ISSN 2078-9823 · EISSN 2587-7879
Языки: ru · en

Статья: "ПУСТЬ ТОТ, КТО НЕ МАТЕМАТИК, НЕ ЧИТАЕТ МЕНЯ" (ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ) (2023)

Читать онлайн

Введение. Отмечено своеобразие естественно-научных взглядов Леонардо да Винчи в контексте эпохи Возрождения. Обозначены задачи написания статьи, такие как систематизация естественно-научных воззрений Леонардо, выявление методов, используемых им для познания реальности, анализ совокупности социальных условий, повлиявших на формирование его взглядов. Также обозначена актуальность темы исследования, определены объект и предмет исследования.

Материалы и методы. Указано, что основным источником, использованным при написании статьи, являются заметки самого Леонардо, отразившие его представления о природе. Со спецификой указанного источника связаны использованные в исследовании методы: конкретно-исторический подход, сравнительно-исторический метод, логический и текстологический методы.

Результаты исследования. Обозначены обстоятельства, породившие интерес к естественно-научной проблематике, - занятия живописью и ее трактовка как отражение реального мира, с одной стороны; хорошая математическая подготовка, полученная Леонардо в юности, - с другой. Обосновано, с использованием первоисточников, что главным методом познания Леонардо да Винчи считал опыт, а конечной целью познавательной деятельности - практическое применение знаний. Выявлено своеобразие гуманистической направленности мысли Леонардо. На основе первоисточников раскрыты представления мыслителя о живой природе, человеке, предназначении науки. Показано, как во взглядах мыслителя своеобразно сочетались христианские представления и гуманистическое мировоззрение Ренессанса. Обращено внимание на противоречивость отношений Леонардо да Винчи с христианством.

Обсуждение и заключение. Показаны значение философских воззрений Леонардо, его место в мировой философии как предшественника философов-эмпириков Нового времени. Отмечено, что всесторонняя деятельность мыслителя, по сути, воплощала идеал человека, великие созидательные возможности, которые питают, во-первых, стремление всесторонне познать мир и, во-вторых, осознание полезности своей деятельности для окружающих. Отмечено, что культивирование этих побудительных мотивов имеет огромный воспитательный потенциал и в наше время.

Ключевые фразы: Эпоха Возрождения, натурфилософия, МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ, гуманизм, познавательные ориентиры, ценности, эмпиризм
Автор (ы): Белкин Алексей Иванович, Чашина Жанна Вячеславовна
Журнал: ГУМАНИТАРИЙ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
7.071.1. Творческие работники. Художники-профессионалы, например, живописцы, композиторы и т. п.
Для цитирования:
БЕЛКИН А. И., ЧАШИНА Ж. В. "ПУСТЬ ТОТ, КТО НЕ МАТЕМАТИК, НЕ ЧИТАЕТ МЕНЯ" (ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ) // ГУМАНИТАРИЙ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ. 2023. ТОМ 23 №2 (62)
Текстовый фрагмент статьи