В статье представлен теоретический анализ феномена формирования произвольной саморегуляции и эмпирическое исследование особенностей саморегуляции у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Анализируются трудности, связанные с развитием произвольной саморегуляции у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Приводится классификация психофизиологических особенностей детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте и их влияние на формирование самоконтроля и готовности к учебной деятельности. На основе анализа источников установлена необходимость развития произвольной саморегуляции в дошкольном возрасте у детей с задержкой психического развития.
Идентификаторы и классификаторы
В современном обществе актуальной проблемой остается низкий уровень обучаемости и недостаток организации собственной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР). Данный тип нарушения развития составляет до 20% от всей детской популяции и является наиболее часто встречающимся [17]. В связи с выходом школ на современные, усложненные программы обучения, резко
Список литературы
- Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. 450 с.
- Бабкина Н. В. Саморегуляция в познавательной деятельности. М.: Владос, 2021.
143 с. - Болотова А. К., Пурецкий М. М. Развитие идей саморегуляции в исторической ретроспективе [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11, № 3. С. 64–74. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24302512 (дата обращения: 26.09.2023).
- Брушлинский А. В. Субъектно деятельностная концепция и теория функциональных систем [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. 1999. № 5. С. 110–121. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34849239 (дата обращения: 26.09.2023).
- Виноградова Г. А., Нурова Н. Е. Особенности эмоциональной саморегуляции детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Психологические науки. 2020. № 3. С. 45–47. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42635218 (дата обращения: 26.09.2023)
- Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т. Т 3. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
- Гунзунова Б. А. Теоретические подходы к исследованию саморегуляции произвольной активности субьекта деятельности // Вестник Бурятского университета. 2010. № 5. С. 3–7.
- Ишмуратова Ю. А., Потанина А. М., Бондаренко И. Н. Вклад осознанной саморегуляции, вовлеченности и мотивации в академическую успеваемость школьников в разные периоды обучения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, № 5. С. 17–29. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47163917 (дата обращения: 29.09.2023).
- Катенева С. Г., Кожемякина О. А. Проблемы организации дистанционного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе [Электронный ресурс] // День дефектологии. 2021. № 1. С. 68–71. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=49849735 (дата обращения: 29.09.2023).
- Кисова В. В. Клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития как основа коррекционно-развивающей работы в специализированных образовательных учреждениях [Электронный ресурс] // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. № 2. С. 348–352. URL: https://elibrary.
ru/item.asp?id=21691910 (дата обращения: 10.11.2023). - Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. Российская акад. образования, Психологический ин-т. 2-е изд., испр. и доп. М.: Ленанд,
- 316 с. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20107901 (дата
обращения: 26.07.2023). - Лебединская К. С. Клинические варианты задержки психического развития // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1980. № 3. С. 3–10.
- Лемещенко М. Ю. Историко-психологический анализ саморегуляции личности [Электронный ресурс] // Вестник ТГУ. 2015. № 1. С. 66–73. URL: https://cyberleninka.
ru/article/n/istoriko-psihologicheskiy-analiz-problemy-samoregulyatsii-lichnosti?ysclid=l
pl1g5jl1x849305230 (дата обращения: 30.09.2023). - Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей. М.: Педагогика, 1978. 224 с.
- Макарова О. А. Аспектный анализ задержки психического развития в отечественной психологии [Электронный ресурс] // Концепт. № 1. 2013. URL: http://ekoncept. ru/2013/13504.htm (дата обращения: 26.09.2023).
- Максимова Л. И., Божедонова А. П. Психолого-педагогические аспекты развития волевых навыков у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 73-1. С. 201–204. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-aspektyrazvitiya-
volevyh-navykov-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 27.09.2023). - Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. СПб.: Речь, 2006. 352 с.
- Марковская И. Ф. Типы регуляторных нарушений при задержке психического развития // Дефектология. 2006. № 3. С. 28–34.
- Моросанова В. И. Психология осознанной саморегуляции: от истоков к современным исследованиям [Электронный ресурс] // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. Т. 15, № 3. С. 57–83. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=49555891 (дата обращения: 10.11.2023).
- Моросанова В. И. Развитие идей О. А. Конопкина в современных исследованиях осознанной саморегуляции в контексте актуальных задач образования [Электронный ресурс] // В сборнике: Психология саморегуляции в контексте актуальных задач образования. Материалы научной конференции, 27–28 апреля 2021 года. Москва: Психологический институт Российской академии образования. 2021. С. 11–18. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=46501051 (дата обращения: 30.09.2023). - Моросанова В. И., Фомина Т. Г., Цыганов И. Ю. Осознанная саморегуляция и отношение к учению в достижении учебных целей. М.; СПб.: Нестор-История, 2017. 380 с. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32324598 (дата обращения: 30.09.2023).
- Новоторцева Н. В. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь. СПб.: КАРО, 2006. 144 с.
- Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М.: Педагогика, 1990. 184 с.
- Цыркун Н. А. Развитие воли у дошкольников. Мн.: Нар. асвета, 1991. 112 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена рассмотрению антиномии детства. Ее смысл заключается в необходимости понимать детство как самоценный период жизни, с одной стороны, либо как подготовительную ступень к будущей жизни, с другой. Второй подход акцентирует обучение конкретной технике в определенной сфере деятельности, в то время как первый акцентирует самореализацию и творчество. Критика педагогического разума вырабатывает методологию, согласно которой недостаточно рассмотрение человека с эмпирических позиций, необходимо учитывать стремление к свободе, заложенное в человеческую природу. С другой стороны, свобода достижима только в кооперации и солидарности с другими. Поэтому данная критика указывает на препятствия в развитии личности воспитанника и предупреждает об опасностях в устройстве общества, если оно будет состоять из людей, неспособных к креативности и к солидарности. Вывод из этой критики состоит в том, что необходимо создание особой психологической атмосферы, в которой личность воспитанника будет нормально развиваться, и только духовно и физически здоровые люди смогут справиться с вызовами будущего, которое неподконтрольно воспитателям и взрослым в целом.
В статье представлен теоретический анализ проблемы влияния музыки на развитие речи у детей с рождения до младшего школьного возраста. Отмечено, что музыка занимает особое место в коррекционной работе по развитию речи у дошкольников и младших школьников. Рассматривается влияние музыкальной деятельности на формирование всех компонентов речи ребенка при помощи прослушивания музыки, пения, игре на музыкальных инструментах, логоритмики и театрализации. В заключение обсуждается, что применение интегративного подхода, включающего музыкальное сопровождение на занятиях по развитию речи, оказывает положительное влияние на становление речевой деятельности у школьников.
Понятие удовлетворенности жизнью претерпевает стадию переосмысления и трансформации в контексте научно-психологических подходов в фунда ментальной и прикладной психологии. Улучшение качества жизни, смещение ценностей в сторону карьеры и саморазвития, развитие социальных сетей, глобальное потепление и экологический кризис оказывают влияние на потребности современного человека, придают понятию удовлетворенности жизнью новые смыслы.
В статье проводится разносторонний анализ понятия удовлетворенности жизнью с разделением на подходы по способу выявления ключевых признаков; предлагается актуальное авторское понятие; рассматриваются внутренние и внешние факторы, их взаимодействие между собой и влияние на формирование общей удовлетворенности жизнью; дается актуальный анализ научных исследований в контексте факторов и методов оценки и измерения удовлетворенности жизнью. Исследование в целом направлено на систематизацию и структурирование научного знания для исследования сложного и многомерного концепта удовлетворенности жизнью.
В статье представлен теоретический анализ существующих инструментов внедрения элементов управления инновационным развитием образовательной организации. Рассмотрены этапы теории управления инновационными процессами, а также основные подходы. Выделены макро, мезо и микрофакторы формирования индивидуальной траектории обучения. Определены основные направления реализации индивидуальной образовательной траектории. Охарактеризованы особенности инновационной деятельности в педагогической сфере. Обосновано внедрение методологии и методологического инструментария в процессе использования инновационных процессов в сфере образования.
Статья посвящена рассмотрению проблемы создания методов проективной диагностики. Обозначено, что предлагаемые практикам современные проективные методики разрабатываются без концептуальной опоры и вне контентаналитической парадигмы, являющейся методологической основой указанного типа диагностического инструментария. Представлены результаты структурно-содержательного анализа методики «Не дай человеку упасть», выложенной на многочисленных сайтах в сети Интернет. Выявлена методологическая несостоятельность методики, ее диагностическая непригодность. Отмечается, что применение методик, не соответствующих методологическим требованиям, существенно повышает риск психодиагностической некомпетентности специалистов. В связи с этим, полагают авторы, формирование у будущего диагноста способности к оценке качества диагностического инструментария и соответствующего этическим требованиям уровня профессиональной ответственности как пользователя необходимо начинать уже на этапе вузовского обучения.
В качестве цели данной статьи выступает формирование теоретического конструкта, позволяющего исследовать специфику восприятия жизненного пути личности с разным типом привязанности. В данной статье представлены основные стили привязанности у взрослых, дана их краткая характеристика. Обсуждается гипотетическое предположение о том, что клиенты с разным типом привязанности имеют различное восприятие своего жизненного пути. Клиенты с надежной привязанностью чаще всего видят свой жизненный путь как последовательность успешных переходов и достижений. В то время клиенты с ненадежным типом привязанности склонны оценивать свой жизненный путь как негативный. Предложенный конструкт выступает методологическим основанием для эмпирического изучения особенностей восприятия жизненного пути людей с разным типом привязанности. Выделенные в статье теоретические закономерности могут быть использованы психологами-практиками для организации психологической работы с клиентами, демонстрирующими различные типы привязанности.
Издательство
- Издательство
- НГПУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- Юр. адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- ФИО
- Герасёв Алексей Дмитриевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@nspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2441161
- Сайт
- https://nspu.ru/