В статье рассматривается междисциплинарная проблема коррекционной педагогики, нейропсихологии, психологии, медицины - влияние состояния осанки на физическое, психологическое и речевое развитие детей. Доказано, что осанка является фундаментом психоэмоционального, моторного и когнитивного здоровья человека. Актуальность изучаемой проблемы подтверждается тем, что в настоящее время у 60-80 % детей дошкольного и школьного возраста констатируется нарушение осанки. Имеются исследования, подтверждающие взаимозависимость нарушений осанки и нарушений устной и письменной речи у детей. В теоретической части исследования раскрывается значимость диагностики состояния осанки ребенка при организации коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями речи для учителя-логопеда и дефектолога. Анализ научных исследований позволил выявить признаки нарушений осанки у детей в дошкольном возрасте и благотворное влияние укрепления осанки на эмоциональное состояние ребенка, развитие когнитивных функций и речи. Исследовательская часть представлена изучением артикуляции и осанки при различных видах нарушения звукопроизношения, определен комплекс корригирующих упражнений для укрепления мышц опорно-двигательного аппарата и предупреждения нарушений осанки детей, которые могут использоваться на индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятиях. Представленный комплекс упражнений адресован учителям-логопедам, дефектологам для включения в структуру логопедических занятий по развитию речи и произносительных навыков. В обсуждении результатов авторы предлагают при разработке упражнений учитывать персональные рекомендации специалистов медицинского профиля, отмечают трудности верифицированной оценки эффективности подобранных упражнений и формулируют выводы о положительном влиянии упражнений на физическое, когнитивное и речевое развитие детей.
Идентификаторы и классификаторы
По данным современных авторов, у детей с дизартрией первичным звеном в механизме нарушения является нарушение моторики, которое наблюдаются не только в артикуляционной и мимической, но и общей моторике [1; 9]. Следует отметить, что чем легче степень дизартрии, тем сложнее фиксировать двигательные нарушения, но если учесть, что двигательные навыки лежат в основе формирования осанки, то можно предположить, что осанка является одним из критериев моторных нарушений. Под осанкой понимается способность удерживать и перемещать положение тела в пространстве [2]. В формировании осанки принимают участие 600 скелетных мышц. У новорожденного ребенка масса скелетных мышц занимает 20– 22 % от общей массы тела, к 2–3 годам их доля уменьшается до 16 % и только к 6-летнему возрасту достигает изначальной массы. Такие изменения связаны с ростом двигательной активности ребенка [4].
Список литературы
-
Баряева, Л. Б. Симптоматика и механизмы нарушений двигательной сферы у дошкольников со стертой дизартрией / Л. Б. Баряева, Л. В. Лопатина, И. А. Филатова. - Текст: непосредственный // Специальное образование. - 2022. - № 2 (66). EDN: IHRWCW
-
Велитченко, В. К. Физкультура для ослабленных детей / В. К. Велитченко. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Физкультура и спорт, 1989. - 106 с. - Текст: непосредственный.
-
Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии / Т. Г. Визель. - Москва: АСТ: Транзиткнига, 2006. - 384 с. - Текст: непосредственный.
-
Волков, А. М. Медико-психологическая характеристика нарушений осанки у детей и подростков: 14.00.09; 14.00.22: автореф. дис. … канд. мед. наук / Волков Алексей Михайлович. - Москва, 2008. - Текст: непосредственный. EDN: NKJEKN
-
Григорьева, О. В. Психофизическое обоснование роли двигательной активности для здоровья человека / О. В. Григорьева. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihofiziologicheskoe-obosnovanie-roli-dvig atelnoy-aktivnosti-dlya-zdorovya-cheloveka(датаобращения:12.01.2024).-Текст:электронный.
-
Дворяковский, И. И. Изменения опорно-двигательного аппарата и их коррекция при нарушениях осанки у детей: 14.00.02: автореф. дис. … канд. биол. наук / Дворяковский Игорь Игоревич; науч. рук. Б. Н. Никитюк, С. Д. Поляков; РГМУ. - Москва, 1999. - 25 с. - Текст: непосредственный. EDN: NJMGUJ
-
Зиняков, Н. Н. К вопросу распространенности нарушений осанки у школьников / Н. Н. Зиняков, С. Ю. Болдырев, Н. Т. Зиняков, В. В. Барташевич. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-rasprostranennosti-narusheniy-osanki-u-shko lnikov/viewer(датаобращения:12.01.2024).-Текст:электронный.
-
Каптелин, И. О. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации / И. О. Каптелин, И. П. Лебедева. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2022. - 400 с. - Текст: непосредственный.
-
Каракулова, Е. В. Коррекционная фонологоритмика: учеб.-метод. пособие / Е. В. Каракулова; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [б. и.], 2023. - 106 с. ISBN: 978-5-7186-2179-2 EDN: PZEUUA
-
Каратаева, Н. Б. Гиподинамия и состояние осанки у школьников / Н. Б. Каратаева, Н. В. Михайлова. - Москва: ЦНИИСП, 1981. - 28 с. - Текст: непосредственный.
-
Клестов, В. В. Формирование осанки: способы оценки, технологии коррекции нарушений: 14.00.51: автореф. дис. … канд. мед. наук / Клестов Вадим Вилордович. - Пермь, 2004. - 28 с. - Текст: непосредственный. EDN: ZKXXJJ
-
Климова, Е. В. Физическое развитие и психофизиологическое состояние детей старшего дошкольного возраста с нарушением осанки и речи в различных условиях комфорта и двигательного режима: 03.00.13: автореф. дис. … канд. биол. наук / Климова Елена Владимировна. - Томск, 2007. - 23 с. - Текст: непосредственный. EDN: NIPGCP
-
Нигамадьянов, Н. Р. Изучение осанки у детей школьного возраста по данным оптической топографии спины / Н. Р. Нигамадьянов, М. Б. Цыкунов, Г. Е. Иванова, В. И. Лукьянов. - Текст: непосредственный // Вестник травматологии и ортопедии им. Н. Н. Приорова. - 2019. - № 4. - С. 43-45. - Текст: непосредственный. EDN: BHDUEQ
-
Обухова, Н. В. Содержательный аспект изучения психомоторной сферы у детей со стертой формой дизартрии / Н. В. Обухова, А. С. Бердюгина. - Текст: непосредственный // Системная интеграция в здравоохранении. - 2016. - № 1 (27). - С. 35-41. - Текст: непосредственный. EDN: XINHHV
-
Потапчук, А. А. Осанка и физическое развитие детей / А. А. Потапчук, М. Д. Дидур. - Санкт-Петербург: Речь, 2001. - 168 с. - Текст: непосредственный. EDN: ZDHCIT
-
Пузикова, О. Ю. Основные направления разработок междисциплинарной ассоциации миофункциональной терапии и здоровьесберегающих технологий / О. Ю. Пузикова - Текст: непосредственный // Современная дефектология: междисциплинарный подход к теоретическим и практическим проблемам нарушений развития у детей / Московский ин-т психоанализа. - Москва: [б. и.], 2022. - С. 566-569. EDN: YFOGSO
-
Семенович, А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А. В. Семенович. - Москва: Академия, 2002. - 232 с. - Текст: непосредственный.
-
Сергеева, А. И. Артикуляционная "кото"-гимнастика с использованием биоэнергопластических и нейропсихологических упражнений / А. И. Сергеева, Е. С. Бакушина. - Текст: непосредственный // Модернизация современного образования и совершенствование педагогической деятельности / МЦНС "Наука и просвещение". - Пенза: [б. и.], 2022. - С. 139-143.
-
Толстова, Т. И. Современные представления об осанке (обзор литературы) / Т. И. Толстова, Н. А. Козеевская. - Текст: непосредственный // Российский медико-биологический вестник им. акад. И. П. Павлова. - 2017. - Т. 25. - № 1. - С. 149-156. - Текст: непосредственный. EDN: YNDQRV
-
Шалавина, А. С. Особенности состояния физиологических изгибов позвоночника и показателей внешнего дыхания у детей 7-10 лет с различными типами осанки: 03.00.13: автореф. дис. … канд. биол. наук / Шалавина Анна Сергеевна. - Казань, 1999. - Текст: непосредственный.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлен анализ результатов изучения особенностей использования игровых технологий в формировании физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников с разными стартовыми возможностями (нормотипичные дети, дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с задержкой психического развития) в группах комбинированной направленности. Описаны направления физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, нацеленные на активизацию потенциала детей, обучение их навыкам социального взаимодействия в системе социального окружения, построение отношений с социальной средой, формирование социальной позиции и личностного статуса в социуме, включение в деятельность, ориентированную на достижение социальной адаптации и интеграции в общество. Авторами рассмотрены условия использования и применение социально-педагогических средств с учетом индивидуальных и возрастных характеристик ребенка, с опорой на сохранные психические функции и поведенческие стороны личности. Характеризуется программно-аппаратный комплекс ПАКПФ-02, тестовые задания с его использованием. Кратко представлено новое направление для совместной деятельности детей с нормативным развитием и ограниченными возможностями здоровья - «Утренние круги с элементами утренней гимнастики», описан разработанный авторами набор кубиков «Движение» с приведением занятий с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ на основе технологий игр с элементами спорта (игра «Бросайка», «Фролбол»). Обосновывается, что значимым потенциалом социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обладает физкультурно-оздоровительная деятельность, способствующая стимулированию процесса социализации, социальной адаптации и самореализации личности, что достигается за счет реализации адаптивного потенциала физической культуры, оптимальной организации образовательной деятельности с детьми в инклюзивной среде с использованием игровых технологий.
Во всем мире возрастает число лиц пожилого возраста, что требует особого внимания государства и общества по созданию и поддержанию оптимального качества жизни людей старшей возрастной группы. Возникает необходимость изучения физиологических возрастных особенностей речевой деятельности пожилых людей, появляющихся в процессе старения. В результате геронтогенеза изменяются все стороны речи: произносительная, в том числе голосовая и темпо-ритмическая, номинативная, грамматическая, синтаксическая, а также письменная. Известно, что данная категория граждан часто подвержена заболеваниям мозга, в результате которых возникают речевые нарушения, например, системное речевое расстройство, оказывающее влияние на все стороны речи, - афазия. Целью исследования явилась дифференциальная диагностика возрастных изменений и расстройств речи вследствие инсульта, что позволит разработать адекватную программу восстановительного обучения. Методы исследования - анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященной речевой деятельности пожилых людей с точки зрения возрастных физиологических изменений и нарушений, являющихся следствием инсульта. На основе обзора литературы была выявлена вариативность речевых изменений в старшем возрастном периоде, выделены дифференциальные признаки возрастных изменений вербальной функции и нарушений речи при афазии вследствие инсульта. Определены специфические особенности афатических нарушений пожилых людей с учетом возрастных изменений речи, характерных для геронтогенеза.
Предметом публикации является обоснование и переработка авторского диагностического инструментария - «Шкалы социопсихологической адаптации» для педагогической оценки психосоциальной адаптированности младших школьников, а также подростков с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи, сопровождающимися речевым недоразвитием. Шкала применима для проживающих в интернатах детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, имеющих перечисленные нарушения. Также шкала предназначается для использования педагогами при работе с подростками и юношами, имеющими разные варианты дизонтогенеза психики по типу недостаточного развития: легкую умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), задержку психического развития, тяжелые нарушения речи. Цель публикации заключается в обеспечении возможностей широкого применения нового варианта предлагаемой шкалы психосоциальной адаптированности практиками специального образования, а также исследователями. Методологическим основанием работы является концепция функционального диагноза И. А. Коробейникова, предполагающая выделение адаптационных возможностей в качестве системообразующего, а характеристику психосоциального развития - результирующего фактора. Эффект работы может заключаться в потенциальном улучшении процесса сопровождения детей с обозначенными нарушениями развития в образовательной организации. Область применения результатов - методическое обеспечение диагностики в ходе реализации коррекционно-образовательного процесса. Практическим результатом является обозначение для педагогов целевых ориентиров формирующей работы, зависящих от уровня актуальной сформированности определенного компонента психосоциальной адаптированности, а также решение задачи мониторинга психосоциального развития. Научный результат заключается в возможности представления более точной характеристики контингентов испытуемых, обеспечивающей сопоставимость данных, получаемых разными исследователями.
Статья посвящена проблемам внедрения информационно-коммуникационных технологий в систему образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития. Цель исследования заключается в изучении сформированности информационно-коммуникационной компетентности у обучающихся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР, определении их стартовой готовности к использованию технических средств, разработке педагогических условий формирования ИКТ-компетенций у обучающихся данной категории. Диагностическая карта оценки информационно-коммуникационных умений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР включает перечень подлежащих оценке показателей - практических умений и действий, объединенных в 3 блока: общепользовательские, информационные, коммуникационные компетенции. На основе анализа результатов диагностики определена стартовая готовность обучающихся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР к овладению элементарной информационно-коммуникационной компетентностью. С учетом выделенных организационно-содержательных аспектов и педагогических условий формирования ИКТ-компетенций у обучающихся рассматриваемой категории даны рекомендации в адрес педагогов-дефектологов по использованию средств ИКТ в коррекционно-образовательном процессе. Направления работы педагога по развитию информационно-коммуникационных компетенций у детей, имеющих тяжелые множественные нарушения развития, представлены в четырех аспектах: ИКТ как предмет изучения, как средство обучения, как средство коррекции, как средство альтернативной коммуникации. Авторами предложены возможные педагогические условия для развития элементарной информационно-коммуникационной компетентности у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития: методы и приемы работы с включением средств и элементов ИКТ в урочную и внеурочную деятельность обучающихся по федеральной адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 варианта.
Ориентированность современного как специального, так и инклюзивного школьного образования на проектирование и реализацию цифрового образовательного пространства обусловила необходимость определения наиболее эффективных способов взаимодействия в виртуальном пространстве со слепыми и слабовидящими детьми. Современная тифлопедагогика обнаруживает работы, раскрывающие особенности применения ассистивных технологий при обучении слепых детей, и практически не содержит исследований, иллюстрирующих особенности взаимодействия между участниками учебной деятельности в условиях синхронного формата. Цель статьи заключается в обосновании и описании возможных способов построения и реализации образовательного процесса со слепыми и слабовидящими обучающимися в синхронном формате. При работе над публикацией применялись контент-анализ материалов научно-практических конференций; ретроспективный анализ работ, отвечающих проблематике исследования; практические методы. В статье обозначены условия, обеспечивающие синхронное взаимодействие между педагогом и слепыми и слабовидящими детьми, предусматривающие работу на основе той же самой учебной программы; индивидуализацию учебного процесса, организацию особого образовательного пространства, алгоритмизацию деятельности, достаточный уровень информационной компетентности педагога, участие в работе родителей (законных представителей) обучающихся. Представленные материалы могут найти свое применение у специалистов, родителей (законных представителей), детей с нарушениями зрения и всех заинтересованных данным вопросом.
В рамках решения проблемы подготовки обучающихся с нарушением интеллекта к самостоятельной бытовой и профессиональной деятельности в контексте современных нормативных документов формулируется цель исследования, связанная с обоснованием введения и описанием понятия «адаптивная функциональная математическая грамотность» и построением модели методики формирования этой грамотности у обучающихся с легкой умственной отсталостью. Основной теоретический результат связан с выделением структуры методики формирования адаптивной функциональной математической грамотности для рассматриваемого контингента обучаемых и наполнением ее элементов предметным содержанием. Практическую значимость представленных материалов составляет описание разработанного средства формирования адаптивной функциональной математической грамотности, названного «жанрово-ролевая практическая работа», которое направлено на совершенствование жизненных компетенций, социально-бытовую адаптацию и социализацию лиц с интеллектуальными нарушениями. Раскрывая подробности указанного средства, в логической последовательности названы темы жанрово-ролевых работ, а также перечислены роли руководителя. На основании результатов экспериментального внедрения разработанного средства в учебный процесс ГБОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат № 12, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» сформулированы выводы о педагогической целесообразности предложенного средства формирования адаптивной функциональной математической грамотности и выведено суждение об его дидактической значимости.
Показана значимость подготовки студентов - будущих педагогов общеобразовательной (массовой/инклюзивной) школы к взаимодействию с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как в процессе урочной, так и внеурочной деятельности. Выделены компоненты профессиональной подготовки: когнитивный (знаниевый компонент, система значений) и личностно-смысловой (отношенческий компонент, система смыслов). Личностно-смысловой компонент рассмотрен в структуре личности, деятельности и сознания студента - будущего педагога массовой школы. В исследовании воссоздан (реконструирован) представленный в сознании студента обобщенный образ человека с умственной отсталостью, изучена отношенческая (личностно-смысловая) составляющая этого образа. Исследование проведено на основе психосемантического подхода, использован тест личностных конструктов. Критериями анализа выступали соотношение положительных и отрицательных признаков, приписываемых элементу «человек с умственной отсталостью», расположение этого элемента в «противоречивых» либо «непротиворечивых» квадрантах семантического пространства, расположение элемента относительно элемента «Я». Результаты показали 1) преобладание отрицательных признаков, общую отрицательную эмоциональную окрасу обобщенного образа человека с умственной отсталостью; 2) низкую когнитивную сложность, дифференцированность образа; одномерной взгляд на него только как носителя болезней, дефектов, недостатков; 3) психологическую дистанцию, преобладание признаков, подчеркивающих его отличие, «инаковость» от других. Полученные данные говорят о необходимости единства когнитивной и отношенческой (личностно-смысловой) подготовки студентов к работе с обучающимися с умственной отсталостью. Проработка своего отношения к людям с особенностями психофизического развития обогатит личность студента, позволит эффективно реализовывать в случае необходимости адаптированную основную общеобразовательную программу, осуществлять работу по формированию толерантного сознания и поведения по отношению к лицам с ОВЗ среди широкой общественности, родителей и нормотипичных сверстников.
Данная статья открывает серию публикаций об истории профессиональной подготовки педагогов-дефектологов в Институте специального образования УрГПУ, отмечающего в 2024 году шестьдесят лет со дня образования. Цель статьи - представить этапы профессиональной подготовки и переподготовки педагогов-дефектологов на Урале, неразрывно связанные с историей развития дефектологического образования в Российской Федерации. В представленных материалах предпринимается попытка осветить значимые вехи истории от создания дефектологического факультета Свердловского ордена «Знак Почета» государственного педагогического института в 1964 году до его становления и успешного развития в статусе Института специального образования Уральского государственного педагогического университета к началу XXI века. Проведен историко-генетический анализ научных статей, архивных документов и периодических изданий УрГПУ, описывающих теорию и практику специального профессионального образования на Урале. Материалы подкреплены личными комментариями участников подготовки педагогов-дефектологов в Институте специального образования (ИСО) УрГПУ. Описаны значимые события в истории ИСО УрГПУ, связанные с деятельностью его руководителей и ведущих преподавателей, имена которых по праву занесены на Доску почета Института специального образования. Материалы статьи могут быть полезны студентам, обучающимся на уровне бакалавриата и магистратуры дефектологических факультетов, аспирантуры, педагогам образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы и инклюзивную практику, родителям (законным представителям) обучающихся с ОВЗ.
Издательство
- Издательство
- УрГПУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620091, Свердловская область, город Екатеринбург, пр-кт Космонавтов, стр. 26
- Юр. адрес
- 620091, Свердловская обл, г Екатеринбург, Орджоникидзевский р-н, пр-кт Космонавтов, стр 26
- ФИО
- Биктуганов Юрий Иванович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- uspu@uspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3838438
- Сайт
- https://uspu.ru/