Статья посвящена рассмотрению проблемы создания методов проективной диагностики. Обозначено, что предлагаемые практикам современные проективные методики разрабатываются без концептуальной опоры и вне контентаналитической парадигмы, являющейся методологической основой указанного типа диагностического инструментария. Представлены результаты структурно-содержательного анализа методики «Не дай человеку упасть», выложенной на многочисленных сайтах в сети Интернет. Выявлена методологическая несостоятельность методики, ее диагностическая непригодность. Отмечается, что применение методик, не соответствующих методологическим требованиям, существенно повышает риск психодиагностической некомпетентности специалистов. В связи с этим, полагают авторы, формирование у будущего диагноста способности к оценке качества диагностического инструментария и соответствующего этическим требованиям уровня профессиональной ответственности как пользователя необходимо начинать уже на этапе вузовского обучения.
Идентификаторы и классификаторы
С каждым годом психодиагностика становится все более популярной сферой интереса и деятельности в обществе – она востребована в практике социального взаимодействия, образовании, медицине, юриспруденции, профессионально-трудовой деятельности и др. [3; 9; 19; 22].
Список литературы
- Беллак Л., Абт Л. Э., Оллпорт Г. У. [и др.]. Проективная психология. Антология. М.: Психотерапия, 2010. 416 с.
- Белобрыкина О. А., Васина Е. В. Влияние инновационных процессов на специфику создания проективных методик в современной практике психодиагностики // Инновации в медицине, психологии и педагогике: материалы VII Международной научно-практической конференции (Вьетнам, Муй Нэ) / Под науч. ред. М. Г. Чухровой, О. А. Белобрыкиной. Новосибирск: Немо Пресс, 2016. С. 273–281.
- Белобрыкина О. А. Диагностика в современной социально-психологической практике: проблемы качества измерительного инструментария // Современная реальность в социально-психологическом контексте – 2023: сборник научных трудов / под науч. ред. О. А. Белобрыкиной, М. И. Кошеновой. Новосибирск: НГПУ, 2023. С. 52–62.
- Белобрыкина О. А., Лемясова Н. С. К поиску алгоритма объективизации «объективных методов» в современной российской психологической практике [Электронный ресурс] // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2016. № 2. С. 80–99. URL: https:// elibrary.ru/download/elibrary_28937819_85004708.pdf (дата обращения: 02.06.2023).
- Белобрыкина О. А., Ожеховская Л. В. К вопросу о критериях и оценке профессиональной деятельности педагога-психолога как психодиагноста (на примере решения: материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции / Науч. ред. С. И. Ануфриев, Л. В. Ахметова. Томск: ТЦНТИ, 2007. С. 197–214.
- Белобрыкина О. А. Этико-диагностическая компетентность работников обра-
зовательной и социальной сферы (на примере анализа случаев из практики) [Элек-
тронный ресурс] // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2019. № 2.
С. 11–32. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42326976 (дата обращения: 04.07.2023). - Бурлачук Л. Ф. Проективная техника // Психодиагностика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2006. С. 284–320.
- Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2007. 688 с.
- Бутримова К. Ю., Васина Е. В., Федурина Е. А., Эрентраут В. А. Проективные методы диагностики в современных социокультурных условиях: актуальные проблемы разработки и практики применения [Электронный ресурс] // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2016. № 2. С. 100–122. URL: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_28937820_62784860.pdf (дата обращения: 06.08.2023).
- Королев К. М. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М.: Эксмо, 2008. 608 с.
- Лебедева Л. Д., Никонорова Ю. В., Тараканова Н. А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. СПб.: Речь, 2006. 336 с.
- Лидерс А. Г. О культуре публикаций психодиагностических методик // Психологическая диагностика. 2003. № 2. С. 44–53.
- Лидин К. Л. Психологические механизмы воздействия образа на эмоциональную сферу личности. Иркутск: ИГУ, 2004. 116 с.
- Менделевич В Д. Доказательная психотерапия: между возможным и необходимым // Неврологический вестник. 2019. № 2. С. 4–11. DOI: 10.17816/nb15656.
- Проективная психология / Научн. ред. Р. Римская, И. Кириллов. М.: ЭКСМО- Пресс, 2000. 528 с.
- Роршах Г. Психодиагностика: методика и результаты диагностического эксперимента по исследованию восприятия (истолкование случайных образов). М.: Когито-Центр, 2019. 354 с.
- Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия / авт.-сост.: В. Э. Багдасарян, И. Б. Орлов, В. Л. Телицын; под общ. ред. В. Л. Телицына. М.: Локид-Пресс, Рипол Классик, 2005. 495 с.
- Тресиддер Дж. Словарь символов М.: Фаир-Пресс, 1999. 448 с.
- Усатенко О. Н., Гришина А. А. Адаптация стандартизированных проективных методов в глубинную психокоррекцию // Гуманитарные науки. 2019. № 2. С. 91–96.
- Юнг К. Г. Человек и его символы. М.: ПрофитСтайл, 2021. 448 с.
- Яньшин П. В. Клиническая психодиагностика личности: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2023. 327 с.
- Branthwaite A., Cooper P. A New Role for Projective Techniques // ESOMAR Qualitative Research. Budapest: 2001. Рp. 236–263.
- Gregory Z. The page as place: how we enter into images as place // International Journal of Art Therapy. 2021. Vol. 27. Is. 1. Pр. 1–11. DOI:10.1080/17454832.2021.1995453
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлен теоретический анализ феномена формирования произвольной саморегуляции и эмпирическое исследование особенностей саморегуляции у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Анализируются трудности, связанные с развитием произвольной саморегуляции у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Приводится классификация психофизиологических особенностей детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте и их влияние на формирование самоконтроля и готовности к учебной деятельности. На основе анализа источников установлена необходимость развития произвольной саморегуляции в дошкольном возрасте у детей с задержкой психического развития.
Статья посвящена рассмотрению антиномии детства. Ее смысл заключается в необходимости понимать детство как самоценный период жизни, с одной стороны, либо как подготовительную ступень к будущей жизни, с другой. Второй подход акцентирует обучение конкретной технике в определенной сфере деятельности, в то время как первый акцентирует самореализацию и творчество. Критика педагогического разума вырабатывает методологию, согласно которой недостаточно рассмотрение человека с эмпирических позиций, необходимо учитывать стремление к свободе, заложенное в человеческую природу. С другой стороны, свобода достижима только в кооперации и солидарности с другими. Поэтому данная критика указывает на препятствия в развитии личности воспитанника и предупреждает об опасностях в устройстве общества, если оно будет состоять из людей, неспособных к креативности и к солидарности. Вывод из этой критики состоит в том, что необходимо создание особой психологической атмосферы, в которой личность воспитанника будет нормально развиваться, и только духовно и физически здоровые люди смогут справиться с вызовами будущего, которое неподконтрольно воспитателям и взрослым в целом.
В статье представлен теоретический анализ проблемы влияния музыки на развитие речи у детей с рождения до младшего школьного возраста. Отмечено, что музыка занимает особое место в коррекционной работе по развитию речи у дошкольников и младших школьников. Рассматривается влияние музыкальной деятельности на формирование всех компонентов речи ребенка при помощи прослушивания музыки, пения, игре на музыкальных инструментах, логоритмики и театрализации. В заключение обсуждается, что применение интегративного подхода, включающего музыкальное сопровождение на занятиях по развитию речи, оказывает положительное влияние на становление речевой деятельности у школьников.
Понятие удовлетворенности жизнью претерпевает стадию переосмысления и трансформации в контексте научно-психологических подходов в фунда ментальной и прикладной психологии. Улучшение качества жизни, смещение ценностей в сторону карьеры и саморазвития, развитие социальных сетей, глобальное потепление и экологический кризис оказывают влияние на потребности современного человека, придают понятию удовлетворенности жизнью новые смыслы.
В статье проводится разносторонний анализ понятия удовлетворенности жизнью с разделением на подходы по способу выявления ключевых признаков; предлагается актуальное авторское понятие; рассматриваются внутренние и внешние факторы, их взаимодействие между собой и влияние на формирование общей удовлетворенности жизнью; дается актуальный анализ научных исследований в контексте факторов и методов оценки и измерения удовлетворенности жизнью. Исследование в целом направлено на систематизацию и структурирование научного знания для исследования сложного и многомерного концепта удовлетворенности жизнью.
В статье представлен теоретический анализ существующих инструментов внедрения элементов управления инновационным развитием образовательной организации. Рассмотрены этапы теории управления инновационными процессами, а также основные подходы. Выделены макро, мезо и микрофакторы формирования индивидуальной траектории обучения. Определены основные направления реализации индивидуальной образовательной траектории. Охарактеризованы особенности инновационной деятельности в педагогической сфере. Обосновано внедрение методологии и методологического инструментария в процессе использования инновационных процессов в сфере образования.
В качестве цели данной статьи выступает формирование теоретического конструкта, позволяющего исследовать специфику восприятия жизненного пути личности с разным типом привязанности. В данной статье представлены основные стили привязанности у взрослых, дана их краткая характеристика. Обсуждается гипотетическое предположение о том, что клиенты с разным типом привязанности имеют различное восприятие своего жизненного пути. Клиенты с надежной привязанностью чаще всего видят свой жизненный путь как последовательность успешных переходов и достижений. В то время клиенты с ненадежным типом привязанности склонны оценивать свой жизненный путь как негативный. Предложенный конструкт выступает методологическим основанием для эмпирического изучения особенностей восприятия жизненного пути людей с разным типом привязанности. Выделенные в статье теоретические закономерности могут быть использованы психологами-практиками для организации психологической работы с клиентами, демонстрирующими различные типы привязанности.
Издательство
- Издательство
- НГПУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- Юр. адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- ФИО
- Герасёв Алексей Дмитриевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@nspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2441161
- Сайт
- https://nspu.ru/