В статье представлен теоретический анализ существующих инструментов внедрения элементов управления инновационным развитием образовательной организации. Рассмотрены этапы теории управления инновационными процессами, а также основные подходы. Выделены макро, мезо и микрофакторы формирования индивидуальной траектории обучения. Определены основные направления реализации индивидуальной образовательной траектории. Охарактеризованы особенности инновационной деятельности в педагогической сфере. Обосновано внедрение методологии и методологического инструментария в процессе использования инновационных процессов в сфере образования.
Идентификаторы и классификаторы
Процесс инновационного развития каждой образовательной организации нацелен на то, чтобы максимально повысить эффективность и результативность всего процесса обучения, при этом следует придерживаться комплексного подхода в его реализации.
Список литературы
- Андронникова О. О., Перевозкина Ю. М., Ветерок Е. В. Структурные закономерности виктимно-стилевых параметров управленческой деятельности в образовательном пространстве // Сибирский педагогический журнал. 2020. № 5. С. 98–112.
- Афанасьев В. Г. Социальная информация и управление обществом: монография. М.: URSS, 2013. 407 с.
- Бермус А. Г. Модернизация образования: философия, политика, культура. М.: Канон+, 2008. 382 с.
- Вербицкий А. А., Кашапов М. М. Учебный процесс в вузе: процессы и решения // Активные методы обучения. 1986. Выпуск II. С. 33–37.
- Гончарова Е. В., Чумичева Р. М. Организация индивидуальной образовательной траектории обучения бакалавров // Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета. 2012. № 2. С. 3–11.
- Давыденко Л. Н. Инновационный потенциал предприятия: модель формирования и управления: монография. Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины. 2014. 240 с.
- Завлин П. Н., Барютин Л. С., Казанцев А. К. Основы инновационного менеджмента: теория и практика: учебное пособие. М.: Экономика, 2004. 474 с.
- Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. 2014. № 3. С. 74–82.
- Зеер Э. Ф. Становление личностно ориентированного образования // Образование и наука. Известия Научно-образовательного центра РАО. 2014. № 8. С. 112–113.
- Зеер Э. Ф. Компетентностный подход как методологическая позиция обновления образования // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. 2016. № 1. С. 13–18.
- Иванова Т. В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы // Стандарты и мониторинг в образовании. 2014. № 1. С. 16–20.
- Кашапов А. С., Кашапов М. М., Пошехонова Ю. В. Инновационные образовательные технологии: учебник. М.: Директ-Медиа, 2022. 264 с.
- Кашапов М. М., Киселева Т. Г., Коточигова Е. В. Компетентность: понятие, виды, основные подходы к диагностике компетентности психолога // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2003. № 1 (5). С. 39–44.
- Кашапов М. М., Клюева Н. В., Прохорова И. М. Активные методы обучения студентов: практическое руководство. Ярославль: Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2005. 118 с.
- Кашапов М. М. Акмеология: учебное пособие. Ярославль, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2011. 111 с.
- Кашапов М. М., Перевозкина Ю. М., Перевозкин С. Б. Социальная роль как фактор учебной мотивации кадет // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 4. С. 113–120.
- Кашапов М. М., Перевозкина Ю. М., Биденко Р. А., Смоленцев И. О. Личностные особенности как предикторы профессионального мышления курсантов военного образовательного учреждения войск национальной гвардии Российской Федерации // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). С. 330–342. DOI: https://doi: 10.32744/ pse.2020.5.23
- Кашапов М. М., Ушакова Н. Е. Опыт применения проектно-ориентированных методов развития творческого мышления у студентов ярославского училища олим- пийского резерва по хоккею // Методология современной психологии. 2022. № 15. С. 124–134.
- Кашапов М. М., Ушакова Н. Е. Ресурсные возможности творческого мышления студентов-спортсменов (на примере ярославского государственного училища олимпийского резерва по хоккею) // Ярославский психологический вестник. 2023. № 1 (55). С. 75–80.
- Кашапов М. М., Чернова А. А. Психологическая характеристика ресурсности мышления как средства реализации творческого потенциала // Ярославский психологический вестник. 2023. № 1 (55). С. 86–94.
- Кашапов М. М., Тишкова А. С. Роль цифровых технологий на современном этапе развития образования: теоретический экскурс // СМАЛЬТА. 2023. № 1. С. 15–27. DOI: https://doi.org/10.15293/2312-1580.2301.02
- Кашапов М. М., Лукина А. С., Махновец С. Н. Структурно-уровневая организация конфликтной компетентности в профессиональной деятельности руководителя // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2023. Т. 13. № 2. С. 261–278. DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.209
- Перевозкина Ю. М., Тишкова А. С. Цифровая социализация личности: исследовательские задачи, практические возможности: электронное учебное пособие [Электронный ресурс]. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, Институт открытого дистанционного образования, 2023. URL: https://
lib.nspu.ru/views/library/96383/web.php (дата обращения: 17.11.2023). - Смоленцев И. О., Федоришин М. И., Жаббаров В. А. Саморегуляция и критическое мышление в процессе профессионального становления курсантов ВНГ РФ // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-1. С. 332–336.
- Смоленцев И. О., Перевозкина Ю. М. Проблемный характер профессионального мышления курсантов // Военно-правовые и гуманитарные науки Сибири. 2020. № 4 (6). С. 153–158.
- Спирин А. В., Перевозкина Ю. М., Федоришин М. И. Компоненты критического мышления курсантов военных институтов // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2023. № 2 (23). С. 66–74.
- Розенберг И. Н. Обучение по гибкой траектории // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2015. Т. 1. № 1 (1). С. 64–72.
- Тейлор Ф. У. Принципы научного менеджмента. М.: Контроллинг, 1991. 104 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлен теоретический анализ феномена формирования произвольной саморегуляции и эмпирическое исследование особенностей саморегуляции у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Анализируются трудности, связанные с развитием произвольной саморегуляции у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Приводится классификация психофизиологических особенностей детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте и их влияние на формирование самоконтроля и готовности к учебной деятельности. На основе анализа источников установлена необходимость развития произвольной саморегуляции в дошкольном возрасте у детей с задержкой психического развития.
Статья посвящена рассмотрению антиномии детства. Ее смысл заключается в необходимости понимать детство как самоценный период жизни, с одной стороны, либо как подготовительную ступень к будущей жизни, с другой. Второй подход акцентирует обучение конкретной технике в определенной сфере деятельности, в то время как первый акцентирует самореализацию и творчество. Критика педагогического разума вырабатывает методологию, согласно которой недостаточно рассмотрение человека с эмпирических позиций, необходимо учитывать стремление к свободе, заложенное в человеческую природу. С другой стороны, свобода достижима только в кооперации и солидарности с другими. Поэтому данная критика указывает на препятствия в развитии личности воспитанника и предупреждает об опасностях в устройстве общества, если оно будет состоять из людей, неспособных к креативности и к солидарности. Вывод из этой критики состоит в том, что необходимо создание особой психологической атмосферы, в которой личность воспитанника будет нормально развиваться, и только духовно и физически здоровые люди смогут справиться с вызовами будущего, которое неподконтрольно воспитателям и взрослым в целом.
В статье представлен теоретический анализ проблемы влияния музыки на развитие речи у детей с рождения до младшего школьного возраста. Отмечено, что музыка занимает особое место в коррекционной работе по развитию речи у дошкольников и младших школьников. Рассматривается влияние музыкальной деятельности на формирование всех компонентов речи ребенка при помощи прослушивания музыки, пения, игре на музыкальных инструментах, логоритмики и театрализации. В заключение обсуждается, что применение интегративного подхода, включающего музыкальное сопровождение на занятиях по развитию речи, оказывает положительное влияние на становление речевой деятельности у школьников.
Понятие удовлетворенности жизнью претерпевает стадию переосмысления и трансформации в контексте научно-психологических подходов в фунда ментальной и прикладной психологии. Улучшение качества жизни, смещение ценностей в сторону карьеры и саморазвития, развитие социальных сетей, глобальное потепление и экологический кризис оказывают влияние на потребности современного человека, придают понятию удовлетворенности жизнью новые смыслы.
В статье проводится разносторонний анализ понятия удовлетворенности жизнью с разделением на подходы по способу выявления ключевых признаков; предлагается актуальное авторское понятие; рассматриваются внутренние и внешние факторы, их взаимодействие между собой и влияние на формирование общей удовлетворенности жизнью; дается актуальный анализ научных исследований в контексте факторов и методов оценки и измерения удовлетворенности жизнью. Исследование в целом направлено на систематизацию и структурирование научного знания для исследования сложного и многомерного концепта удовлетворенности жизнью.
Статья посвящена рассмотрению проблемы создания методов проективной диагностики. Обозначено, что предлагаемые практикам современные проективные методики разрабатываются без концептуальной опоры и вне контентаналитической парадигмы, являющейся методологической основой указанного типа диагностического инструментария. Представлены результаты структурно-содержательного анализа методики «Не дай человеку упасть», выложенной на многочисленных сайтах в сети Интернет. Выявлена методологическая несостоятельность методики, ее диагностическая непригодность. Отмечается, что применение методик, не соответствующих методологическим требованиям, существенно повышает риск психодиагностической некомпетентности специалистов. В связи с этим, полагают авторы, формирование у будущего диагноста способности к оценке качества диагностического инструментария и соответствующего этическим требованиям уровня профессиональной ответственности как пользователя необходимо начинать уже на этапе вузовского обучения.
В качестве цели данной статьи выступает формирование теоретического конструкта, позволяющего исследовать специфику восприятия жизненного пути личности с разным типом привязанности. В данной статье представлены основные стили привязанности у взрослых, дана их краткая характеристика. Обсуждается гипотетическое предположение о том, что клиенты с разным типом привязанности имеют различное восприятие своего жизненного пути. Клиенты с надежной привязанностью чаще всего видят свой жизненный путь как последовательность успешных переходов и достижений. В то время клиенты с ненадежным типом привязанности склонны оценивать свой жизненный путь как негативный. Предложенный конструкт выступает методологическим основанием для эмпирического изучения особенностей восприятия жизненного пути людей с разным типом привязанности. Выделенные в статье теоретические закономерности могут быть использованы психологами-практиками для организации психологической работы с клиентами, демонстрирующими различные типы привязанности.
Издательство
- Издательство
- НГПУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- Юр. адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- ФИО
- Герасёв Алексей Дмитриевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@nspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2441161
- Сайт
- https://nspu.ru/