ISSN 1999-6993
Язык: ru

Статья: ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СКАЗОК СО СХОЖИМ СЮЖЕТОМ (2024)

Читать онлайн

В статье проводится краткий анализ исследований речемыслительной деятельности детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) с позиций того, что она включает создание внешне-семиотических структур для представления одного объекта посредством другого. Обращается внимание на роль невербальных средств в процессе речевой деятельности. Рассматриваются позиции исследований, проводимых в ракурсе изучения речи в общении и речи в деятельности детей дошкольного возраста с ТНР. Это позволяют выделить коммуникативные умения у этой категории детей в направлении их коммуникативно-социального развития. Представлено содержание методики констатирующего эксперимента, включающее четыре задания. Они отражают направления исследования: исследование особенностей передачи цельности текста в репродуктивном текстовом сообщении; изучение характера мыслительных действий классификации на основе воспринятого содержания вербального текста (кумулятивных сказок разных народов); исследование способности замещения персонажей вербального текста в образно-графической системе; исследование способности к творческой текстовой деятельности на основе усвоенного материала кумулятивных сказок. Описывается анализ результатов изучения познавательной и текстовой деятельности дошкольников с нормальным речевым развитием и с тяжелыми нарушениями речи при изучении детьми кумулятивных сказок со схожим сюжетом, то есть на повторяющемся однотипном сюжете русской и чеченской народных сказок. Предложенные направления исследования ориентированы на дальнейший поиск оптимальных лингводидактических условий включения кумулятивных сказок разных народов со схожим сюжетом в коррекционно-педагогический процесс с целью активизации речемыслительной деятельности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, а также для решения задач духовно-нравственного, познавательного и речевого развития дошкольников.

Ключевые фразы: нормативно развивающиеся дети, дошкольная логопедия, тнр, ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ, дети с нарушениями речи, набор ключевых слов, кумулятивная сказка, ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, ДОШКОЛЬНИКИ, детская речь, связная речь, коммуникативные умения
Автор (ы): Газиева Яха Зеудиновна, Лебедева Ирина Николаевна
Журнал: СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
376.37. с дефектами речи, с заиканием
Для цитирования:
ГАЗИЕВА Я. З., ЛЕБЕДЕВА И. Н. ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СКАЗОК СО СХОЖИМ СЮЖЕТОМ // СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2024. № 2 (74) (11 СТ.)
Текстовый фрагмент статьи