Введение. Статья нацелена на определение характера участия народной пляски в процессе формирования этнической и национальной идентичности русского народа. Для этого пляска рассматривается как средство социальной коммуникации и анализируется на примере наиболее распространенных вариантов ее применения в практике повседневного и праздничного общения русского сельского населения Нижегородской области второй половины ХХ в. Особое внимание в статье уделяется военному времени, когда пляска становится маркером этничности победителей.
Материалы и методы. В процессе работы над статьей был использован сравнительно-исторический метод, что позволило представить динамику исторического развития традиционной пляски с конца XIX до второй половины ХХ в. Также применялся структурно-функциональный метод, который дал возможность определить основные функции плясовой культуры в жизнедеятельности сельского сообщества. Эти методы использовались в комплексе с анализом историографических трудов и источников и методом полевых исследований.
Результаты. Русская народная пляска как особый эмоционально-чувственный язык, выраженный в этнической телесной пластике, за известный исторический период претерпела целый ряд изменений. Первоначально она имела ритуально-культовое значение, получила развитие в рамках мужской боевой традиции, использовалась в продуцирующих обрядах календарного и свадебного циклов. В ХХ в. коммуникативный потенциал пляски был направлен внутрь социума, крестьянской общины, сельского сообщества. Пляска стала универсальным языком праздничного общения. Значение одного из компонентов национального самосознания она приобрела после Победы в Великой Отечественной войне.
Обсуждение и заключение. Этнокультурное значение пляски в жизни сельского сообщества второй половины ХХ в. может быть проиллюстрировано кульминационной фазой годового сельского праздника. Во время него пляска мужчин, продолжателей своего рода, наследников победителей и защитников Отечества, вносит в общее эмоциональное единение окончательный, жизнеутверждающий и архаический по своей природе смысл, провозглашая право всех собравшихся родовых групп на жизнь и почитание предков на своей земле.
Идентификаторы и классификаторы
Традиционную (реликтовую) пластику движения, лежащую в основе всех форм народной хореографии, без преувеличения можно назвать визитной карточкой этноса. Среди всего многообразия традиционных хореографических жанров со временем выделился один универсальный, способный максимально ярко выразить особенности менталитета того или иного народа. В ХХ в. для русских таким жанром стала пляска.
Список литературы
- Базлов Г. Н. Традиции костюма кулачных бойцов // Мужской сборник. Вып. 1. Мужчина в традиционной культуре. М., 2001. С. 177-183.
- Белых В. И., Донская Т. К. Объединяющая сила русского танца // Наука. Искусство. Культура. 2016. № 4. С. 49-56. EDN: XDZKIF
- Голейзовский К. Я. Образы русской народной хореографии. М.: Искусство, 1964. 368 с.
- Громыко М. М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М.: Наука, 1986. 274 с. EDN: TMEMUR
- Диванян О. Г. Семиотические предпосылки языка танца: социально-философский аспект // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. 2020. № 2. С. 77-83. EDN: UOLRIZ
- Джиоти К. Н. Танец как метод общения // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 2: Филология и искусствоведение. 2018. № 3. С. 239-243. EDN: VSHFRM
- Карпенко В. Н., Карпенко И. А., Татаринцев А. Ю. Характерные отличительные черты форм русского народного танца, его стили и жанровые разновидности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 3. С. 233-237. EDN: TOALMD
- Климов А. А. Основы русского народного танца. М.: Изд-во Мос. гос. ун-та культуры и искусства, 2004. 316 с. EDN: QXPMRB
- Кособуцкая Н. И. Народный танец: Социокультурные характеристики и функции // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2018. № 1. С. 76-82. EDN: YVHSQH
-
Лотман Ю. М. Роман Пушкина "Евгений Онегин": Коммментарий. Л.: Просвещение, 1980. 416 с.
-
Мильчарек, Т. П. Коллективная этническая ментальность и коллективная этническая телесность в психологическом содержании этнической идентичности / Т. П. Мильчарек, Н. А. Мильчарек // Вестник Омского университета. Серия: Психология. - 2016. - № 4. - С. 9-17. EDN: YGEZIH
-
Морозов И. А., Слепцова И. С. Круг игры. Праздник и игра в жизни севернорусского крестьянина (XIX-XX вв.). М.: Индрик, 2004. 920 с. EDN: PZQPWB
-
Морохин В. Н. Сквозь огонь Великой битвы. Устное народное творчество нижегородцев времен Великой Отечественной войны. Н. Новгород, 1995. 185 с.
-
Нилов В. Н. К проблеме исследования русского народного хореографического искусства // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусства. 2018. № 4. С. 89-95. EDN: YZFGPR
-
Полякова Е. А., Молявко А. Г. Советские самодеятельные хореографические коллективы: формирование и развитие // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2022. № 1. С. 37-48. EDN: RXKAUL
-
Пушкарев Л. Н. Очаги бытования фольклора и методика работы фольклориста-фронтовика // Via in tempor. История. Политология. 2010. № 7. С. 188-194.
-
Сироткина И. Е. Пляска по инструкции: создание "советского массового танца" в 20-е годы // Вестник Пермского университета. Сер.: История. 2019. № 1. С. 153-164. EDN: RWBDMU
-
Сляднева Л. Н., Библин Е. П. Выразительность как составляющая телесной пластики // Культура. Духовность. Общество. 2002. № 2. С. 86-90.
-
Сохорева А. А. Танец как средство коммуникации в социокультурном пространстве // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2017. № 3. С. 258-261. EDN: XOJWAX
-
Ткачук М. А. К проблеме определения понятия "танец" // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2011. № 2. С. 94-103. EDN: OYWSOH
-
Тульцева Л. А. Престольный праздник в картине мира (мироколице) православного крестьянина // Расы и народы: современные этнические и расовые проблемы: ежегодник. М., 1999. Вып. 25. С. 157-210.
-
Шилин А. И. Традиция мужского исполнительства в русской народной хореографии // Мужской сборник. Вып. 1. Мужчина в традиционной культуре: Социальные и профессиональные статусы и роли. Сила и власть. Мужская атрибутика. Мужской фольклор. М., 2001. С. 177-183.
-
Цветус-Сальхова Т. Э. "Тело" и "Телесность" в культурологических исследованиях // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 351. С. 70-73. EDN: OHYFWR
-
Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2 т. Т. 2. Панцирь - Ящур. 3-е изд., стер. М.: Рус. яз., 1999. 560 с. References.
-
Bazlov G. N. Traditions of the costume of fist fighters. Muzhskoy sbornik = Men's collection. Iss. 1. Man in traditional culture. Moscow, 2001: 177-183. (In Russ.).
-
Belykh V. I. Donskaya T. K. The Unifying power of Russian dance. Nauka. Iskusstvo. Kul'tura = The Science. Art. Culture. 2016; 4 (12): 49-56. (In Russ.).
-
Goleizovsky K. Ya.Russian Russian folk choreography images. Moscow, 1964, 368 p. (In Russ.).
-
Gromyko M. M. Traditional norms of behavior and forms of communication of Russian peasants of the XIX century. Moscow, 1986, 274 p. (In Russ.).
-
Divanyan O. G. Semiotic prerequisites of the dance language: socio-philosophical aspect. Vestnik Armavirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Bulletin of the Armavir State Pedagogical University. 2020; 2: 77-83. (In Russ.).
-
Jyoti K. N. Dance as a method of communication. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of the Adygea State University. Series 2: Philology and Art History. 2018; 3 (222): 239-243. (In Russ.).
-
Karpenko V. N., Karpenko I. A., Tatarintsev A. Yu. Characteristic distinctive features of the forms of Russian folk dance, its styles and genre varieties. Aktual'nyye problemy gumanitarnykh i yestestvennykh nauk = Russian Journal of the Humanities. 2015; 3: 233-237. (In Russ.).
-
Klimov A. A. Fundamentals of Russian folk dance. Moscow, 2004. 316 p. (In Russ.).
-
Kosobutskaya N. I. Folk dance: Socio-cultural characteristics and functions. Vestnik Chelyabinskoy gosudarstvennoy akademii kul'tury i iskusstv = Bulletin of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. 2018; 1(53): 76-82. (In Russ.).
-
Lotman Yu. M. Pushkin's novel "Eugene Onegin": Commentary. Leningrad, 1980, 416 p. (In Russ.).
-
Milcharek T. P., Milcharek N. A. Collective ethnic mentality and collective ethnic physicality in the psychological content of ethnic identity. Vestnik Omskogo universiteta = Bulletin of Omsk University. 2016; 4: 9-17. (In Russ.).
-
Morozov I. A., Sleptsova I. S. Circle of the game. A holiday and a game in the life of a North Russian peasant (XIX-XX centuries). Moscow, 2004, 920 p. (In Russ.).
-
Morokhin V. N. Through the fire of the Great Battle. Oral folk art of Nizhny Novgorod residents during the Great Patriotic War. Nizhniy Novgorod, 1995, 185 p. (In Russ.).
-
Nilov V. N. On the problem of the study of Russian folk choreographic art. Kul'tura i obrazovaniye nauchno-informatsionnyy zhurnal vuzov kul'tury i iskusstva = Culture and education scientific and informational journal of universities of culture and Art. 2018; 4 (31): 89-95. (In Russ.).
-
Polyakova E. A., Molyavko A. G. Soviet choreographic amateur groups: formation and development. Uchenyye zapiski (AGAKI) = Uchenye zapisi (AGAKI). 2022; 1(31): 37-48. (In Russ.).
-
Pushkarev L. N. Foci of folklore existence and methods of work of the folklorist-front-line soldier. Via in tempor. History. Political science. 2010; 7(78): 188-194. (In Russ.).
-
Sirotkina I. E. Dancing according to the instructions: creating a "Soviet mass dance" in XX. Vestnik Permskogo universiteta = Bulletin of Perm University. Ser. History. 2019; 1(44): 153-164. (In Russ.).
-
Slyadneva L. N., Biblin E. P. Expressiveness as a component of bodily plasticity. Kul'tura. Dukhovnost'. Obshchestvo = Culture. Spirituality. Society. 2002; 2. (In Russ.).
-
Sokhoreva A. A. Dance as a means of communication in the socio-cultural space. Uchenyye zapiski (Altayskaya gosudarstvennaya akademiya kul'tury i iskusstv) = Scientific records (AGAKI). 2017; 3 (13): 258-261. (In Russ.).
-
Tkachuk M. A. On the problem of defining the concept of "dance". Oykumena. Krayevedeniye = Oikumena. Regional studies. 2011; 2 (17): 94-103. (In Russ.).
-
Tultseva L. A. Patronal feast in the picture of the world (mirocolice) of an Orthodox peasant. Rasy i narody: sovremennyye etnorasovyye problemy: yezhegodnik = Races and Peoples: Modern Ethnic and racial problems: yearbook. Moscow, 1999. Iss. 25: 157-210. (In Russ.).
-
Shilin A. I. The tradition of male performance in Russian folk choreography. Muzhskoy sbornik = Men's collection: Iss. 1. Man in traditional culture: Social and professional statuses and roles. Power and authority. Men's paraphernalia. Male folklore. Moscow, 2001: 177-183. (In Russ.).
-
Tsvetus-Salkhova T. E. "Body" and "Physicality" in cultural studies. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Tomsk State University. 2011; 351: 70-73. (In Russ.). EDN: OHYFWR
-
Chernykh P. Ya. Historical and etymological dictionary of the modern Russian language: in 2 vols. Vol. 2.: Pantsir FMD. Moscow, 1999. 560 p. (In Russ.).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. Системность педагогической деятельности предполагает необходимость ее периодического переосмысления педагогами: как с целью профессионального и иного развития самих себя, так и с целью повышения успеваемости и качества подготовки их учеников.
Материалы и методы. Цель исследования - осмыслить место рефлексивного обучения в контексте самосовершенствования преподавателя вуза. Метод исследования - теоретический анализ проблем рефлексивного обучения в контексте самосовершенствования преподавателя вуза.
Результаты исследования. Рефлексивная практика - это процесс, облегчающий, интенсифицирующий и улучшающий преподавание и обучение. Она позволяет развивать понимание преподавателей и иных субъектов образования и играет центральную роль в профессиональном развитии педагогов вузов.
Обсуждение и заключение. Когда педагоги ориентированного на инновации вуза проводят систематические рефлексивные (само)исследования, они лучше и полнее понимают себя, свою практику и своих учеников. Постоянно изучая собственные действия, представления и переживания, педагоги растут профессионально, личностно и социально. Они также создают условия для своих учеников: помогают им развивать свое понимание и свои рефлексивные практики в ходе учебных занятий. Анализ данных проблем может быть важным шагом на пути к созданию интегративной модели рефлексивных процессов в образовании, а также шагом на пути осмысления источников и условий самосовершенствования педагогов.
Введение. В статье представлены результаты исследования интеллектуальных и лидерских качеств студентов вуза. Проведен теоретическо-методологический анализ подходов к данной проблеме в отечественной и зарубежной психологии. Описаны результаты эмпирического исследования, проводившегося среди студентов юридического факультета Университета «Синергия», в ходе которого выявлены особенности взаимосвязи их интеллектуальных и лидерских качеств. Выявлены статистически значимые различия в уровне развития интеллектуальных и лидерских качеств. Нами поставлены следующие задачи: 1) на основе теоретического анализа научной литературы раскрыть сущность понятий «лидерство» и «интеллект»; 2) исследовать интеллектуальные и лидерские качества у студентов в их взаимосвязи.
Материалы и методы: анализ научной литературы; наблюдение; психодиагностические методы (тесты, беседа); экспериментальные методы; математико-статистические методы (метод ранговой корреляции Спирмена).
Результаты исследования. Представлены результаты исследования, связанные с выявлением взаимосвязи интеллектуальных и лидерских качеств у студентов.
Обсуждение и заключение. Выявлена взаимосвязь между интеллектуальными и лидерскими качествами у студентов.
Введение. Активное распространение информационных и цифровых технологий в ХХΙ в. привело к тому, что виртуальное пространство сегодня стало основной платформой для выражения политических, культурных и духовных ценностей молодежи. Представители этой возрастной группы наиболее часто используют цифровые ресурсы как средство самовыражения и канал получения информации об изменениях в современном мире. В России виртуальное пространство используется различными акторами с целью формирования общественного мнения и включения молодежи в политическую и общественную жизнь государства. С другой стороны, возможности виртуального пространства часто используются как инструмент дезинформации молодежи, распространения «фейков», экстремистских и радикальных настроений. С учетом сложной внешнеполитической обстановки и задачи обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и защиты ее населения, в том числе в виртуальном пространстве, возникает необходимость исследования политических ориентаций и ценностей молодежи.
Материалы и методы. Основу методологии данной статьи образует совокупность общенаучных, специальных и прикладных методов. Выбор аксиологического подхода в качестве методологической основы исследования ценностных ориентаций и идеалов современной молодежи позволил рассмотреть ценности как важный социальный феномен, который требует конкретного исследования, отражающего особенности отражения политических ценностей в виртуальном пространстве. Герменевтический анализ, представленный в русле интеграции качественных и количественных методов исследования, используется при изучении становления персональной идентичности, ценностей, переживаний молодого поколения, связанных с выражением индивидуальности и политических предпочтений в виртуальной среде. Семиотический подход применялся в процессе исследования знаково-символического поля современной культуры молодежи в виртуальном пространстве. Эмпирической базой исследования послужили статистические данные, позволяющие дать оценку вовлеченности молодежи в интернет-среду и проследить тенденции развития виртуального пространства в современной России. Материалы социологических опросов, проведенных Левада-Центром и Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), позволили сделать выводы о включенности российского общества в виртуальное пространство, а также о ценностных предпочтениях россиян в возрасте от 18 до 35 лет относительно материальных, семейных и гражданских идеалов.
Обсуждение и заключение. Статья направлена на исследование особенностей молодежи как возрастной группы и специфики отражения их ценностных идеалов в виртуальном пространстве. Развитие сети Интернет и социальных сетей приводит к возникновению новых проблем и потенциальных опасностей для молодого поколения, которое проводит много времени в виртуальном пространстве. Делается вывод, что жизненными ориентирами молодежи выступают высокий уровень материального благополучия, возможность жить размеренной жизнью и приносить пользу обществу. Несмотря на большую осведомленность молодежи об истории и культуре России, о значимости семейных ценностей, для этой возрастной группы характерно формирование западной ментальности, основанной на ценностях потребительского индивидуализма. Игнорируя традиционные СМИ, молодежь прислушивается к лидерам мнений, что делает их более уязвимыми перед лицом всевозможных манипуляций со стороны враждебно настроенных к нашей стране политических акторов.
Введение. Статья посвящена воззрениям отечественного религиозного философа, критика и публициста В. В. Розанова на «женский вопрос» середины XIX - начала XX в. Автор обращается к таким социальным аспектам жизни женщины, как брак, образование, труд, права, возможности общественной самореализации. Актуальность статьи обусловлена несомненным интересом общества к женской теме и женскому отечественному движению. Цель статьи - выявить взгляды В. В. Розанова на женщину, сопоставив их с идеями женского эмансипационного движения середины XIX - начала XX в.
Материалы и методы. В исследовании были применены герменевтический, компаративистский и сравнительно-исторический методы, помогающие выявить взгляды отечественного мыслителя на женщину из его философских и публицистических произведений.
Результаты исследования. В статье рассмотрена трактовка В. В. Розановым бракоразводного процесса, положения женщины в семье, обществе, возможности женщин получить образование и реализации в трудовой сфере. Анализ выбранных автором произведений позволил выделить взгляды отечественного мыслителя в поддержку идей и требований русских женщин.
Обсуждение и заключение. Автор статьи делает вывод о поддержке В. В. Розановым большинства требований женщин России рубежа XIX-XX вв. и одновременно о традиционном подходе философа к пониманию природы женщины как мягкого и нежного существа, ее основных социальных функций, связанных с материнством и семьей.
Введение. Целями исследования являются оценка значения и обоснование гуманистического характера творческого наследия А. А. Богданова в условиях новой социальной реальности. Задачами исследования являются: компаративный анализ философского и социально-экономического контента сочинений А. А. Богданова; критическое сопоставление существующих в современной науке теоретико-методологических подходов к пониманию основных идей ученого; выявление их теоретической и практической значимости с учетом новой социальной реальности.
Материалы и методы. Основой для написания статьи стали сочинения самого А. А. Богданова, а также научные исследования его творчества, появившиеся за последние 20 лет. В работе использованы структурно-функциональный и программно-целевой подходы, методы анализа, синтеза, обобщений и аксиологии, а также историко-ретроспективный, историко-генетический и герменевтический методы исследования.
Результаты исследования. На примере социально-философских концепций «собирания человека» и «коллективной личности» показан вклад А. А. Богданова в постановку и развитие научных представлений о социализме, гуманизме, социальной ответственности и социальной справедливости. Раскрыт гуманистический характер представлений А. А. Богданова о социальном сотрудничестве и государственном устройстве в подлинно гуманном обществе, что отличает его взгляды от идей западноевропейских социалистов - утопистов и гуманистов эпохи Возрождения. Раскрыты отличительные особенности гуманистической философии А. А. Богданова от «ортодоксального марксизма» и либерализма.
Обсуждение и заключение. На основе разных научных подходов, сложившихся в историко-экономической и философской науке, выявлены полиморфизм оценок творческого наследия А. А. Богданова и растущая необходимость его дальнейшего изучения с учетом современных «вызовов времени».
Введение. Авторы раскрывают тему влияния интернета как средства коммуникации на формирование эго- и коллективной политической идентичности средней группы молодежи (18-24 лет).
Материалы и методы. Теоретико-методологической основой данной работы стали поведенческий и сетевой подходы, метод систематизации полученных результатов. В рамках прикладного аспекта исследования нами был использован метод индивидуального интервью со специалистами в области политических коммуникаций.
Результаты исследования. На данный момент устойчивая политическая идентичность у поколения 18-24 лет в России не сформирована, что является причиной низкого уровня политического участия данной возрастной группы по сравнению с другими. Для того чтобы создать тренд на формирование устойчивой политической идентичности у исследуемой возрастной группы, необходимо создание единой коммуникационной системы, которая будет планомерно и ненавязчиво создавать условия для интернализации молодыми людьми ценностных компонент национально-государственной идентичности. Эксперты сходятся во мнении, что интернет-технологии могут повысить легитимность власти у молодежи за счет использования адаптированного под молодую аудиторию контента (геймифицированный, недлительный видеоконтент, желательно с участием лидеров общественного мнения), так как молодежь более всего доверяет именно интернету и чаще использует его среди остальных средств массовой коммуникации.
Обсуждение и заключение. Несформированность политической идентичности у российской молодежи объясняется отсутствием четкого образа будущего государства; слишком частыми конъюнктурными изменениями; увеличивающейся дистанцией между властью и молодежью; уменьшающимися, по мнению молодежи, возможностями для профессиональной самореализации в стране. Все это в совокупности препятствует самоидентификации исследуемой возрастной группы в отношении тех или иных политических институтов и/или процессов. Интернет, так как его социализирующее влияние на молодежь со временем становится все более весомым, может исправить положение, но только в том случае, если механизмы и технологии, используемые в киберпространстве политическими акторами, будут прозрачными и верифицируемыми.
Введение. Актуальность темы обусловлена тем, что в современных условиях становления постиндустриального общества изучение социокультурных факторов развития оптики позволит дополнить целостную картину позднеиндустриальной модели российской индустриальной модернизации.
Материалы и методы. Методологической основой исследования стала теория модернизации, которая предполагает учет не только экономических, но и социальных, культурных и личностных факторов промышленного развития.
Результаты исследования. Социокультурный контекст развития предприятия во второй половине 1940-х - середине 1960-х гг. соответствовал тенденциям позднеиндустриального развития. Предприятие активно взаимодействовало с широким кругом НИИ, высших учебных и научных организаций. Социально-культурную инфраструктуру завода пополнили библиотека научно-технической литературы, поликлиника, спортзал, база отдыха, детский сад и пионерский лагерь для детей сотрудников. Возводилось жилье для работников завода. При заводском клубе работали кружки (хоровой, драматический) и оркестр. Ценность труда была важной частью этики рабочего класса. Судьбы многих работников Уральского оптико-механического завода являются яркой иллюстрацией механизмов социальной мобильности позднеиндустриальной эпохи и социальной солидарности социалистического общества.
Обсуждение и заключение. На микроуровне, на примере деятельности Уральского оптико-механического завода, показаны закономерности начавшейся в изучаемый период завершающей стадии индустриальной модернизации в оптической отрасли. Анализ осуществлен в контексте социокультурных процессов: с учетом развития системы подготовки кадров, социокультурной сферы предприятия, социалистического соревнования, движения новаторов и рационализаторов, взаимодействия науки и производства.
Введение. Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти сегодня является стратегическим национальным приоритетом многонациональной и многоконфессиональной России.
Результаты и обсуждение. В 1555 г. была образована Казанская епархия, которая развернула активную работу по христианизации народов Поволжья. В 1672 г. территория Алатырского уезда вошла в состав вновь образовавшейся Нижегородской и Алатырской епархии. Это событие было тесно связано с усилением старообрядчества в Поволжье и задачей крещения нерусского населения региона. Центрами распространения христианства в мордовском крае стали православные монастыри. Наряду с церковно-государственной христианизацией мордовского народа, существовала и ее народно-бытовая форма, которая реализовывалась на почве добровольного хозяйственного и культурного общения с русским населением. Значительную роль в православной жизни края в XVII-XVIII вв. играли Спасо-Преображенская Старцеугловская пустынь и Казанская Ключевская пустынь.
Заключение. В целом крещение мордвы, основание монастырей и пустыней, открытие церквей стали важным шагом в укреплении православия в крае, сыграли положительную роль в духовном и нравственном воспитании народа, оставили заметный след в развитии просвещения и культуры. Произошли изменения в повседневной жизни, традициях и обрядах.
Издательство
- Издательство
- МГУ им. Н. П. Огарёва
- Регион
- Россия, Саранск
- Почтовый адрес
- 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68
- Юр. адрес
- 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68
- ФИО
- Глушко Дмитрий Евгеньевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@adm.mrsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (834) 2222961
- Сайт
- https://mrsu.ru