Введение. Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти сегодня является стратегическим национальным приоритетом многонациональной и многоконфессиональной России.
Результаты и обсуждение. В 1555 г. была образована Казанская епархия, которая развернула активную работу по христианизации народов Поволжья. В 1672 г. территория Алатырского уезда вошла в состав вновь образовавшейся Нижегородской и Алатырской епархии. Это событие было тесно связано с усилением старообрядчества в Поволжье и задачей крещения нерусского населения региона. Центрами распространения христианства в мордовском крае стали православные монастыри. Наряду с церковно-государственной христианизацией мордовского народа, существовала и ее народно-бытовая форма, которая реализовывалась на почве добровольного хозяйственного и культурного общения с русским населением. Значительную роль в православной жизни края в XVII-XVIII вв. играли Спасо-Преображенская Старцеугловская пустынь и Казанская Ключевская пустынь.
Заключение. В целом крещение мордвы, основание монастырей и пустыней, открытие церквей стали важным шагом в укреплении православия в крае, сыграли положительную роль в духовном и нравственном воспитании народа, оставили заметный след в развитии просвещения и культуры. Произошли изменения в повседневной жизни, традициях и обрядах.
Идентификаторы и классификаторы
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти сегодня является стратегическим национальным приоритетом многонациональной и много-конфессиональной России. Православные монастыри и храмы были и будут наиболее представительными и значимыми организациями, выступающими хранителями духовных традиций и распространителями их среди народов России.
Список литературы
- Ардатовская епархия: от прошлого к настоящему / О. И. Марискин, С. В. Першин, В. Б. Махаев [и др.]. Саранск, 2021. 408 с.
- Бахмустов С. Б. Монастыри Мордовии. Саранск, 2000. 973 с.
- Бахмустов С. Б. Православие в мордовском крае: историко-культурный аспект. Саранск, 2006. 384 с.
- Бахмустов С. Б. Храмы Мордовии. Саранск, 2015. 320 с.
- Клеянкин А. В. Земля отчая. Историко-этнографический очерк [с. Чеберчино]. Саранск, 1969. 135 с.
- Кочетков В. Д. Город-крепость на Суре. Очерки истории города Алатыря и уезда в XVIII в. Чебоксары, 2015. 412 с.
- Красовский В. Э. Алатырский Свято-Троицкий мужской монастырь Симбирской епархии. Симбирск, 1899. 30 с.
- Марискин О. И. Достопримечательности Атяшевской земли. Саранск, 2018. 240 с. EDN: UTUFFC
- Марискин О. И. Строительство церквей в мордовских селениях Алатырского уезда во второй половине XVII - XIX в. // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2021. Т. 21, № 4. С. 356-366. EDN: KZMPLC
-
Можаровский А. Изложение хода миссионерского дела по просвещению казанских инородцев с 1552 по 1867 г. М., 1880. 256 с.
-
Соловьев А. И. Упраздненные монастыри и пустыни Симбирской епархии. Симбирск, 1909. XVI. 194 с.
-
Трудом и молитвой. Алатырский Троицкий мужской монастырь: очерки и документы. Чебоксары, 2019. 198 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. Системность педагогической деятельности предполагает необходимость ее периодического переосмысления педагогами: как с целью профессионального и иного развития самих себя, так и с целью повышения успеваемости и качества подготовки их учеников.
Материалы и методы. Цель исследования - осмыслить место рефлексивного обучения в контексте самосовершенствования преподавателя вуза. Метод исследования - теоретический анализ проблем рефлексивного обучения в контексте самосовершенствования преподавателя вуза.
Результаты исследования. Рефлексивная практика - это процесс, облегчающий, интенсифицирующий и улучшающий преподавание и обучение. Она позволяет развивать понимание преподавателей и иных субъектов образования и играет центральную роль в профессиональном развитии педагогов вузов.
Обсуждение и заключение. Когда педагоги ориентированного на инновации вуза проводят систематические рефлексивные (само)исследования, они лучше и полнее понимают себя, свою практику и своих учеников. Постоянно изучая собственные действия, представления и переживания, педагоги растут профессионально, личностно и социально. Они также создают условия для своих учеников: помогают им развивать свое понимание и свои рефлексивные практики в ходе учебных занятий. Анализ данных проблем может быть важным шагом на пути к созданию интегративной модели рефлексивных процессов в образовании, а также шагом на пути осмысления источников и условий самосовершенствования педагогов.
Введение. В статье представлены результаты исследования интеллектуальных и лидерских качеств студентов вуза. Проведен теоретическо-методологический анализ подходов к данной проблеме в отечественной и зарубежной психологии. Описаны результаты эмпирического исследования, проводившегося среди студентов юридического факультета Университета «Синергия», в ходе которого выявлены особенности взаимосвязи их интеллектуальных и лидерских качеств. Выявлены статистически значимые различия в уровне развития интеллектуальных и лидерских качеств. Нами поставлены следующие задачи: 1) на основе теоретического анализа научной литературы раскрыть сущность понятий «лидерство» и «интеллект»; 2) исследовать интеллектуальные и лидерские качества у студентов в их взаимосвязи.
Материалы и методы: анализ научной литературы; наблюдение; психодиагностические методы (тесты, беседа); экспериментальные методы; математико-статистические методы (метод ранговой корреляции Спирмена).
Результаты исследования. Представлены результаты исследования, связанные с выявлением взаимосвязи интеллектуальных и лидерских качеств у студентов.
Обсуждение и заключение. Выявлена взаимосвязь между интеллектуальными и лидерскими качествами у студентов.
Введение. Активное распространение информационных и цифровых технологий в ХХΙ в. привело к тому, что виртуальное пространство сегодня стало основной платформой для выражения политических, культурных и духовных ценностей молодежи. Представители этой возрастной группы наиболее часто используют цифровые ресурсы как средство самовыражения и канал получения информации об изменениях в современном мире. В России виртуальное пространство используется различными акторами с целью формирования общественного мнения и включения молодежи в политическую и общественную жизнь государства. С другой стороны, возможности виртуального пространства часто используются как инструмент дезинформации молодежи, распространения «фейков», экстремистских и радикальных настроений. С учетом сложной внешнеполитической обстановки и задачи обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и защиты ее населения, в том числе в виртуальном пространстве, возникает необходимость исследования политических ориентаций и ценностей молодежи.
Материалы и методы. Основу методологии данной статьи образует совокупность общенаучных, специальных и прикладных методов. Выбор аксиологического подхода в качестве методологической основы исследования ценностных ориентаций и идеалов современной молодежи позволил рассмотреть ценности как важный социальный феномен, который требует конкретного исследования, отражающего особенности отражения политических ценностей в виртуальном пространстве. Герменевтический анализ, представленный в русле интеграции качественных и количественных методов исследования, используется при изучении становления персональной идентичности, ценностей, переживаний молодого поколения, связанных с выражением индивидуальности и политических предпочтений в виртуальной среде. Семиотический подход применялся в процессе исследования знаково-символического поля современной культуры молодежи в виртуальном пространстве. Эмпирической базой исследования послужили статистические данные, позволяющие дать оценку вовлеченности молодежи в интернет-среду и проследить тенденции развития виртуального пространства в современной России. Материалы социологических опросов, проведенных Левада-Центром и Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), позволили сделать выводы о включенности российского общества в виртуальное пространство, а также о ценностных предпочтениях россиян в возрасте от 18 до 35 лет относительно материальных, семейных и гражданских идеалов.
Обсуждение и заключение. Статья направлена на исследование особенностей молодежи как возрастной группы и специфики отражения их ценностных идеалов в виртуальном пространстве. Развитие сети Интернет и социальных сетей приводит к возникновению новых проблем и потенциальных опасностей для молодого поколения, которое проводит много времени в виртуальном пространстве. Делается вывод, что жизненными ориентирами молодежи выступают высокий уровень материального благополучия, возможность жить размеренной жизнью и приносить пользу обществу. Несмотря на большую осведомленность молодежи об истории и культуре России, о значимости семейных ценностей, для этой возрастной группы характерно формирование западной ментальности, основанной на ценностях потребительского индивидуализма. Игнорируя традиционные СМИ, молодежь прислушивается к лидерам мнений, что делает их более уязвимыми перед лицом всевозможных манипуляций со стороны враждебно настроенных к нашей стране политических акторов.
Введение. Статья посвящена воззрениям отечественного религиозного философа, критика и публициста В. В. Розанова на «женский вопрос» середины XIX - начала XX в. Автор обращается к таким социальным аспектам жизни женщины, как брак, образование, труд, права, возможности общественной самореализации. Актуальность статьи обусловлена несомненным интересом общества к женской теме и женскому отечественному движению. Цель статьи - выявить взгляды В. В. Розанова на женщину, сопоставив их с идеями женского эмансипационного движения середины XIX - начала XX в.
Материалы и методы. В исследовании были применены герменевтический, компаративистский и сравнительно-исторический методы, помогающие выявить взгляды отечественного мыслителя на женщину из его философских и публицистических произведений.
Результаты исследования. В статье рассмотрена трактовка В. В. Розановым бракоразводного процесса, положения женщины в семье, обществе, возможности женщин получить образование и реализации в трудовой сфере. Анализ выбранных автором произведений позволил выделить взгляды отечественного мыслителя в поддержку идей и требований русских женщин.
Обсуждение и заключение. Автор статьи делает вывод о поддержке В. В. Розановым большинства требований женщин России рубежа XIX-XX вв. и одновременно о традиционном подходе философа к пониманию природы женщины как мягкого и нежного существа, ее основных социальных функций, связанных с материнством и семьей.
Введение. Целями исследования являются оценка значения и обоснование гуманистического характера творческого наследия А. А. Богданова в условиях новой социальной реальности. Задачами исследования являются: компаративный анализ философского и социально-экономического контента сочинений А. А. Богданова; критическое сопоставление существующих в современной науке теоретико-методологических подходов к пониманию основных идей ученого; выявление их теоретической и практической значимости с учетом новой социальной реальности.
Материалы и методы. Основой для написания статьи стали сочинения самого А. А. Богданова, а также научные исследования его творчества, появившиеся за последние 20 лет. В работе использованы структурно-функциональный и программно-целевой подходы, методы анализа, синтеза, обобщений и аксиологии, а также историко-ретроспективный, историко-генетический и герменевтический методы исследования.
Результаты исследования. На примере социально-философских концепций «собирания человека» и «коллективной личности» показан вклад А. А. Богданова в постановку и развитие научных представлений о социализме, гуманизме, социальной ответственности и социальной справедливости. Раскрыт гуманистический характер представлений А. А. Богданова о социальном сотрудничестве и государственном устройстве в подлинно гуманном обществе, что отличает его взгляды от идей западноевропейских социалистов - утопистов и гуманистов эпохи Возрождения. Раскрыты отличительные особенности гуманистической философии А. А. Богданова от «ортодоксального марксизма» и либерализма.
Обсуждение и заключение. На основе разных научных подходов, сложившихся в историко-экономической и философской науке, выявлены полиморфизм оценок творческого наследия А. А. Богданова и растущая необходимость его дальнейшего изучения с учетом современных «вызовов времени».
Введение. Авторы раскрывают тему влияния интернета как средства коммуникации на формирование эго- и коллективной политической идентичности средней группы молодежи (18-24 лет).
Материалы и методы. Теоретико-методологической основой данной работы стали поведенческий и сетевой подходы, метод систематизации полученных результатов. В рамках прикладного аспекта исследования нами был использован метод индивидуального интервью со специалистами в области политических коммуникаций.
Результаты исследования. На данный момент устойчивая политическая идентичность у поколения 18-24 лет в России не сформирована, что является причиной низкого уровня политического участия данной возрастной группы по сравнению с другими. Для того чтобы создать тренд на формирование устойчивой политической идентичности у исследуемой возрастной группы, необходимо создание единой коммуникационной системы, которая будет планомерно и ненавязчиво создавать условия для интернализации молодыми людьми ценностных компонент национально-государственной идентичности. Эксперты сходятся во мнении, что интернет-технологии могут повысить легитимность власти у молодежи за счет использования адаптированного под молодую аудиторию контента (геймифицированный, недлительный видеоконтент, желательно с участием лидеров общественного мнения), так как молодежь более всего доверяет именно интернету и чаще использует его среди остальных средств массовой коммуникации.
Обсуждение и заключение. Несформированность политической идентичности у российской молодежи объясняется отсутствием четкого образа будущего государства; слишком частыми конъюнктурными изменениями; увеличивающейся дистанцией между властью и молодежью; уменьшающимися, по мнению молодежи, возможностями для профессиональной самореализации в стране. Все это в совокупности препятствует самоидентификации исследуемой возрастной группы в отношении тех или иных политических институтов и/или процессов. Интернет, так как его социализирующее влияние на молодежь со временем становится все более весомым, может исправить положение, но только в том случае, если механизмы и технологии, используемые в киберпространстве политическими акторами, будут прозрачными и верифицируемыми.
Введение. Актуальность темы обусловлена тем, что в современных условиях становления постиндустриального общества изучение социокультурных факторов развития оптики позволит дополнить целостную картину позднеиндустриальной модели российской индустриальной модернизации.
Материалы и методы. Методологической основой исследования стала теория модернизации, которая предполагает учет не только экономических, но и социальных, культурных и личностных факторов промышленного развития.
Результаты исследования. Социокультурный контекст развития предприятия во второй половине 1940-х - середине 1960-х гг. соответствовал тенденциям позднеиндустриального развития. Предприятие активно взаимодействовало с широким кругом НИИ, высших учебных и научных организаций. Социально-культурную инфраструктуру завода пополнили библиотека научно-технической литературы, поликлиника, спортзал, база отдыха, детский сад и пионерский лагерь для детей сотрудников. Возводилось жилье для работников завода. При заводском клубе работали кружки (хоровой, драматический) и оркестр. Ценность труда была важной частью этики рабочего класса. Судьбы многих работников Уральского оптико-механического завода являются яркой иллюстрацией механизмов социальной мобильности позднеиндустриальной эпохи и социальной солидарности социалистического общества.
Обсуждение и заключение. На микроуровне, на примере деятельности Уральского оптико-механического завода, показаны закономерности начавшейся в изучаемый период завершающей стадии индустриальной модернизации в оптической отрасли. Анализ осуществлен в контексте социокультурных процессов: с учетом развития системы подготовки кадров, социокультурной сферы предприятия, социалистического соревнования, движения новаторов и рационализаторов, взаимодействия науки и производства.
Введение. Статья нацелена на определение характера участия народной пляски в процессе формирования этнической и национальной идентичности русского народа. Для этого пляска рассматривается как средство социальной коммуникации и анализируется на примере наиболее распространенных вариантов ее применения в практике повседневного и праздничного общения русского сельского населения Нижегородской области второй половины ХХ в. Особое внимание в статье уделяется военному времени, когда пляска становится маркером этничности победителей.
Материалы и методы. В процессе работы над статьей был использован сравнительно-исторический метод, что позволило представить динамику исторического развития традиционной пляски с конца XIX до второй половины ХХ в. Также применялся структурно-функциональный метод, который дал возможность определить основные функции плясовой культуры в жизнедеятельности сельского сообщества. Эти методы использовались в комплексе с анализом историографических трудов и источников и методом полевых исследований.
Результаты. Русская народная пляска как особый эмоционально-чувственный язык, выраженный в этнической телесной пластике, за известный исторический период претерпела целый ряд изменений. Первоначально она имела ритуально-культовое значение, получила развитие в рамках мужской боевой традиции, использовалась в продуцирующих обрядах календарного и свадебного циклов. В ХХ в. коммуникативный потенциал пляски был направлен внутрь социума, крестьянской общины, сельского сообщества. Пляска стала универсальным языком праздничного общения. Значение одного из компонентов национального самосознания она приобрела после Победы в Великой Отечественной войне.
Обсуждение и заключение. Этнокультурное значение пляски в жизни сельского сообщества второй половины ХХ в. может быть проиллюстрировано кульминационной фазой годового сельского праздника. Во время него пляска мужчин, продолжателей своего рода, наследников победителей и защитников Отечества, вносит в общее эмоциональное единение окончательный, жизнеутверждающий и архаический по своей природе смысл, провозглашая право всех собравшихся родовых групп на жизнь и почитание предков на своей земле.
Издательство
- Издательство
- МГУ им. Н. П. Огарёва
- Регион
- Россия, Саранск
- Почтовый адрес
- 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68
- Юр. адрес
- 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68
- ФИО
- Глушко Дмитрий Евгеньевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@adm.mrsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (834) 2222961
- Сайт
- https://mrsu.ru