Нарушение речевого развития при расстройствах аутистического спектра (РАС) является частым сопутствующим проявлением. Понимание речи ребенком с РАС является самым труднодиагностируемым навыком. Адекватное функционирование речевой системы ребенка с РАС базируется на понимании слышимой информации во взаимосвязи с анализом контекста общения, а также функциональным использованием речи в социальной среде. Констатируются особенности сенсорного восприятия детей с аутизмом, трудности обработки вербальной продукции. Рассматриваются необходимые условия для формирования навыка понимания речи на фонетическом, фонологическом, морфологическом, синтаксическом, семантическом и прагматическом уровнях организации речи. Анализируются причины возникновения речевых трудностей, влияющих на нормативное, социально приемлемое применение речи для коммуникативных, образовательных целей ребенком с РАС в процессе социального взаимодействия. Представлены теоретические данные о нормативном становлении речевой системы, соотнесенные с искаженным вариантом ее развития при расстройствах аутистического спектра. Приводятся образцы речи, ответы на вопросы детей с РАС с анализом и авторской интерпретацией данных. Представлены данные о формировании морфосинтаксических компетенций у детей с РАС в процессе коррекционного обучения. Акцентируется внимание на трудностях функционирования на прагматическом уровне организации речи, связанных с установлением корреляционных, рандомных ситуационных связей, иерархических взаимоотношений, влияющих на понимание социального контекста общения ребенком с РАС. Характеризуется структура социальной лексики - слова, понятия, термины, связанные с жизнью людей в обществе, их отношениями в обществе или к обществу, - отражающей специфику вербально-коммуникативного поведения детей с РАС. Рассматриваются дефициты понимания разговорной речи, включающей просторечные, жаргонные слова, сленг. Делаются выводы о главенствующей роли социального и эмоционального интеллекта для понимания социальной речи по сравнению с общими когнитивными способностями. Фактологическая база изложенного материала основана на многолетнем практическом логопедическом опыте автора, полученным в Федеральном ресурсном центре по организации комплексного сопровождения детей с РАС (ФРЦ МГППУ).
Идентификаторы и классификаторы
Автор, являясь практическим специалистом в области речевых нарушений детей с РАС и специализирующийся на формировании речи после сенситивного периода развития, предлагает данные о становлении навыка понимания речи, полученные в процессе коррекционно-логопедического воздействия и экспериментального наблюдения в период многолетней работы со 150 детьми с расстройствами аутистического спектра, обучавшихся в ФРЦ МГППУ.
Список литературы
-
Андреева, С. В. Применение метода сенсорно-акустического зашумления в коррекционно-логопедической работе / С. В. Андреева. - Текст: непосредственный // Аутизм и нарушения развития. - 2018. - № 2 (16). EDN: XULTGX
-
Андреева, С. В. Синтаксические трансформации в логопедической работе по формированию фразовой речи у обучающихся с РАС / С. В. Андреева. - Текст: непосредственный // Аутизм и нарушения развития. - 2019. - № 3 (17). EDN: DCREFS
-
Андреева, С. В. Систематизация нарушений функционального языка у детей с расстройствами аутистического спектра / С. В. Андреева. - Текст: непосредственный // Специальное образование. - 2022. - № 4 (68). EDN: ISVHDE
-
Андреева, С. В. Формирование произвольной речи у обучающихся с расстройствами аутистического спектра и задержкой психического развития в начальной специализированной школе / С. В. Андреева. - Текст: непосредственный // Специальное образование. - 2021. - № 4. EDN: LZTUSQ
-
Богдашина, О. И. Вопросы коммуникации при аутизме и синдроме Аспергера. Говорим ли мы на одном языке / О. И. Богдашина. - Москва: Наш Солнечный мир, 2016. - Текст: непосредственный.
-
Бородина, Л. Г. Типология отклоняющегося развития: Варианты аутистических расстройств / Л. Г. Бородина, Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - Москва: Генезис, 2020. - Текст: непосредственный.
-
Грейс, К. Социальные истории / К. Грейс. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2018. - Текст: непосредственный.
-
Лаврова, Е. В. Логопедия. Основы фонопедии / Е. В. Лаврова. - Москва: В. Секачев, 2016. - Текст: непосредственный.
-
Левицкий, Ю. А. Альтернативные грамматики. Стадии развития человеческого языка / Ю. А. Левицкий. - Москва: Изд-во ЛКИ, 2015. - Текст: непосредственный.
-
Левченко, И. Ю. Патопсихология: теория и практика: учеб. пособие / И. Ю. Левченко. - Москва: Академия, 2010. - Текст: непосредственный.
-
Мамохина, У. А. Методы и подходы к оценке различных уровней организации речи в современных и зарубежных исследованиях на примере расстройств аутистического спектра / У. А. Мамохина, Д. С. Переверзева, К. Р. Салимова, Е. Ф. Шведовский, Д. В. Давыдов, Е. Ю. Давыдова. - Текст: непосредственный // Современная зарубежная психология. - 2022. - № 4 (11).
-
Симашкова, Н. В. Клинико-биологические аспекты расстройств аутистического спектра / Н. В. Симашкова [и др.]. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - Текст: непосредственный. EDN: VWYUEX
-
Хомский, Н. Введение в формальный анализ естественных текстов / Н. Хомский, Д. Миллер. - Москва: URSS, 2009. - Текст: непосредственный.
-
Cummins, C. Autistic adults' views of their communication skills and needs / C. Cummins, E. Pellicano, L. Crane. - Text: unmediated // International Journal of Language & Communication Disorders. - 2020. - Vol. 55. - No. 5. - P. 678-689. -. DOI: 10.1111/1460-6984.12552
-
Mottron, L. A radical change in our autism research strategy is needed: Back to prototypes / L. Mottron. - Text: unmediated // Autism Research. - 2021. -. DOI: 10.1002/aur.2494 EDN: MWSOSF
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье проводится краткий анализ исследований речемыслительной деятельности детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) с позиций того, что она включает создание внешне-семиотических структур для представления одного объекта посредством другого. Обращается внимание на роль невербальных средств в процессе речевой деятельности. Рассматриваются позиции исследований, проводимых в ракурсе изучения речи в общении и речи в деятельности детей дошкольного возраста с ТНР. Это позволяют выделить коммуникативные умения у этой категории детей в направлении их коммуникативно-социального развития. Представлено содержание методики констатирующего эксперимента, включающее четыре задания. Они отражают направления исследования: исследование особенностей передачи цельности текста в репродуктивном текстовом сообщении; изучение характера мыслительных действий классификации на основе воспринятого содержания вербального текста (кумулятивных сказок разных народов); исследование способности замещения персонажей вербального текста в образно-графической системе; исследование способности к творческой текстовой деятельности на основе усвоенного материала кумулятивных сказок. Описывается анализ результатов изучения познавательной и текстовой деятельности дошкольников с нормальным речевым развитием и с тяжелыми нарушениями речи при изучении детьми кумулятивных сказок со схожим сюжетом, то есть на повторяющемся однотипном сюжете русской и чеченской народных сказок. Предложенные направления исследования ориентированы на дальнейший поиск оптимальных лингводидактических условий включения кумулятивных сказок разных народов со схожим сюжетом в коррекционно-педагогический процесс с целью активизации речемыслительной деятельности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, а также для решения задач духовно-нравственного, познавательного и речевого развития дошкольников.
В статье представлены результаты исследования значимости навыков жизненной компетенции старших дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) для их родителей и педагогов. Методологической основой исследования послужили положение о формировании сферы жизненной компетенции как обязательном содержании образования обучающихся ОВЗ на всех его уровнях (Н. Н. Малофеев, О. И. Кукушкина), научно-методический подход к определению особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР (Н. В. Бабкина, И. А. Коробейников, Е. Л. Инденбаум). В качестве основного метода исследования использовался опрос. Анкета включала пять основных областей сферы жизненной компетенции: развитие у ребенка адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; овладение навыками коммуникации; дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации; осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей. В опросе приняло участие 30 родителей старших дошкольников с ЗПР и 30 сотрудников дошкольных образовательных организаций. На основе проведенного анализа, обобщения и систематизации данных эмпирического исследования делается вывод о том, что представления о значимости навыков жизненной компетенции у родителей и педагогов существенно различаются. Выделяются навыки, представляющие наибольшую значимость для педагогов и родителей. Анализируются причины сходства и расхождения в представлениях у родителей и педагогов. Результаты исследования могут быть использованы при проектировании специального раздела программы коррекционной работы и подготовке рекомендаций для родителей.
Цель исследования - выявление и оценка специфики эмоционального выгорания педагогов, работающих с детьми с задержкой психического развития, описание симптомов выгорания специалистов, реализующих инклюзивную практику, зависимости симптомов от стажа, образования и места реализации инклюзивной практики. В исследовании участвовали преподаватели общеобразовательных учреждений образования, реализующие инклюзивные образовательные практики (N = 79), проживающие на территории Московской, Ленинградской и Волгоградской области. Методики: «Опросник для выявления выгорания» (авторы - C. Maslach, C. E. Jackson), адаптированный Н. Е. Водопьяновой; шкала опросника «Трудности тьютора в реализации тьюторского сопровождения в условиях инклюзии» (Е. В. Самсонова, А. Ю. Шеманов и др.). Измерение внутренней надежности отдельных пунктов опросника проводилось с помощью коэффициента «альфа Кронбаха». Основные причины выгорания педагогов - индивидуальные психофизиологические свойства и высокое психоэмоциональное напряжение, связанное с организацией труда в инклюзивных условиях. Не меньшее значение имеет ориентация педагога на предметные результаты, а не личностное развитие обучающихся, недостаточная профессиональная подготовленность к работе с детьми и подростками с задержанным развитием в инклюзивных условиях. Иерархия симптомов психического выгорания у педагогов инклюзивной практики представлена, во-первых, выраженностью симптома эмоционального истощения; во-вторых, редукцией личностных достижений; деперсонализацией и находится в прямой зависимости от испытываемых ими личностных и объективных трудностей и профессиональных рисков.
Развитие научного знания в области логопедии на юге Российской империи и СССР - сложный и противоречивый процесс. Его понимание возможно только через призму исторических, экономико-культурных, социальных условий развития этой территории, изучения и анализа всего комплекса процессов, протекавших в ХХ в. Ретроспективный анализ развития логопедии в обозначенный временной период позволит осмыслить историческое, теоретико-методологическое наследие, характер интегративных процессов, происходящих в логопедии на основе ее межсистемных и внутрисистемных связей с другими областями научного знания, оценить вклад исследователей в развитие данной научной области. Руководствуясь вышесказанным, можем утверждать, что сегодня чрезвычайно актуализируется проблема объективного анализа историко-педагогического наследия, осмысления и целесообразного использования позитивных идей прошлого. В статье рассмотрены этапы становления системы специального образования на территории Северного Причерноморья. Проведен анализ научных исследований отечественных ученых, которые занимались изучением вопросов развития и реформирования специального образования. Изучены вопросы становления системы коррекционного образования на указанной территории в историческом аспекте. Очерчены основные направления, по которым осуществлялась подготовка дефектологов. Сделан акцент на необходимости критического анализа историко-педагогических условий развития логопедической науки на южных территориях России как некоторого опыта для творческого осмысления в ходе современного развития логопедии в сложившейся социально-экономической, общественно-политической и культурологической ситуации.
В статье раскрывается необходимость формирования читательской деятельности у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения, что обусловливается потребностью государства в воспитании грамотной всесторонне развитой личности путем усвоения общественных норм и ценностей, которые также представлены в литературных произведениях. В тексте описано содержание диагностической работы по исследованию уровня сформированности читательской деятельности у дошкольников данной категории. В ходе исследования решались следующие задачи: изучение патологии зрительного анализатора, уровня развития речи и читательской деятельности у дошкольников экспериментальной группы. По результатам констатирующего этапа исследования выявлено, что у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения (миопией, гиперметропией, косоглазием и амблиопией) отмечается ограниченность читательского кругозора, трудности называния литературных произведений, их героев и содержания. При воспроизведении последовательности сюжета наблюдаются фактические ошибки, трудности либо невозможность воспроизведения событий, анализа поступка героев, соотнесения содержания произведения с собственным опытом. Таким образом, выявлено, что низкий уровень читательской деятельности связан с состоянием зрительной системы и невозможностью ребенка полноценно воспринять и понять содержание текста, в том числе с наглядным материалом; а также с нарушениями речи, которые в большей степени проявляются в несформированности лексико-грамматической стороны речи, вербализме. Данные особенности необходимо учитывать при формировании читательской деятельности. Следовательно, специально созданные педагогические условия с учетом формы зрительной патологии, включающие устранение имеющихся речевых недостатков и проведение специализированной работы по приобщению к литературным произведениям дошкольников с нарушениями зрения, будут способствовать формированию у них полноценной читательской деятельности.
В данной статье представлены результаты скринингового исследования, проведенного в одном из регионов Российской Федерации в 2023 году, на основе использования специальных форм единой методики социально-психологического тестирования (ЕМ СПТ) для диагностики склонности к рисковому поведению несовершеннолетних обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Степень вероятности вовлечения несовершеннолетнего в подобное поведение зависит от соотношения факторов защиты и факторов риска, выявляемых с помощью единой методики социально-психологического тестирования. К факторам защиты отнесены принятие родителями и одноклассниками, социальная активность, самоконтроль поведения, фрустрационная устойчивость, адаптированность к нормам. Факторы риска заключаются в плохой приспосабливаемости, зависимости, потребности во внимании группы, принятии асоциальных (аддиктивных) установок, стремлении к риску, импульсивности и тревожности. В статье представлен практико-ориентированный обзор некоторых аспектов архитектуры методики «ЕМ СПТ» и инструментов обработки данных, описаны механизмы расчётов квотиента и индекса рискового поведения, предложены алгоритмы работы педагога-психолога образовательной организации по интерпретации и анализу данных, полученных с помощью единой методики социально-психологического тестирования обучающихся подросткового возраста. Авторы рекомендуют осуществлять планирование индивидуальной коррекционно-профилактической работы с обучающимися с ОВЗ на основе анализа стеновых значений шкал риска и защиты, а выделение групп риска и организацию соответствующей профилактической работы в образовательной организации выполнять с опорой на показатели квотиента рискового поведения и индекса рискового поведения. Предложенные алгоритмы иллюстрируются примерами. Результаты исследования подтверждены математико-статистической обработкой данных.
В статье рассматриваются проблемы дисграфии, являющейся наиболее распространенным нарушением письменной речи у обучающихся в начальной школе, которое закономерно влияет в дальнейшем на способность ребенка правильно и связно выражать свои мысли на письме. Обращается внимание на то, что традиционные методы коррекции дисграфии оказываются малоэффективными. Характеризуется выдвигаемое автором статьи предположение, что требуется иной подход к работе со школьниками с дисграфией, в котором индивидуализация коррекционно-развивающей работы будет заключаться не только в использовании различных приемов, в том числе нейропсихологических, но и в учете когнитивного стиля обучающегося, определяющего индивидуальные предпочтения, стратегии усвоения информации и решения задач обучения, рассматривается роль когнитивных стилей в коррекции нарушений письма и выдвигаются параметры, значимые для основных направлений успешной работы с обучающимися с дисграфией. В статье описываются результаты исследования узкого и широкого диапазона эквивалентности, который определяет возможности для решения определенного объема задач. Представлены некоторые результаты исследования, позволяющие сделать краткие выводы о полноте аналитико-синтетической деятельности учащегося, его умениях классифицировать, выделять главное, о способности к абстракции, произвольности или непроизвольности запоминания. Описаны результаты исследования на основе методики изучения узости/широты категории с использованием задания «Подбор синонимов», адаптированной для обучающихся четвертых классов. В статье выдвигается предположение о том, что учет предпочтений и стратегий мышления обучающихся может стать основой создания подходящей и мотивирующей обучающих среды, способствующей успешному усвоению письменной речи и повышению их самооценки. Представлены выводы о том, что когнитивные стили могут играть значимую роль в эффективной коррекции нарушений письма у обучающихся с дисграфией. В следующей статье предполагается проанализировать взаимообусловленность когнитивного стиля и вида дисграфии.
В данной статье раскрывается связь между особенностями развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями и их особыми образовательными потребностями в рамках овладения учебными действиями - чтением и письмом на начальном этапе школьного обучения. Статья имеет методическую направленность и представлена в продолжение исследований по изучению образовательных достижений обучающихся с интеллектуальными нарушениями по предметной области «Язык и речевая практика». Представлены теоретические основы в области коррекционной педагогики и специальной психологии, методы исследования. Показаны трудности, которые испытывают первоклассники с интеллектуальными нарушениями на начальном этапе обучения элементарной грамоте. Отмечается, что психофизические нарушения проявляются у детей с умственной отсталостью в разной степени выраженности интеллектуального нарушения, что требует от учителя-дефектолога применения дифференцированного и индивидуального подходов в процессе обучения первичным навыкам чтения и письма. В материалах статьи выделены особые образовательные потребности школьников с умственной отсталостью и рассмотрен их функционал в процессе обучения грамоте: дифференцированное восприятие звуков, развитие устной речи и коррекция нарушений звуковой стороны речи, развитие слухоречевой и зрительной памяти, совершенствование зрительной ориентации и ориентировки в пространстве, коррекция недостатков мелкой и ручной моторики и совершенствование графомоторных умений, начальных навыков чтения и письма. Раскрыты направления коррекционной работы, использование особых методов и специальных приемов на уроках по обучению школьников изучаемой категории элементарной грамоте.
В статье раскрываются теоретические основы исследований дошкольного воспитания детей с интеллектуальными нарушениями. Обращается внимание на современные проблемы в образовании детей изучаемой нозологической группы. Выделена одна из этих проблем - значительный количественный разрыв между дошкольными и школьными образовательными организациями для детей с интеллектуальными нарушениями. Представлен научно обоснованный подход к определению содержания обучения и воспитания дошкольников с умственной отсталостью. Подчеркивается значимость реализации психолого-педагогического подхода для обеспечения широкого развивающего эффекта в коррекции и компенсации вторичных отклонений развития у детей с умственной отсталостью. Анализируется методическое сопровождение коррекционно-воспитательного процесса с детьми изучаемой категории в дошкольных образовательных организациях: дидактические системы по формированию возрастных психологических новообразований (развитие восприятия, формирование мышления); методики по социальному развитию, формированию начальных математических представлений. Определяются педагогические условия, содержание, методы и приемы, направленные на поэтапное становление основных видов детской деятельности (предметной, игровой, изобразительной). Подчеркивается возможность использования научно обоснованного методического материала как ресурса в коррекционном обучении школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в общеобразовательных организациях.
В статье приводится анализ результатов изучения процессов межличностных отношений дошкольников с нормальным речевым развитием и с тяжелыми нарушениями речи, посещающих группы комбинированной направленности, находящихся в условиях инклюзивной образовательной среды. Характеризуется стратегия организации образовательной деятельности с детьми в процессе создания и стимуляции значимых для их межличностного взаимодействия ситуаций на примере совместной предметно-практической деятельности детей, реализуемой в ходе занятий ручным трудом с использованием заданий из игрового материала, предложенного в педагогической системе Фридриха Фрёбеля. Представлены выводы об особенностях межличностного взаимодействия детей на основе рисуночного теста «Два дома» (автор - Т. Д. Марциновская), значимого для изучения особенностей общения детей с нормативным развитием и тяжелым нарушением речи в группах комбинированной направленности, комфортного взаимодействия детей с нарушением речи в среде сверстников. На основе полученных данных рассматриваются возможные перспективы взаимодействия детей с нормальным и нарушенным речевым развитием в группах комбинированной направленности. Характеризуется взаимодействие детей в условиях предметно-практической деятельности с использованием практических, наглядных и словесных методов. Предлагаются основные направления и пути педагогического воздействия по развитию и совершенствованию межличностного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в условиях специально сконструированных ситуаций, где в комплексе осуществляется игровая и трудовая деятельность и развивается общение по содержанию детской деятельности. Обосновывается успешность межличностного взаимодействия дошкольников с нарушенным и нормальным речевым развитием, достигаемая совместной предметно-практической деятельностью, реализуемой в процессе взаимного общения на эмоциональной основе. В статье подчеркивается, что при организации и стимуляции процесса межличностного взаимодействия детей с тяжелыми нарушениями речи необходимо учитывать их первичную языковую недостаточность. Содержание взаимодействия детей этой категории со сверстниками необходимо строить, формируя у них регуляторно-планирующую функцию речи, а также познавательные функции. Предложенные направления формирования межличностных отношений старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи со сверстниками в совместных занятиях ручным трудом обеспечивают интегративный характер развития речевой деятельности на основе предметно-практического взаимодействия.
Издательство
- Издательство
- УрГПУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620091, Свердловская область, город Екатеринбург, пр-кт Космонавтов, стр. 26
- Юр. адрес
- 620091, Свердловская обл, г Екатеринбург, Орджоникидзевский р-н, пр-кт Космонавтов, стр 26
- ФИО
- Биктуганов Юрий Иванович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- uspu@uspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3838438
- Сайт
- https://uspu.ru/