Понятие удовлетворенности жизнью претерпевает стадию переосмысления и трансформации в контексте научно-психологических подходов в фунда ментальной и прикладной психологии. Улучшение качества жизни, смещение ценностей в сторону карьеры и саморазвития, развитие социальных сетей, глобальное потепление и экологический кризис оказывают влияние на потребности современного человека, придают понятию удовлетворенности жизнью новые смыслы.
В статье проводится разносторонний анализ понятия удовлетворенности жизнью с разделением на подходы по способу выявления ключевых признаков; предлагается актуальное авторское понятие; рассматриваются внутренние и внешние факторы, их взаимодействие между собой и влияние на формирование общей удовлетворенности жизнью; дается актуальный анализ научных исследований в контексте факторов и методов оценки и измерения удовлетворенности жизнью. Исследование в целом направлено на систематизацию и структурирование научного знания для исследования сложного и многомерного концепта удовлетворенности жизнью.
Идентификаторы и классификаторы
Удовлетворенность жизнью является важной научной и практической составляющей психологии, которая дает представление о субъективном благополучии в жизни индивида.
Список литературы
- Андреев Д. А. Базовые варианты анкеты EQ-5D – стандартные международные инструменты оценки качества жизни. Краткий обзор литературы // Здоровье мегаполиса. 2021. Т. 2, № 1. С. 62–69. DOI 10.47619/2713-2617.
- Бердышева Е. С., Беляевский Б. А. Вариативность ценности здоровья в социальных полях: вызовы и стимулы самосохранительных практик [Электронный ресурс] // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2021. Т. 13, № 1. С. 9–39. URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=44928197 (дата обращения: 10.09.2023).
- Бельтюкова О. В., Варнакова М. А., Ведерникова С. Н. Представления о счастье мужчин и женщин зрелого возраста [Электронный ресурс] // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 7 (99). С. 55–60. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=49248930 (дата обращения: 30.08.2023).
- Бочарова Е. Е. Взаимосвязь дискриминационных установок и характеристик удовлетворенности жизнью, счастья у представителей молодежи [Электронный ресурс] // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология об-
разования. Психология развития. 2020. Т. 9, № 2 (34). С. 162–169. URL: https://www.
elibrary.ru/item.asp?id=43140251 (дата обращения: 07.09.2023). - Волк М. И. Специфика эмоционального состояния у людей, состоящих и не
состоящих в брачно-семейных и партнерских отношениях в условиях самоизоля-
ции COVID-19 [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2022.
Т. 10, № 3. C. 1–9. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49447198 (дата обращения:
02.09.2023). - Вязовова Н. В., Мелихова В. М. Особенности отношения к карьере лиц с различ-
ным уровнем психологического благополучия [Электронный ресурс] // Психолого-
педагогический журнал Гаудеамус. 2021. Т. 20, № 3 (49). С. 14–25. URL: https://www.
elibrary.ru/item.asp?id=47206651 (дата обращения: 10.09.2023). - Громова Д. Б., Хоркина Н. А. Взаимосвязь индекса массы тела и удовлетво-
ренности жизнью взрослых россиян [Электронный ресурс] // Социальные аспек-
ты здоровья населения. 2023. Т. 69, № 1. С. 1–33. URL: https://www.elibrary.ru/item.
asp?id=53252806 (дата обращения: 14.09.2023). - Голоденко О. Н., Абрамов В. А. Механизмы и методы формирования самоакту-
ализации как основного фактора развития мотивационно-потребностной компетен-
ции преподавателя медицинского вуза [Электронный ресурс] // Журнал психиатрии
и медицинской психологии. 2018. № 2 (42). С. 30–36. URL: https://www.elibrary.ru/
item.asp?id=36489625 (дата обращения: 03.09.2023). - Давыденко И. Г., Писанка С. А. В поисках доказательств неэкономических и эко-
номических мейнстримов финансового благополучия [Электронный ресурс] // Вест-
ник Академии знаний. 2021. № 47 (6). С. 402–413. URL: https://www.elibrary.ru/item.
asp?id=48029403 (дата обращения: 03.09.2023). - Данилова И. С., Аммосов И. Н. Зарубежный и отечественный опыт оценки
качества жизни населения [Электронный ресурс] // Вестник Северо-Восточного фе-
дерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Экономика. Социология. Куль-
турология. 2019. № 1 (13). С. 5–14. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41312779 (дата
обращения: 14.09.2023). - Дементий Л. И., Малёнов А. А. Субъектность как фактор личностного разви-
тия на этапе самореализации [Электронный ресурс] // Вестник Костромского госу-
дарственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020.
Т. 26, № 2. С. 68–78. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43911719 (дата обраще-
ния: 20.09.2023). - Джидарьян И. А. Психология счастья и оптимизма. М.: Институт психологии
РАН, 2013. 268 с. - Жегалова М. И., Сулейманов Р. Ф. Исследование счастья у людей разных
социальных категорий [Электронный ресурс] // Общество: социология, психоло-
гия, педагогика. 2021. № 11 (91). С. 82–87. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/
issledovanie-oschuscheniya-schastya-u-lyudey-raznyh-sotsialnyh-kategor (дата обраще-
ния: 12.09.2023). - Завалеева И. М., Майборода Т. А. Социально-психологические особенности
стрессоустойчивости у подростков [Электронный ресурс] // Актуальные вопросы
психологии здоровья и психосоматики. Материалы IV Всероссийской научно-прак-
тической конференции. Махачкала, 2016. С. 109–114. URL: elibrary.ru/item.asp?id=28
909615&ysclid=lnlts6zy2q121652624 (дата обращения: 11.09.2023). - Ковайкина Е. С. Зарубежный опыт оценки качества жизни населения [Элек-
тронный ресурс] // Экономика и социум. 2018. № 1 (44). С. 408–415. URL: https://
elibrary.ru/item.asp?id=32766987 (дата обращения: 19.09.2023). - Ковтуненко А. Ю., Ерзин А. И. Оптимизм как коррелят благополучного старе-
ния [Электронный ресурс] // Психология и психотехника. 2019. № 4. С. 89–100. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42380439 (дата обращения: 11.09.2023). - Костанца Р., Фишер Б., Али С. и другие. Интегративный подход к измере-
нию, изучению и [проведению] политики качества жизни [Электронный ресурс] //
Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. 2021. Т. 30, № 2.
С. 107–110. URL:. https://elibrary.ru/item.asp?id=46330796 (дата обращения: 11.09.2023). - Круглинская Т. В., Вахидова Л. В. Взаимосвязь субъектности со степенью удов-
летворенности жизнью женщин: анализ экспериментальной работы [Электронный ре-
сурс] // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 6-1 (69).
С. 116–123. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49180739 (дата обращения:
02.09.2023). - Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой
реальности. М.: Смысл, 2007. 511 с.
Мазанова А. Е., Халак М. Е., Дорофеев Е. В. Удовлетворенность жизнью: про-
блема исследования на примере студентов нижегородских университетов [Электрон-
ный ресурс] // Endless Light in Science. 2022. № 5. С. 78–82. URL: https://www.elibrary.
ru/item.asp?id=49485607 (дата обращения: 11.09.2023). - Мелкумян Е. Б. Религиозность и удовлетворенность жизнью: опрос православ-
ных приходов [Электронный ресурс] // Мониторинг общественного мнения: эконо-
мические и социальные перемены. 2020. № 1 (155). С. 225–249. URL: https://www.
elibrary.ru/item.asp?id=42561435 (дата обращения: 14.09.2023). - Музаев М. З. Меняет ли выход на пенсию жизненные установки и финансовое
положение россиян [Электронный ресурс] // Вестник Ростовского государственного
экономического университета (РИНХ). 2022. № 2 (78). С. 217–229. URL: https://www.
elibrary.ru/item.asp?id=49909325 (дата обращения: 16.09.2023). - Нехорошева И. В. Психометрические показатели «Оксфордского опросника
счастья» Oxford Happiness Inventory [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика
и психология. 2022. Т. 10, № 2. С. 1–10. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49186723
(дата обращения: 11.09.2023). - Опекина Т. П., Шипова Н. С. Теоретический анализ понятий самореализации,
самоактуализации и самоэффективности [Электронный ресурс] // Вестник Костром-
ского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинети-
ка. 2021. Т. 27, № 2 С. 7–15. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46340704 (дата
обращения: 09.09.2023). - Рассказова Е. И., Лебедева А. А. Скрининговая шкала позитивных и негатив-
ных переживаний Э. Динера: апробация рускоязычной версии [Электронный ре-
сурс] // Психология. Журнал ВШЭ. 2020. № 2. C. 250–263. URL: https://cyberleninka.
ru/article/n/skriningovaya-shkala-pozitivnyh-i-negativnyh-perezhivaniy-e-dineraaprobatsiya-
russkoyazychnoy-versii/viewer (дата обращения: 18.09.2023). - Соболева Н. Э. Факторы, влияющие на вклад удовлетворенности работой
в удовлетворенность жизнью в России [Электронный ресурс] // Мониторинг об-
щественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 1 (155).
С. 368–390. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42561441 (дата обращения:
10.09.2023). - Хащенко Н. Н., Хащенко В. А. Связь актуального экологического сознания лич-
ности и переживания человеком чувства единения с природой [Электронный ресурс]
// Пензенский психологический вестник. 2020. № 2 (15). С. 139–151. URL: www.elibrary.ru/item.asp?id=44465714=44465714 (дата обращения: 23.09. 2023). - Щукина М. А., Ширман Л. А. Психологические предикторы удовлетворен-
ности жизнью людей старшего возраста (на примере клиентов благотворительно-
го фонда) [Электронный ресурс] // Национальный психологический журнал. 2022.
№ 1 (45) С. 15–29. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48519323 (дата обраще-
ния: 11.09.2023). - Яковлева Е. А., Крячко В. И. Профессиональная продуктивность и субъектив-
ное благополучие [Электронный ресурс] // Journal of Economic Regulation. 2021. Т. 12,
№ 4. С. 110–120. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47503637 (дата обращения:
09.09.2023). - Hu R. Mobile Experience Sampling Method: Capturing the Daily Life of Elders
[Электронный ресурс] // Springer Link [сайт]: link.springer.com. 2019. URL: https://link.
springer.com/chapter/10.1007/978-3-030-22012-9_4 (дата обращения: 10.08.2023). - Tsurumi T. Are Cognitive, Affective, and Eudaimonic Dimensions of Subjective
Well-Being Differently Related to Consumption? Evidence from Japan [Электронный
ресурс] // Springer Link [сайт]: link.springer.com. 2020. URL: https://link.springer.com/
article/10.1007/s10902-020-00327-4 (дата обращения: 10.08.2023).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлен теоретический анализ феномена формирования произвольной саморегуляции и эмпирическое исследование особенностей саморегуляции у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Анализируются трудности, связанные с развитием произвольной саморегуляции у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Приводится классификация психофизиологических особенностей детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте и их влияние на формирование самоконтроля и готовности к учебной деятельности. На основе анализа источников установлена необходимость развития произвольной саморегуляции в дошкольном возрасте у детей с задержкой психического развития.
Статья посвящена рассмотрению антиномии детства. Ее смысл заключается в необходимости понимать детство как самоценный период жизни, с одной стороны, либо как подготовительную ступень к будущей жизни, с другой. Второй подход акцентирует обучение конкретной технике в определенной сфере деятельности, в то время как первый акцентирует самореализацию и творчество. Критика педагогического разума вырабатывает методологию, согласно которой недостаточно рассмотрение человека с эмпирических позиций, необходимо учитывать стремление к свободе, заложенное в человеческую природу. С другой стороны, свобода достижима только в кооперации и солидарности с другими. Поэтому данная критика указывает на препятствия в развитии личности воспитанника и предупреждает об опасностях в устройстве общества, если оно будет состоять из людей, неспособных к креативности и к солидарности. Вывод из этой критики состоит в том, что необходимо создание особой психологической атмосферы, в которой личность воспитанника будет нормально развиваться, и только духовно и физически здоровые люди смогут справиться с вызовами будущего, которое неподконтрольно воспитателям и взрослым в целом.
В статье представлен теоретический анализ проблемы влияния музыки на развитие речи у детей с рождения до младшего школьного возраста. Отмечено, что музыка занимает особое место в коррекционной работе по развитию речи у дошкольников и младших школьников. Рассматривается влияние музыкальной деятельности на формирование всех компонентов речи ребенка при помощи прослушивания музыки, пения, игре на музыкальных инструментах, логоритмики и театрализации. В заключение обсуждается, что применение интегративного подхода, включающего музыкальное сопровождение на занятиях по развитию речи, оказывает положительное влияние на становление речевой деятельности у школьников.
В статье представлен теоретический анализ существующих инструментов внедрения элементов управления инновационным развитием образовательной организации. Рассмотрены этапы теории управления инновационными процессами, а также основные подходы. Выделены макро, мезо и микрофакторы формирования индивидуальной траектории обучения. Определены основные направления реализации индивидуальной образовательной траектории. Охарактеризованы особенности инновационной деятельности в педагогической сфере. Обосновано внедрение методологии и методологического инструментария в процессе использования инновационных процессов в сфере образования.
Статья посвящена рассмотрению проблемы создания методов проективной диагностики. Обозначено, что предлагаемые практикам современные проективные методики разрабатываются без концептуальной опоры и вне контентаналитической парадигмы, являющейся методологической основой указанного типа диагностического инструментария. Представлены результаты структурно-содержательного анализа методики «Не дай человеку упасть», выложенной на многочисленных сайтах в сети Интернет. Выявлена методологическая несостоятельность методики, ее диагностическая непригодность. Отмечается, что применение методик, не соответствующих методологическим требованиям, существенно повышает риск психодиагностической некомпетентности специалистов. В связи с этим, полагают авторы, формирование у будущего диагноста способности к оценке качества диагностического инструментария и соответствующего этическим требованиям уровня профессиональной ответственности как пользователя необходимо начинать уже на этапе вузовского обучения.
В качестве цели данной статьи выступает формирование теоретического конструкта, позволяющего исследовать специфику восприятия жизненного пути личности с разным типом привязанности. В данной статье представлены основные стили привязанности у взрослых, дана их краткая характеристика. Обсуждается гипотетическое предположение о том, что клиенты с разным типом привязанности имеют различное восприятие своего жизненного пути. Клиенты с надежной привязанностью чаще всего видят свой жизненный путь как последовательность успешных переходов и достижений. В то время клиенты с ненадежным типом привязанности склонны оценивать свой жизненный путь как негативный. Предложенный конструкт выступает методологическим основанием для эмпирического изучения особенностей восприятия жизненного пути людей с разным типом привязанности. Выделенные в статье теоретические закономерности могут быть использованы психологами-практиками для организации психологической работы с клиентами, демонстрирующими различные типы привязанности.
Издательство
- Издательство
- НГПУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- Юр. адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- ФИО
- Герасёв Алексей Дмитриевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@nspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2441161
- Сайт
- https://nspu.ru/