. Диагностическая карта оценки информационно-коммуникационных умений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР включает перечень подлежащих оценке показателей - практических умений и действий, объединенных в 3 блока: общепользовательские, информационные, коммуникационные компетенции. На основе анализа результатов диагностики определена стартовая готовность обучающихся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР к овладению элементарной информационно-коммуникационной компетентностью. С учетом выделенных организационно-содержательных аспектов и педагогических условий формирования ИКТ-компетенций у обучающихся рассматриваемой категории даны рекомендации в адрес педагогов-дефектологов по использованию средств ИКТ в коррекционно-образовательном процессе. Направления работы педагога по развитию информационно-коммуникационных компетенций у детей, имеющих тяжелые множественные нарушения развития, представлены в четырех аспектах: ИКТ как предмет изучения, как средство обучения, как средство коррекции, как средство альтернативной коммуникации. Авторами предложены возможные педагогические условия для развития элементарной информационно-коммуникационной компетентности у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития: методы и приемы работы с включением средств и элементов ИКТ в урочную и внеурочную деятельность обучающихся по федеральной адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 варианта.
Идентификаторы и классификаторы
В контексте внесения актуальных изменений в федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» — закрепления понятия «обучающиеся с тяжелыми множественными нарушениями развития», введения Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026) проблемы отбора содержания образования и технологий обучения обучающихся указанной категории с учетом разнообразия их особых образовательных потребностей приобретают особую актуальность и значимость, как с научной, так и с практической точки зрения
Список литературы
-
Борблик, Ю. В. Применение обучающих игр в учебном процессе коррекционных школ VIII вида / Ю. В. Борблик, О. А. Шабалина. - Текст: непосредственный // Образовательные технологи и общество. - 2015. - Т. 18. - № 1. - С. 427-439. EDN: TNOMVF
-
Евтушенко, И. В. Роль информационно-коммуникационных технологий в обучении математике старшеклассников с тяжелыми множественными нарушениями развития / И. В. Евтушенко, Л. С. Пеньшина, А. П. Симонов. - Текст: непосредственный // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 1. EDN: XXNCNP
-
Зак, Г. Г. Информационно-коммуникационные технологии как необходимый элемент цифровой образовательной среды обучающихся с умственной отсталостью / Г. Г. Зак, В. А. Лисицына. - Текст: непосредственный // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы Всерос. заочной конф. 16 марта - 20 апреля 2020 г. (Екатеринбург). - Екатеринбург: [б. и.], 2020. - С. 176-180. EDN: UZPZCX
-
Зак, Г. Г. Применение обучающих и развивающих компьютерных игр в образовательном пространстве обучающихся с умственной отсталостью / Г. Г. Зак, В. А. Лисицына. - Текст: непосредственный // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы Всерос. заочной конф., Екатеринбург, 22 апреля 2022 г.- Екатеринбург: [б. и.], 2022. - С. 52-57. EDN: OAGTBV
-
Клименко, Е. И. Информационно-коммуникативная компетенция - ключевое понятие современного образования / Е. И. Клименко. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2015. - № 22. - С. 816-818. EDN: VDDKBV
-
Круглякова, Г. В. Содержание и технология формирования профессиональной информационно-коммуникативной компетенции студентов-филологов: автореф. дис. … канд. пед. наук / Круглякова Г. В. - Тольятти, 2007. - 243 с. - Текст: непосредственный. EDN: NIWTBL
-
Методические рекомендации по использованию средств альтернативной и дополнительной коммуникации в процессе обучения и воспитания детей с ТМНР / Т. А. Соловьева, М. В. Переверзева, С. Б. Лазуренко, Н. Н. Павлова, Л. А. Головчиц, Т. А. Басилова, А. Л. Битова, Т. Н. Исаева, О. В. Караневская, И. А. Филатова. - Москва: ИКП, 2023.-URL: https://ikprao.ru/wpcontent/uploads/2024/02/Metodicheskie_rekomendacii_po_ispolzovaniju_sredstv_alternativnoj.pdf.-Текст:электронный. EDN: AQCBZA
-
Нугаева, О. Г. Информационно-коммуникационные технологии в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья / О. Г. Нугаева, Г. К. Труфанова. - Текст: непосредственный // Стратегические ориентиры современного образования: сборник научных статей / Уральский государственный педагогический университет. - Екатеринбург: [б. и.], 2020. - Ч. 2. - С. 115-117. EDN: EJTRIF
-
Организация образования обучающихся по специальным индивидуальным программам развития (СИПР): методическое пособие / О. Г. Болдинова, Л. А. Головчиц, И. Ю. Левченко, М. В. Переверзева, Е. В. Семенова, А. М. Царев, О. В. Шохова. - Москва: ИКП, 2023. - URL: https://ikprao.ru/wpcontent/uploads/2024/02/Organizaciya_obrazovaniya_obuchajushhihsya_po_specialnym_individualnym-2.pdf.-Текст:электронный. EDN: HWSMES
-
Проведение коррекционных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий с участием родителей (законных представителей) с обучающимися с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми множественными нарушениями развития: методическое пособие для родителей / под ред. Е. В. Семеновой. - Москва: ИКП РАО, 2021. - 45 с.
-
Семенов, А. Л. Информационные и коммуникационные технологии в общем образовании: теория и практика / А. Л. Семенова. - Москва: ИНТ, 2006. - 326 с. - Текст: непосредственный.
-
Филатова, И. А. Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития: учеб.-метод. пособие / И. А. Филатова, Е. В. Каракулова; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [б. и.], 2018. - Текст: непосредственный. EDN: VNGRPL
-
Хлыстова, Е. В. Анализ условий эффективного использования информационных и компьютерных технологий при организации образовательной среды учащихся младшего школьного возраста с нейродинамической недостаточностью / Е. В. Хлыстова, Г. К. Труфанова, Н. Е. Ильиных. - Текст: непосредственный // Материалы 2-й междунар. науч.-практ. конф. "Современные тенденции управления и цифровая экономика: от регионального развития к глобальному экономическому росту" (MTDE). - [Б. м.: б. и.], 2020.
-
Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А. В. Хуторской. - Текст: непосредственный // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64. EDN: SGUKTL
-
Шабалина, О. А. Разработка обучающих игр: интеграция игровой и обучающей компоненты / О. А. Шабалина, П. Н. Воробкалов, А. В. Катаев. - Текст: непосредственный // Открытое образование. - 2011. - № 2. - С. 290-294.
-
Avdeyeva, S. M. Assessing ICT Competency in Teachers In Relation to Requirements of the Professional Standard for Teachers / S. M. Avdeyeva, N. V. Nikulicheva, S. S. Khapayeva, O. I. Zaichkina - Text: unmediated // Assessing Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. - 2016. - Vol. 21, no. 4. - P. 40-49. -. DOI: 10.17759/pse.201
-
Борблик, Ю. В. Применение обучающих игр в учебном процессе коррекционных школ VIII вида / Ю. В. Борблик, О. А. Шабалина. - Текст: непосредственный // Образовательные технологи и общество. - 2015. - Т. 18. - № 1. - С. 427-439. EDN: TNOMVF
-
Евтушенко, И. В. Роль информационно-коммуникационных технологий в обучении математике старшеклассников с тяжелыми множественными нарушениями развития / И. В. Евтушенко, Л. С. Пеньшина, А. П. Симонов. - Текст: непосредственный // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 1. EDN: XXNCNP
-
Зак, Г. Г. Информационно-коммуникационные технологии как необходимый элемент цифровой образовательной среды обучающихся с умственной отсталостью / Г. Г. Зак, В. А. Лисицына. - Текст: непосредственный // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы Всерос. заочной конф. 16 марта - 20 апреля 2020 г. (Екатеринбург). - Екатеринбург: [б. и.], 2020. - С. 176-180. EDN: UZPZCX
-
Зак, Г. Г. Применение обучающих и развивающих компьютерных игр в образовательном пространстве обучающихся с умственной отсталостью / Г. Г. Зак, В. А. Лисицына. - Текст: непосредственный // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы Всерос. заочной конф., Екатеринбург, 22 апреля 2022 г.- Екатеринбург: [б. и.], 2022. - С. 52-57. EDN: OAGTBV
-
Клименко, Е. И. Информационно-коммуникативная компетенция - ключевое понятие современного образования / Е. И. Клименко. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2015. - № 22. - С. 816-818. EDN: VDDKBV
-
Круглякова, Г. В. Содержание и технология формирования профессиональной информационно-коммуникативной компетенции студентов-филологов: автореф. дис. … канд. пед. наук / Круглякова Г. В. - Тольятти, 2007. - 243 с. - Текст: непосредственный. EDN: NIWTBL
-
Методические рекомендации по использованию средств альтернативной и дополнительной коммуникации в процессе обучения и воспитания детей с ТМНР / Т. А. Соловьева, М. В. Переверзева, С. Б. Лазуренко, Н. Н. Павлова, Л. А. Головчиц, Т. А. Басилова, А. Л. Битова, Т. Н. Исаева, О. В. Караневская, И. А. Филатова. - Москва: ИКП, 2023. - URL: https://ikprao.ru/wpcontent/uploads/2024/02/Metodicheskie_rekomendacii_po_ispolzovaniju_sredstv_alternativnoj.pdf.-Текст:электронный. EDN: AQCBZA
-
Нугаева, О. Г. Информационно-коммуникационные технологии в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья / О. Г. Нугаева, Г. К. Труфанова. - Текст: непосредственный // Стратегические ориентиры современного образования: сборник научных статей / Уральский государственный педагогический университет. - Екатеринбург: [б. и.], 2020. - Ч. 2. - С. 115-117. EDN: EJTRIF
-
Организация образования обучающихся по специальным индивидуальным программам развития (СИПР): методическое пособие / О. Г. Болдинова, Л. А. Головчиц, И. Ю. Левченко, М. В. Переверзева, Е. В. Семенова, А. М. Царев, О. В. Шохова. - Москва: ИКП, 2023. - URL: https://ikprao.ru/wpcontent/uploads/2024/02/Organizaciya_obrazovaniya_obuchajushhihsya_po_specialnym_individualnym-2.pdf.-Текст:электронный. EDN: HWSMES
-
Проведение коррекционных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий с участием родителей (законных представителей) с обучающимися с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми множественными нарушениями развития: методическое пособие для родителей / под ред. Е. В. Семеновой. - Москва: ИКП РАО, 2021. - 45 с.
-
Семенов, А. Л. Информационные и коммуникационные технологии в общем образовании: теория и практика / А. Л. Семенова. - Москва: ИНТ, 2006. - 326 с. - Текст: непосредственный.
-
Филатова, И. А. Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития: учеб.-метод. пособие / И. А. Филатова, Е. В. Каракулова; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [б. и.], 2018. - Текст: непосредственный. EDN: VNGRPL
-
Хлыстова, Е. В. Анализ условий эффективного использования информационных и компьютерных технологий при организации образовательной среды учащихся младшего школьного возраста с нейродинамической недостаточностью / Е. В. Хлыстова, Г. К. Труфанова, Н. Е. Ильиных. - Текст: непосредственный // Материалы 2-й междунар. науч.-практ. конф. "Современные тенденции управления и цифровая экономика: от регионального развития к глобальному экономическому росту" (MTDE). - [Б. м.: б. и.], 2020.
-
Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А. В. Хуторской. - Текст: непосредственный // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64. EDN: SGUKTL
-
Шабалина, О. А. Разработка обучающих игр: интеграция игровой и обучающей компоненты / О. А. Шабалина, П. Н. Воробкалов, А. В. Катаев. - Текст: непосредственный // Открытое образование. - 2011. - № 2. - С. 290-294.
-
Avdeyeva, S. M. Assessing ICT Competency in Teachers In Relation to Requirements of the Professional Standard for Teachers / S. M. Avdeyeva, N. V. Nikulicheva, S. S. Khapayeva, O. I. Zaichkina - Text: unmediated // Assessing Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. - 2016. - Vol. 21, no. 4. - P. 40-49. ,аbstr.in Engl.). DOI: 10.17759/pse.2016210405.-(InRuss
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлен анализ результатов изучения особенностей использования игровых технологий в формировании физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников с разными стартовыми возможностями (нормотипичные дети, дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с задержкой психического развития) в группах комбинированной направленности. Описаны направления физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, нацеленные на активизацию потенциала детей, обучение их навыкам социального взаимодействия в системе социального окружения, построение отношений с социальной средой, формирование социальной позиции и личностного статуса в социуме, включение в деятельность, ориентированную на достижение социальной адаптации и интеграции в общество. Авторами рассмотрены условия использования и применение социально-педагогических средств с учетом индивидуальных и возрастных характеристик ребенка, с опорой на сохранные психические функции и поведенческие стороны личности. Характеризуется программно-аппаратный комплекс ПАКПФ-02, тестовые задания с его использованием. Кратко представлено новое направление для совместной деятельности детей с нормативным развитием и ограниченными возможностями здоровья - «Утренние круги с элементами утренней гимнастики», описан разработанный авторами набор кубиков «Движение» с приведением занятий с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ на основе технологий игр с элементами спорта (игра «Бросайка», «Фролбол»). Обосновывается, что значимым потенциалом социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обладает физкультурно-оздоровительная деятельность, способствующая стимулированию процесса социализации, социальной адаптации и самореализации личности, что достигается за счет реализации адаптивного потенциала физической культуры, оптимальной организации образовательной деятельности с детьми в инклюзивной среде с использованием игровых технологий.
В статье рассматривается междисциплинарная проблема коррекционной педагогики, нейропсихологии, психологии, медицины - влияние состояния осанки на физическое, психологическое и речевое развитие детей. Доказано, что осанка является фундаментом психоэмоционального, моторного и когнитивного здоровья человека. Актуальность изучаемой проблемы подтверждается тем, что в настоящее время у 60-80 % детей дошкольного и школьного возраста констатируется нарушение осанки. Имеются исследования, подтверждающие взаимозависимость нарушений осанки и нарушений устной и письменной речи у детей. В теоретической части исследования раскрывается значимость диагностики состояния осанки ребенка при организации коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями речи для учителя-логопеда и дефектолога. Анализ научных исследований позволил выявить признаки нарушений осанки у детей в дошкольном возрасте и благотворное влияние укрепления осанки на эмоциональное состояние ребенка, развитие когнитивных функций и речи. Исследовательская часть представлена изучением артикуляции и осанки при различных видах нарушения звукопроизношения, определен комплекс корригирующих упражнений для укрепления мышц опорно-двигательного аппарата и предупреждения нарушений осанки детей, которые могут использоваться на индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятиях. Представленный комплекс упражнений адресован учителям-логопедам, дефектологам для включения в структуру логопедических занятий по развитию речи и произносительных навыков. В обсуждении результатов авторы предлагают при разработке упражнений учитывать персональные рекомендации специалистов медицинского профиля, отмечают трудности верифицированной оценки эффективности подобранных упражнений и формулируют выводы о положительном влиянии упражнений на физическое, когнитивное и речевое развитие детей.
Во всем мире возрастает число лиц пожилого возраста, что требует особого внимания государства и общества по созданию и поддержанию оптимального качества жизни людей старшей возрастной группы. Возникает необходимость изучения физиологических возрастных особенностей речевой деятельности пожилых людей, появляющихся в процессе старения. В результате геронтогенеза изменяются все стороны речи: произносительная, в том числе голосовая и темпо-ритмическая, номинативная, грамматическая, синтаксическая, а также письменная. Известно, что данная категория граждан часто подвержена заболеваниям мозга, в результате которых возникают речевые нарушения, например, системное речевое расстройство, оказывающее влияние на все стороны речи, - афазия. Целью исследования явилась дифференциальная диагностика возрастных изменений и расстройств речи вследствие инсульта, что позволит разработать адекватную программу восстановительного обучения. Методы исследования - анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященной речевой деятельности пожилых людей с точки зрения возрастных физиологических изменений и нарушений, являющихся следствием инсульта. На основе обзора литературы была выявлена вариативность речевых изменений в старшем возрастном периоде, выделены дифференциальные признаки возрастных изменений вербальной функции и нарушений речи при афазии вследствие инсульта. Определены специфические особенности афатических нарушений пожилых людей с учетом возрастных изменений речи, характерных для геронтогенеза.
Предметом публикации является обоснование и переработка авторского диагностического инструментария - «Шкалы социопсихологической адаптации» для педагогической оценки психосоциальной адаптированности младших школьников, а также подростков с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи, сопровождающимися речевым недоразвитием. Шкала применима для проживающих в интернатах детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, имеющих перечисленные нарушения. Также шкала предназначается для использования педагогами при работе с подростками и юношами, имеющими разные варианты дизонтогенеза психики по типу недостаточного развития: легкую умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), задержку психического развития, тяжелые нарушения речи. Цель публикации заключается в обеспечении возможностей широкого применения нового варианта предлагаемой шкалы психосоциальной адаптированности практиками специального образования, а также исследователями. Методологическим основанием работы является концепция функционального диагноза И. А. Коробейникова, предполагающая выделение адаптационных возможностей в качестве системообразующего, а характеристику психосоциального развития - результирующего фактора. Эффект работы может заключаться в потенциальном улучшении процесса сопровождения детей с обозначенными нарушениями развития в образовательной организации. Область применения результатов - методическое обеспечение диагностики в ходе реализации коррекционно-образовательного процесса. Практическим результатом является обозначение для педагогов целевых ориентиров формирующей работы, зависящих от уровня актуальной сформированности определенного компонента психосоциальной адаптированности, а также решение задачи мониторинга психосоциального развития. Научный результат заключается в возможности представления более точной характеристики контингентов испытуемых, обеспечивающей сопоставимость данных, получаемых разными исследователями.
Ориентированность современного как специального, так и инклюзивного школьного образования на проектирование и реализацию цифрового образовательного пространства обусловила необходимость определения наиболее эффективных способов взаимодействия в виртуальном пространстве со слепыми и слабовидящими детьми. Современная тифлопедагогика обнаруживает работы, раскрывающие особенности применения ассистивных технологий при обучении слепых детей, и практически не содержит исследований, иллюстрирующих особенности взаимодействия между участниками учебной деятельности в условиях синхронного формата. Цель статьи заключается в обосновании и описании возможных способов построения и реализации образовательного процесса со слепыми и слабовидящими обучающимися в синхронном формате. При работе над публикацией применялись контент-анализ материалов научно-практических конференций; ретроспективный анализ работ, отвечающих проблематике исследования; практические методы. В статье обозначены условия, обеспечивающие синхронное взаимодействие между педагогом и слепыми и слабовидящими детьми, предусматривающие работу на основе той же самой учебной программы; индивидуализацию учебного процесса, организацию особого образовательного пространства, алгоритмизацию деятельности, достаточный уровень информационной компетентности педагога, участие в работе родителей (законных представителей) обучающихся. Представленные материалы могут найти свое применение у специалистов, родителей (законных представителей), детей с нарушениями зрения и всех заинтересованных данным вопросом.
В рамках решения проблемы подготовки обучающихся с нарушением интеллекта к самостоятельной бытовой и профессиональной деятельности в контексте современных нормативных документов формулируется цель исследования, связанная с обоснованием введения и описанием понятия «адаптивная функциональная математическая грамотность» и построением модели методики формирования этой грамотности у обучающихся с легкой умственной отсталостью. Основной теоретический результат связан с выделением структуры методики формирования адаптивной функциональной математической грамотности для рассматриваемого контингента обучаемых и наполнением ее элементов предметным содержанием. Практическую значимость представленных материалов составляет описание разработанного средства формирования адаптивной функциональной математической грамотности, названного «жанрово-ролевая практическая работа», которое направлено на совершенствование жизненных компетенций, социально-бытовую адаптацию и социализацию лиц с интеллектуальными нарушениями. Раскрывая подробности указанного средства, в логической последовательности названы темы жанрово-ролевых работ, а также перечислены роли руководителя. На основании результатов экспериментального внедрения разработанного средства в учебный процесс ГБОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат № 12, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» сформулированы выводы о педагогической целесообразности предложенного средства формирования адаптивной функциональной математической грамотности и выведено суждение об его дидактической значимости.
Показана значимость подготовки студентов - будущих педагогов общеобразовательной (массовой/инклюзивной) школы к взаимодействию с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как в процессе урочной, так и внеурочной деятельности. Выделены компоненты профессиональной подготовки: когнитивный (знаниевый компонент, система значений) и личностно-смысловой (отношенческий компонент, система смыслов). Личностно-смысловой компонент рассмотрен в структуре личности, деятельности и сознания студента - будущего педагога массовой школы. В исследовании воссоздан (реконструирован) представленный в сознании студента обобщенный образ человека с умственной отсталостью, изучена отношенческая (личностно-смысловая) составляющая этого образа. Исследование проведено на основе психосемантического подхода, использован тест личностных конструктов. Критериями анализа выступали соотношение положительных и отрицательных признаков, приписываемых элементу «человек с умственной отсталостью», расположение этого элемента в «противоречивых» либо «непротиворечивых» квадрантах семантического пространства, расположение элемента относительно элемента «Я». Результаты показали 1) преобладание отрицательных признаков, общую отрицательную эмоциональную окрасу обобщенного образа человека с умственной отсталостью; 2) низкую когнитивную сложность, дифференцированность образа; одномерной взгляд на него только как носителя болезней, дефектов, недостатков; 3) психологическую дистанцию, преобладание признаков, подчеркивающих его отличие, «инаковость» от других. Полученные данные говорят о необходимости единства когнитивной и отношенческой (личностно-смысловой) подготовки студентов к работе с обучающимися с умственной отсталостью. Проработка своего отношения к людям с особенностями психофизического развития обогатит личность студента, позволит эффективно реализовывать в случае необходимости адаптированную основную общеобразовательную программу, осуществлять работу по формированию толерантного сознания и поведения по отношению к лицам с ОВЗ среди широкой общественности, родителей и нормотипичных сверстников.
Данная статья открывает серию публикаций об истории профессиональной подготовки педагогов-дефектологов в Институте специального образования УрГПУ, отмечающего в 2024 году шестьдесят лет со дня образования. Цель статьи - представить этапы профессиональной подготовки и переподготовки педагогов-дефектологов на Урале, неразрывно связанные с историей развития дефектологического образования в Российской Федерации. В представленных материалах предпринимается попытка осветить значимые вехи истории от создания дефектологического факультета Свердловского ордена «Знак Почета» государственного педагогического института в 1964 году до его становления и успешного развития в статусе Института специального образования Уральского государственного педагогического университета к началу XXI века. Проведен историко-генетический анализ научных статей, архивных документов и периодических изданий УрГПУ, описывающих теорию и практику специального профессионального образования на Урале. Материалы подкреплены личными комментариями участников подготовки педагогов-дефектологов в Институте специального образования (ИСО) УрГПУ. Описаны значимые события в истории ИСО УрГПУ, связанные с деятельностью его руководителей и ведущих преподавателей, имена которых по праву занесены на Доску почета Института специального образования. Материалы статьи могут быть полезны студентам, обучающимся на уровне бакалавриата и магистратуры дефектологических факультетов, аспирантуры, педагогам образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы и инклюзивную практику, родителям (законным представителям) обучающихся с ОВЗ.
Издательство
- Издательство
- УрГПУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620091, Свердловская область, город Екатеринбург, пр-кт Космонавтов, стр. 26
- Юр. адрес
- 620091, Свердловская обл, г Екатеринбург, Орджоникидзевский р-н, пр-кт Космонавтов, стр 26
- ФИО
- Биктуганов Юрий Иванович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- uspu@uspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3838438
- Сайт
- https://uspu.ru/