ISSN 1029-8053 · EISSN 2306-6946
Языки: ru · en

Статья: РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ТРУДОВОЙ КУЛЬТУРЫ И СОЛИДАРНОГО ПОВЕДЕНИЯ РАБОЧИХ НА РОССИЙСКИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ (2024)

Читать онлайн

Рассматривается роль наставничества в формировании трудовой культуры и солидарного поведения цеховых рабочих с акцентом на формальные рамки наставничества и неформальные ценности, образцы поведения и отношение к руководству, транслируемые наставниками новым работникам. Исследование выполнено в смешанной методологии на трех российских предприятиях. Проведены 20 фокус-групповых дискуссий (всего 394 чел.) с наставниками за период с 2018 по 2019 г., анализ положений о наставничестве, интервью с руководителями по персоналу и начальниками цехов и невключенное наблюдение автора. Общие черты цеховой трудовой культуры промышленного персонала включают ценности коллективности, причастности к общему делу, готовности бескорыстно оказать помощь коллективу. Коллективность переплетается с культурой эффективности, что описывается в требованиях добросовестности, качества труда, эффективности, а также инициативности и активной позиции работника. «Новые» требования одобряемого поведения рабочего промышленного предприятия сфокусированы на безопасности труда и соблюдении корпоративных стандартов. Коллективные трудовые нормы запрещают оппортунистическое поведение в виде конфликтов по полу, религии или любых проявлений агрессии, наличие вредных привычек (алкоголизм, наркомания или частое курение), а также противопоставление себя коллективу и сверхнормативную активность. «Новые» по сравнению с советскими и позднесоветскими ценности трудовой культуры капиталистического порядка касаются запрета для рабочего нарушения корпоративных стандартов, разглашения корпоративной тайны и обсуждения решений руководства. Защита границ рабочего микроколлектива от начальства сохраняется на фоне уважительного отношения к менеджменту. За время наставничества в диадах «наставник - наставляемый» зачастую формируется солидарное поведение в ситуации необходимости сотрудничества. Но солидарность как чувство коллективного единства не успевает сформироваться за короткий срок формального наставничества, а отношения доверия складываются не во всякой паре прежде всего из-за неравности обмена и разницы поколенческих интересов.

Ключевые фразы: трудовая культура, наставничество, солидарное поведение, промышленный персонал, РАБОЧИЕ
Автор (ы): Чеглакова Людмила Михайловна
Журнал: ЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
658. Управление предприятиями. Организация и техника торговли
Для цитирования:
ЧЕГЛАКОВА Л. М. РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ТРУДОВОЙ КУЛЬТУРЫ И СОЛИДАРНОГО ПОВЕДЕНИЯ РАБОЧИХ НА РОССИЙСКИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ // ЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ. 2024. ТОМ 27 № 1
Текстовый фрагмент статьи