Предметом публикации является обоснование и переработка авторского диагностического инструментария - «Шкалы социопсихологической адаптации» для педагогической оценки психосоциальной адаптированности младших школьников, а также подростков с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи, сопровождающимися речевым недоразвитием. Шкала применима для проживающих в интернатах детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, имеющих перечисленные нарушения. Также шкала предназначается для использования педагогами при работе с подростками и юношами, имеющими разные варианты дизонтогенеза психики по типу недостаточного развития: легкую умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), задержку психического развития, тяжелые нарушения речи. Цель публикации заключается в обеспечении возможностей широкого применения нового варианта предлагаемой шкалы психосоциальной адаптированности практиками специального образования, а также исследователями. Методологическим основанием работы является концепция функционального диагноза И. А. Коробейникова, предполагающая выделение адаптационных возможностей в качестве системообразующего, а характеристику психосоциального развития - результирующего фактора. Эффект работы может заключаться в потенциальном улучшении процесса сопровождения детей с обозначенными нарушениями развития в образовательной организации. Область применения результатов - методическое обеспечение диагностики в ходе реализации коррекционно-образовательного процесса. Практическим результатом является обозначение для педагогов целевых ориентиров формирующей работы, зависящих от уровня актуальной сформированности определенного компонента психосоциальной адаптированности, а также решение задачи мониторинга психосоциального развития. Научный результат заключается в возможности представления более точной характеристики контингентов испытуемых, обеспечивающей сопоставимость данных, получаемых разными исследователями.
Идентификаторы и классификаторы
Психосоциальная адаптация детей школьного возраста является перманентным процессом, где ведущее значение имеет адаптированность к основному социальному институту этого возраста — конкретной образовательной организации [6; 14; 18, и др.]1 . Однако важен и более широкий контекст, определяющий перспективу адаптации в более широкой социальной среде или в отличающихся образовательных условиях.
Список литературы
-
Афанасьева, Р. А. Социально-трудовая реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности: учеб.-метод. пос. / Р. А. Афанасьева, З. А. Дулатова, В. И. Карпушенкова. - Иркутск: Изд-во ВСГАО, 2010. - 150 с. - Текст: непосредственный.
-
Белобрыкина, О. А. Социально-психологическая адаптация: проблемы измерения (на примере анализа методики К. Р. Роджерса и Р. Ф. Даймонд) / О. А. Белобрыкина, А. В. Дроздова. - Текст: непосредственный // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2021. -№ 3. - С. 10-41. EDN: SBKZNW
-
Бойков, Д. И. Общение детей с проблемами в развитии: учебное пособие для вузов / Д. И. Бойков, С. В. Бойкова. - 2-е изд. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 153 с.
-
Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. - Санкт-Петербург: Лань, 2003. - 654 с. - Текст: непосредственный.
-
Галашева, О. С. Психологическое благополучие и удовлетворенность жизнью в связи с социально-психологической адаптацией подростков / О. С. Галашева, Л. А. Головей // Мир науки. Педагогика и психология. - 2023. - Т. 11, № 3. EDN: OOGBGP
-
Григорьева, Е. В. Особенности адаптации младших школьников с минимальными мозговыми дисфункциями к учебной деятельности / Е. В. Григорьева. - Текст: непосредственный // Сибирский психологический журнал. - 2007. - № 25. - С. 191-196. EDN: KNVTMT
-
Девяткова, Т. А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях: учеб.-метод. пособие / Т. А. Девяткова, Л. Л. Кочетова, А. Г. Петрикова, Н. М. Платонова, А. М. Щербакова; под. ред. А. М. Щербаковой. - Москва: Гуманитар. изд. центр “ВЛАДОС”, 2014. - 302 с. - Текст: непосредственный. EDN: ZGELPX
-
Дегтярев, А. В. Эмоциональный интеллект и особенности социально-психологический адаптации у подростков с девиантным поведением / А. В. Дегтярев // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru.-2014.-Т.6,№3.-С.149-159.-EDN. EDN: SWMCXR
-
Инденбаум, Е. Л. Методы и организация психолого-педагогической диагностики в специальном образовании: учеб. пособие / Е. Л. Инденбаум, А. А. Гостар. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2016. - 221 с. - Текст: непосредственный.
-
Инденбаум, Е. Л. Об информативности опросников в диагностике личности детей и подростков с легкими формами интеллектуальной недостаточности. Сообщение 2 / Е. Л. Инденбаум. -Текст: непосредственный // Дефектология. - 2013. - № 5. - С. 3-13. EDN: ROWCEZ
-
Инденбаум, Е. Л. Школьники с легкими формами интеллектуальной недостаточности: психолого-педагогическая диагностика и характеристики психосоциального развития: моногр. / Е. Л. Инденбаум. - Иркутск: Изд-во ВСГАО, 2012. -180 с. -Текст: непосредственный. EDN: VNNTCB
-
Коробейников, И. А. Диагностика нарушений психического развития у детей в контексте проблем интеграции междисциплинарного знания / И. А. Коробейников. - Текст: непосредственный // Дефектология. - 2004. - № 1. - С. 54-61.
-
Коробейников, И. А. Категория социализации в проблемном поле дефектологии / И. А. Коробейников. - Текст: непосредственный // Cопровождение социализации детей с особыми образовательными потребностями: теория и практика: сборник научных трудов по итогам Всероссийской научно-практической конференции. ФГБОУ ВО "ИГУ" / под науч. ред. Е. Л. Инденбаум. - [Б. м.: б. и.], 2020. - C. 8-17. EDN: UQIBQZ
-
Коробейников, И. А. Нарушения психического развития и школьная дезадаптация: метод. пособие / И. А. Коробейников. - Текст: непосредственный // Диагностика школьной дезадаптации / под ред. С. А. Беличевой. - Москва: Социальное здоровье России, 1995. - С. 27-34.
-
Коробейников, И. А. Нарушения развития и социальная адаптация: моногр. / И. А. Коробейников. - Москва: Per Se, 2002. - 192 с. - Текст: непосредственный.
-
Коробейников, И. А. О соотношении нозологического и функционального диагноза при нарушениях психического развития у детей / И. А. Коробейников. - Текст: непосредственный // Дефектология. - 1995. - № 6. - С. 3-6.
-
Кукушкина, О. И. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / О. И. Кукушкина, Н. Н. Малофеев, О. С. Никольская, Е. Л. Гончарова. - Текст: непосредственный // Дефектология. - 2009. - № 1. - С. 3-24. EDN: KVSLSB
-
Литвиненко, Н. В. Адаптация школьников к образовательной среде: теория и практика: моногр. / Н. В. Литвиненко. - Оренбург: ОГПУ, 2016. - 332 с. - Текст: непосредственный.
-
Моргачева, Е. Н. Концепции речевой и интеллектуальной патологии в науке и практике США / Е. Н. Моргачева. - Москва: НИЦ "Инфра-М", 2016. - 90 с. - Текст: непосредственный.
-
Осипова, И. И. Социальное сиротство: теоретический анализ и практика преодоления: моногр. / И. И. Осипова. -Нижний Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2009. - 208 с. - Текст: непосредственный.
-
Ослон, В. Н. Структура субъективного благополучия детей-сирот с ОВЗ младшего школьного возраста, воспитывающихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / В. Н. Ослон, Г. В. Семья, Л. М. Прокопьева, У. В. Колесникова. - Текст: электронный // Психология и право. - 2021. - Т. 11. - № 3. - С. 205-221 (дата обращения: 15.01.2023). EDN: GLDEGO
-
Посохова, С. Т. Диагностика подростковой дезадаптации / С. Т. Посохова, Л. С. Рашитова // Медицина: теория и практика. - 2019. - Т. 4, № S. - С. 434-435. EDN: HRBWUJ
-
Шипицына, Л. М. "Необучаемый" ребенок в семье и обществе: социализация детей с нарушением интеллекта / Л. М. Шипицына. - [2-е изд., перераб. и доп.]. - Санкт-Петербург: Речь, 2005. - 475 с. - Текст: непосредственный. EDN: QUXTTR
-
Школа и психическое здоровье учащихся / [Александровская Э. М. и др. (СССР), Порколаб Л. и др. (ВНР), Гельниц Г. и др.(ГДР) и др.]; под ред. С. М. Громбаха. - Москва: Медицина, 1988. - 271 с. - Текст: непосредственный.
-
Шлыкова, Д. В. Проблемы школьной адаптации детей / Д. В. Шлыкова. - Текст: непосредственный // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2015. - № 4. - С. 111-121.
-
Щукина, С. Е. Проблемы психосоциальной адаптации лишенных родительского попечения выпускников СКОШ VIII вида / С. Е. Щукина. - Текст: непосредственный // Предпосылки и условия успешной социализации при трудностях развития: сб. науч. тр. / науч. ред. Е. Л. Инденбаум, Л. Ю. Долгих; Иркут. гос. пед. ун-т. - Иркутск: [б. и.], 2008. - С. 110-114.
-
Щукина, С. Е. Характеристики социальной компетентности умственно отсталых сирот как основа прогноза послешкольной социализации / С. Е. Щукина. - Текст: непосредственный // Диагностические и коррекционные аспекты сопровождения социализации детей и подростков с нарушениями развития: сб. науч. тр. Вып. 5 / под ред. Е. Л. Инденбаум. - Иркутск: Изд-во ВСГАО, 2013. - С. 67-71.
-
Indenbaum, E. L. Technology for Monitoring Socially Significant Skills of Schoolchildren with Temporary and Mild Intellectual and Developmental Disabilities / E. L. Indenbaum, A. A. Gostar, I. O. Pozdnyakova. - Text: unmediated // Education of Children with Special Needs: Theoretical Foundations and Practical Experience in the Selected Works of Russian, Belarus, and Polish Scholars. - Switzerland: Springer Nature Switzerland AG, 2022. - Р. 95-105. EDN: VTUPMS
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлен анализ результатов изучения особенностей использования игровых технологий в формировании физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников с разными стартовыми возможностями (нормотипичные дети, дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с задержкой психического развития) в группах комбинированной направленности. Описаны направления физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, нацеленные на активизацию потенциала детей, обучение их навыкам социального взаимодействия в системе социального окружения, построение отношений с социальной средой, формирование социальной позиции и личностного статуса в социуме, включение в деятельность, ориентированную на достижение социальной адаптации и интеграции в общество. Авторами рассмотрены условия использования и применение социально-педагогических средств с учетом индивидуальных и возрастных характеристик ребенка, с опорой на сохранные психические функции и поведенческие стороны личности. Характеризуется программно-аппаратный комплекс ПАКПФ-02, тестовые задания с его использованием. Кратко представлено новое направление для совместной деятельности детей с нормативным развитием и ограниченными возможностями здоровья - «Утренние круги с элементами утренней гимнастики», описан разработанный авторами набор кубиков «Движение» с приведением занятий с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ на основе технологий игр с элементами спорта (игра «Бросайка», «Фролбол»). Обосновывается, что значимым потенциалом социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обладает физкультурно-оздоровительная деятельность, способствующая стимулированию процесса социализации, социальной адаптации и самореализации личности, что достигается за счет реализации адаптивного потенциала физической культуры, оптимальной организации образовательной деятельности с детьми в инклюзивной среде с использованием игровых технологий.
В статье рассматривается междисциплинарная проблема коррекционной педагогики, нейропсихологии, психологии, медицины - влияние состояния осанки на физическое, психологическое и речевое развитие детей. Доказано, что осанка является фундаментом психоэмоционального, моторного и когнитивного здоровья человека. Актуальность изучаемой проблемы подтверждается тем, что в настоящее время у 60-80 % детей дошкольного и школьного возраста констатируется нарушение осанки. Имеются исследования, подтверждающие взаимозависимость нарушений осанки и нарушений устной и письменной речи у детей. В теоретической части исследования раскрывается значимость диагностики состояния осанки ребенка при организации коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями речи для учителя-логопеда и дефектолога. Анализ научных исследований позволил выявить признаки нарушений осанки у детей в дошкольном возрасте и благотворное влияние укрепления осанки на эмоциональное состояние ребенка, развитие когнитивных функций и речи. Исследовательская часть представлена изучением артикуляции и осанки при различных видах нарушения звукопроизношения, определен комплекс корригирующих упражнений для укрепления мышц опорно-двигательного аппарата и предупреждения нарушений осанки детей, которые могут использоваться на индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятиях. Представленный комплекс упражнений адресован учителям-логопедам, дефектологам для включения в структуру логопедических занятий по развитию речи и произносительных навыков. В обсуждении результатов авторы предлагают при разработке упражнений учитывать персональные рекомендации специалистов медицинского профиля, отмечают трудности верифицированной оценки эффективности подобранных упражнений и формулируют выводы о положительном влиянии упражнений на физическое, когнитивное и речевое развитие детей.
Во всем мире возрастает число лиц пожилого возраста, что требует особого внимания государства и общества по созданию и поддержанию оптимального качества жизни людей старшей возрастной группы. Возникает необходимость изучения физиологических возрастных особенностей речевой деятельности пожилых людей, появляющихся в процессе старения. В результате геронтогенеза изменяются все стороны речи: произносительная, в том числе голосовая и темпо-ритмическая, номинативная, грамматическая, синтаксическая, а также письменная. Известно, что данная категория граждан часто подвержена заболеваниям мозга, в результате которых возникают речевые нарушения, например, системное речевое расстройство, оказывающее влияние на все стороны речи, - афазия. Целью исследования явилась дифференциальная диагностика возрастных изменений и расстройств речи вследствие инсульта, что позволит разработать адекватную программу восстановительного обучения. Методы исследования - анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященной речевой деятельности пожилых людей с точки зрения возрастных физиологических изменений и нарушений, являющихся следствием инсульта. На основе обзора литературы была выявлена вариативность речевых изменений в старшем возрастном периоде, выделены дифференциальные признаки возрастных изменений вербальной функции и нарушений речи при афазии вследствие инсульта. Определены специфические особенности афатических нарушений пожилых людей с учетом возрастных изменений речи, характерных для геронтогенеза.
Статья посвящена проблемам внедрения информационно-коммуникационных технологий в систему образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития. Цель исследования заключается в изучении сформированности информационно-коммуникационной компетентности у обучающихся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР, определении их стартовой готовности к использованию технических средств, разработке педагогических условий формирования ИКТ-компетенций у обучающихся данной категории. Диагностическая карта оценки информационно-коммуникационных умений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР включает перечень подлежащих оценке показателей - практических умений и действий, объединенных в 3 блока: общепользовательские, информационные, коммуникационные компетенции. На основе анализа результатов диагностики определена стартовая готовность обучающихся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР к овладению элементарной информационно-коммуникационной компетентностью. С учетом выделенных организационно-содержательных аспектов и педагогических условий формирования ИКТ-компетенций у обучающихся рассматриваемой категории даны рекомендации в адрес педагогов-дефектологов по использованию средств ИКТ в коррекционно-образовательном процессе. Направления работы педагога по развитию информационно-коммуникационных компетенций у детей, имеющих тяжелые множественные нарушения развития, представлены в четырех аспектах: ИКТ как предмет изучения, как средство обучения, как средство коррекции, как средство альтернативной коммуникации. Авторами предложены возможные педагогические условия для развития элементарной информационно-коммуникационной компетентности у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития: методы и приемы работы с включением средств и элементов ИКТ в урочную и внеурочную деятельность обучающихся по федеральной адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 варианта.
Ориентированность современного как специального, так и инклюзивного школьного образования на проектирование и реализацию цифрового образовательного пространства обусловила необходимость определения наиболее эффективных способов взаимодействия в виртуальном пространстве со слепыми и слабовидящими детьми. Современная тифлопедагогика обнаруживает работы, раскрывающие особенности применения ассистивных технологий при обучении слепых детей, и практически не содержит исследований, иллюстрирующих особенности взаимодействия между участниками учебной деятельности в условиях синхронного формата. Цель статьи заключается в обосновании и описании возможных способов построения и реализации образовательного процесса со слепыми и слабовидящими обучающимися в синхронном формате. При работе над публикацией применялись контент-анализ материалов научно-практических конференций; ретроспективный анализ работ, отвечающих проблематике исследования; практические методы. В статье обозначены условия, обеспечивающие синхронное взаимодействие между педагогом и слепыми и слабовидящими детьми, предусматривающие работу на основе той же самой учебной программы; индивидуализацию учебного процесса, организацию особого образовательного пространства, алгоритмизацию деятельности, достаточный уровень информационной компетентности педагога, участие в работе родителей (законных представителей) обучающихся. Представленные материалы могут найти свое применение у специалистов, родителей (законных представителей), детей с нарушениями зрения и всех заинтересованных данным вопросом.
В рамках решения проблемы подготовки обучающихся с нарушением интеллекта к самостоятельной бытовой и профессиональной деятельности в контексте современных нормативных документов формулируется цель исследования, связанная с обоснованием введения и описанием понятия «адаптивная функциональная математическая грамотность» и построением модели методики формирования этой грамотности у обучающихся с легкой умственной отсталостью. Основной теоретический результат связан с выделением структуры методики формирования адаптивной функциональной математической грамотности для рассматриваемого контингента обучаемых и наполнением ее элементов предметным содержанием. Практическую значимость представленных материалов составляет описание разработанного средства формирования адаптивной функциональной математической грамотности, названного «жанрово-ролевая практическая работа», которое направлено на совершенствование жизненных компетенций, социально-бытовую адаптацию и социализацию лиц с интеллектуальными нарушениями. Раскрывая подробности указанного средства, в логической последовательности названы темы жанрово-ролевых работ, а также перечислены роли руководителя. На основании результатов экспериментального внедрения разработанного средства в учебный процесс ГБОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат № 12, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» сформулированы выводы о педагогической целесообразности предложенного средства формирования адаптивной функциональной математической грамотности и выведено суждение об его дидактической значимости.
Показана значимость подготовки студентов - будущих педагогов общеобразовательной (массовой/инклюзивной) школы к взаимодействию с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как в процессе урочной, так и внеурочной деятельности. Выделены компоненты профессиональной подготовки: когнитивный (знаниевый компонент, система значений) и личностно-смысловой (отношенческий компонент, система смыслов). Личностно-смысловой компонент рассмотрен в структуре личности, деятельности и сознания студента - будущего педагога массовой школы. В исследовании воссоздан (реконструирован) представленный в сознании студента обобщенный образ человека с умственной отсталостью, изучена отношенческая (личностно-смысловая) составляющая этого образа. Исследование проведено на основе психосемантического подхода, использован тест личностных конструктов. Критериями анализа выступали соотношение положительных и отрицательных признаков, приписываемых элементу «человек с умственной отсталостью», расположение этого элемента в «противоречивых» либо «непротиворечивых» квадрантах семантического пространства, расположение элемента относительно элемента «Я». Результаты показали 1) преобладание отрицательных признаков, общую отрицательную эмоциональную окрасу обобщенного образа человека с умственной отсталостью; 2) низкую когнитивную сложность, дифференцированность образа; одномерной взгляд на него только как носителя болезней, дефектов, недостатков; 3) психологическую дистанцию, преобладание признаков, подчеркивающих его отличие, «инаковость» от других. Полученные данные говорят о необходимости единства когнитивной и отношенческой (личностно-смысловой) подготовки студентов к работе с обучающимися с умственной отсталостью. Проработка своего отношения к людям с особенностями психофизического развития обогатит личность студента, позволит эффективно реализовывать в случае необходимости адаптированную основную общеобразовательную программу, осуществлять работу по формированию толерантного сознания и поведения по отношению к лицам с ОВЗ среди широкой общественности, родителей и нормотипичных сверстников.
Данная статья открывает серию публикаций об истории профессиональной подготовки педагогов-дефектологов в Институте специального образования УрГПУ, отмечающего в 2024 году шестьдесят лет со дня образования. Цель статьи - представить этапы профессиональной подготовки и переподготовки педагогов-дефектологов на Урале, неразрывно связанные с историей развития дефектологического образования в Российской Федерации. В представленных материалах предпринимается попытка осветить значимые вехи истории от создания дефектологического факультета Свердловского ордена «Знак Почета» государственного педагогического института в 1964 году до его становления и успешного развития в статусе Института специального образования Уральского государственного педагогического университета к началу XXI века. Проведен историко-генетический анализ научных статей, архивных документов и периодических изданий УрГПУ, описывающих теорию и практику специального профессионального образования на Урале. Материалы подкреплены личными комментариями участников подготовки педагогов-дефектологов в Институте специального образования (ИСО) УрГПУ. Описаны значимые события в истории ИСО УрГПУ, связанные с деятельностью его руководителей и ведущих преподавателей, имена которых по праву занесены на Доску почета Института специального образования. Материалы статьи могут быть полезны студентам, обучающимся на уровне бакалавриата и магистратуры дефектологических факультетов, аспирантуры, педагогам образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы и инклюзивную практику, родителям (законным представителям) обучающихся с ОВЗ.
Издательство
- Издательство
- УрГПУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620091, Свердловская область, город Екатеринбург, пр-кт Космонавтов, стр. 26
- Юр. адрес
- 620091, Свердловская обл, г Екатеринбург, Орджоникидзевский р-н, пр-кт Космонавтов, стр 26
- ФИО
- Биктуганов Юрий Иванович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- uspu@uspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3838438
- Сайт
- https://uspu.ru/