Раскрывается проблема типологии научно-педагогических работников высшего образования (НПР) сквозь призму социологического подхода. Актуальность проблемы определяется значимостью применения типологии как метода научного познания к социологическому исследованию НПР. Новизна предложенного социологического подхода к типологии НПР состоит в возможности ее трактовки как способа структурирования конкретной социальной реальности за счет выделения в ней определенных типов их деятельности. В качестве такой социальной реальности рассмотрены процессы, происходящие в вузах, а также конструируемые типологии в системе высшей школы, а вслед за ними типологии в самих университетах и их социальных общностях. Особое значение приобретает выделение типов специалистов в научно-образовательной общности НПР, которая характеризуется как драйвер экономического, научного, социального, культурного развития вузов, регионов, общества в целом. Целью статьи является осуществление типологического анализа НПР, означающего выделение среди них типологических групп (типов НПР) на базе определенных критериев (оснований). Методология исследования представлена тремя взаимосвязанными подходами - типологическим, общностным, ресурсным. Результатом исследования стали выявленные на основании определенных критериев типологии НПР, знание которых поможет управленческим структурам вузов успешно решать практические задачи высшего образования в конкретных университетах. Конструирование типологий НПР будет способствовать превращению этой научно-образовательной общности в реального научного и интеллектуального лидера университетского развития. Сделан важный вывод о целесообразности конструирования типологии НПР в вузе в соответствии с типологией, задачами и стратегией университетского развития и управления.
Идентификаторы и классификаторы
Исследование изменений в высшем образовании и в конкретных вузах требует анализа их деятельности и социальных функций. От того, насколько четко эти функции определяются миссией вуза и качественно выполняются, зависит общий успех этого процесса. Декларируя исследование как социологическое, мы будем рассматривать деятельность основных субъектов университетской жизни. Ими выступают три социальные (образовательные) общности — студенчество, научно-педагогические
и управленческие работники. Среди них особое место занимают научно-педагогические работники (НПР).
Список литературы
-
Абанкина И.В., Алескеров Ф.Т., Белоусова В.Ю., Гохберг Л.М., Зиньковский К.В., Кисельгоф С.Г., Швыдун С.В. (2013) Типология и анализ научнообразовательной результативности российских вузов. Форсайт, 7(3): 48-62. DOI: 10.17323/1995-459X.2013.3.48.63 EDN: RCYJGB
-
Абрамов Р. Н., Груздев И. А., Терентьев Е. А. (2017) Рабочее время и ролевые напряжения сотрудников современного российского университета. Вопросы образования, 1: 88-111. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-1-88-111 EDN: YHZCSN
-
Амбарова П.А. (2015) Управление временем в зеркале темпоральных стратегий поведения социальных общностей. Екатеринбург: УрФУ. EDN: VGRYUL
-
Амбарова П.А., Зборовский Г.Е. (2021) Пути к успешности в образовании: поведенческие стратегии студенчества в региональных вузах России. Высшее образование в России, 11: 64-80. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-11-64-80 EDN: EWOWFS
-
Амбарова П.А., Зборовский Г.Е. (2022) Научно-педагогическое сообщество в российских вузах в условиях осуществления программы “Приоритет - 2030”: проблемы и перспективы. Высшее образование в России, 31(1): 59-71. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-1-59-71 EDN: LPCNYP
-
Бабич Н.С. (2012) Функции типологического метода в социологии. Теория и практика общественного развития, 11: 84-89. EDN: PIIBPH
-
Балезина Е.А. (2018) Положение молодого преподавателя вуза в условиях модернизации высшего образования: риски и их восприятие. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 4: 99-108. EDN: YWGMWL
-
Вашурина Е.В., Евдокимова Я.Ш., Овчинников М.Н. (2014) О некоторых подходах к разработке типологий российских вузов. Университетское управление: практика и анализ, 4-5: 21-27. EDN: TAQQSF
-
Виндекер О.С., Бердникова Д.В. (2022) Экзистенциальный подход к проблеме образовательной успешности студентов. Известия УрФУ. Сер.1. Проблемы образования, науки и культуры, 28(3): 197-208. DOI: 10.15826/izv1.2022.28.3.059 EDN: GGVRLF
-
Двенадцать решений для нового образования. Доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики (2018). [https://www.hse.ru/ data/2018/04/06/1164671180/Doklad_obrazovanie_Web.pdf] (дата обращения: 29.07.2019).
-
Ефимова Г. З. (2022) Карьерный путь преподавателей высшей школы. Социологическая наука и социальная практика, 10(1): 24-40. https://doi. org/. DOI: 10.19181/snsp.2022.10.1.8859 EDN: OQLCHD
-
Ефимова Г.З. (2023) Профессиональная самопрезентация научно-педагогических работников в виртуальных социальных сетях. Социологическая наука и социальная практика, 11(2): 57-79. DOI: 10.19181/snsp.2023.11.2.4 EDN: OORROT
-
Ефимова Г.З. (2021) Типология карьерных траекторий и мотивации их выбора преподавателями высших учебных заведений. Университетское управление: практика и анализ, 25(3): 56-69. DOI: 10.15826/umpa.2021.03.027 EDN: SMZXYF
-
Ефимова Г.З., Латышев А.С. (2023) Удовлетворенность трудом у работников высшего учебного заведения. Вопросы образования, 1: 72-108. DOI: 10.17323/1814-9545-2023-1-72-108 EDN: KYIXFQ
-
Зборовский Г.Е. (2004) Общая социология. М.: Гардарики. EDN: QOCSLN
-
Зборовский Г.Е. (2020) Типология образовательных общностей по критерию успешности/неуспешности. Известия УрФУ. Серия 1. Проблемы образования, культуры и науки, 4: 143-152. EDN: VURXIM
-
Зборовский Г.Е, Амбарова П.А. (2021) Переход образовательных общностей от неуспешности к успешности в процессе трансфера их человече ского капитала. Мир России, 30(1): 88-110. DOI: 10.17323/1811-038X-2021-30-1-88-110 EDN: HYFDDS
-
Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. (2022а) Мобилизация ресурсов научнопедагогического сообщества (кейс высшего образования УрФО). Социологические исследования, 9: 60-71. DOI: 10.31857/S013216250020845-2 EDN: BCIOFX
-
Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. (2022б) Научно-педагогические работники как социальная общность в меняющихся условиях академического развития. Образование и наука, 24(5): 147-180. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-5-147-180 EDN: DQKMBA
-
Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. (2022в) Ресурсность научно-педагогического сообщества: административный и мобилизационный подходы к анализу. Вестник РУДН. Серия: Социология, 22(4): 881-894. DOI: 10.22363/2313-2272-2022-22-4-881-894 EDN: PGOKYR
-
Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. (2023а) Мобилизация ресурсности научно-педагогического сообщества в российских вузах: от проблемы к концепции. Социологический журнал, 29(1): 78-96. DOI: 10.19181/socjour.2023.29.1.4 EDN: JKZUTK
-
Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. (2023б) Противоречия развития научнопедагогического сообщества как проблема зарубежных и отечественных исследований. Социологическая наука и социальная практика, 11(1): 8-25. DOI: 10.19181/snsp.2023.11.1.1 EDN: BBPWCF
-
Зборовский Г.Е., Амбарова П.А., Каташинских В.С., Кеммет Е.В. (2023) Ресурсность научно-педагогического сообщества университетов УрФО: опыт качественного исследования. Высшее образование в России, 32(5): 71-88. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-5-71-88 EDN: AJWHUY
-
Зборовский Г.Е., Каташинских В.С. (2023) Символическая ресурсность научно-педагогических работников высшей школы. Известия УрФУ. Серия 1 Проблемы образования, науки и культуры, 29(2): 205-221. DOI: 10.15826/izv1.2023.29.2.039 EDN: MYIDME
-
Индикаторы образования (2023). М.: НИУ ВШЭ.
-
Карпов А.О. (2017) Университет 3,0 - социальные миссии и реальность. Социологические исследования, 9: 114-124. DOI: 10.7868/S0132162517060137 EDN: ZFTRPD
-
Климова С.Г., Михеенкова М.А. (2017) Опыт использования ДСМ-метода в типологическом анализе. Методы и процедуры социологических исследований: Традиции и инновации. М.: НИУ ВШЭ. С. 20-31. EDN: YUDCPK
-
Кузьминов Я.И., Семенов Д.С., Фрумин И.Д. (2013) Структура вузовской сети: от советского к российскому "мастер-плану". Вопросы образования, 4: 8-69. DOI: 10.17323/1814-9545-2013-4-8-69 EDN: RWAPKF
-
Кузьминов Я.И., Юдкевич М.М. (2021) Университеты в России: как это работает. М.: Изд. дом Высшей школы экономики.
-
Курбатова М.В., Каган Е.С. (2016) Оппортунизм преподавателей вузов как способ приспособления к усилению внешнего контроля деятельности. Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), 8(3): 116- 136. DOI: 10.17835/2076-6297.2016.8.3.116-136 EDN: WNHUGV
-
Кученкова А.В., Татарова Г.Г. (2015) Типологическая структура стран по характеристикам политической культуры населения. Социологическая наука и социальная практика, 1: 30-51. EDN: TKAGFJ
-
Ловаков А.В. (2015) Приверженность вузу и приверженность профессии у преподавателей российских вузов. Вопросы образования, 2: 109-128. DOI: 10.17323/1814-9545-2015-2-109-128 EDN: TYIKET
-
Магун В.С., Руднев М.П. (2021) За пределами "человека советского": россияне в европейской ценностной типологии. Демонтаж коммунизма. Тридцать лет спустя. М.: Новое литературное обозрение: 325-353. EDN: LIOTPG
-
Мкртчян Е.Р. (2018) Воспроизводство научно-педагогических кадров в вузах России как система: состояние, проблемы и перспективы функционирования. Волгоград: Изд-во Волгоградского института управления РАНХиГС. EDN: OQIXFM
-
Москвитин А.Ю. (2013) Типология в социальном познании: философскометодологический анализ. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ. EDN: UIAYFH
-
Назарова И.В. (2006) Типология преподавателей высшей школы. Социологические исследования, 11: 115-125. EDN: OPCKXP
-
Нархов Д.Ю. (2014) Политический ресурс российских преподавателей высшей школы: формы и способы реализации. Вестник СурГПУ, 2: 129-136. EDN: SBXFQL
-
Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования (2015). М.: ЦСП и М. EDN: TLEIQL
-
Петрова Р.Г., Рябова Г.В. (2019) Низкая успеваемость студентов младших курсов: мера социальной ответственности университета. Управление устойчивым развитием, 1: 62-67. EDN: KXIFTZ
-
Саморегуляция в молодежной среде: типологизация и моделирование (2022). Белгород: Эпицентр. DOI: 10.19181/monogr.978-5-89697-382-9.2022 EDN: TENQIH
-
Соколов М. М. (2017) Миф об университетской стратегии. Вопросы образования, 2: 36-73. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-2-36-73 EDN: YUPYHT
-
Социологический энциклопедический словарь (1998). Под ред. Г.В. Осипова. М.: ИНФРА-М-Норма.
-
Татарова Г.Г. (2007) Основы типологического анализа в социологических исследованиях. М.: Высшее образование и наука. EDN: QOGTDB
-
Татарова Г.Г., Кученкова А.В. (2022) Востребованность "типологического поворота" в эмпирической социологии. Социологические исследования, 7: 28-40. DOI: 10.31857/S013216250019758-6 EDN: BTXERQ
-
Типологический анализ в социологии как диагностическая процедура (2023). Отв. ред. Г.Г. Татарова, А.В. Кученкова. М.: ФНИСЦ РАН. DOI: 10.19181/monogr.978-5-89697-408-6.2023
-
Управление стратегиями поведения городских общностей: проблемы и возможности (2014). Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. EDN: TVBSMX
-
Эзрох Ю. С. (2019) Кадровые перспективы российских университетов: кто будет преподавать в недалеком будущем? Образование и наука, 21(7): 9-40. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-7-9-40 EDN: MPZTNM
-
Bathelt H., Kogler D.F., Munro A.K. (2010) A knowledge-based typology of university spin-offs in the context of regional economic development. Technovation, 30(9-10): 519-532. DOI: 10.1016/j.technovation.2010.04.003 EDN: OEBMMB
-
Brunner J.J. (2011) University governance: typology, dynamics, and trends. Revista de education, 355: 137-159.
-
Burth J.H., Marks M.J. (2021) Social capital: increasing pedagogy in higher education institutions. Journal of Research Initiatives, 5(3): Article 7.
-
Converso D., Sottimano I., Molinengo G., Loera B. (2019) The unbearable lightness of the academic work: the positive and negative sides of heavy work investment in a sample of Italian university professors and researchers. Sustainability, 11: 2439. DOI: 10.3390/su11082439
-
Corradi A.A., Rapini M.S., Reina D.R. (2023) Motivations for universityindustry interaction: a typology of academic scientists at the National University of Colombia. Innovar: Revista de Ciencias Administrativas y Sociales, 34(92). DOI: 10.15446/innovar.v34n92.99300
-
Daumiller M., Dresel M. (2020) Teaching and research: Specificity and congruence of university faculty achievement goals.International Journal of Educational Research, 99, article no. 101460. DOI: 10.1016/j.ijer.2019.08.002 EDN: BXYNXU
-
Elman C. (2009) Explanatory typologies in qualitative analysis. In: Byrne D., Ragin C. (eds.) The Sage handbook of case-based methods London: Sage: 121-131. DOI: 10.4135/9781446249413
-
Esteve-Mon F.M., Llopis-Nebot M.Á., Viñoles-Cosentino V., Adell-Segura J. (2022) Digital teaching competence of university teachers: levels and teaching typologies. International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET), 17(13): 200-216. DOI: 10.3991/ijet.v17i13.24345 EDN: XXEIZA
-
Farooqi S.M., Shahzad S., Tahira S.S. (2019) Who are more successful researchers? an analysis of university teachers research productivity. Global Social Sciences Review, IV(I), 354-364. DOI: 10.31703/gssr.2019(IV-I).46
-
Jumpakate T., Wilang J.D. (2021) Exploring the reflective typology of novice EFL teachers in a Thai university.International Journal of Evaluation and Research in Education (IJERE), 10(2): 668-675. DOI: 10.11591/ijere.v10i2.21122 EDN: BBDBGF
-
Han J., Yin H., Wang J., Bai Y. (2020) Challenge job demands and job resources to university teacher well-being: the mediation of teacher efficacy. Studies in Higher Education, 45(8), 1771-1785. DOI: 10.1080/03075079.2019.1594180
-
Linquist S. (2018) Academic Development: A Space, But Is It an Identity? In: Bossu C., Brown N. (eds.) Professional and Support Staff in Higher Education Singapore: Springer: 23-37. DOI: 10.1007/978-981-10-1607-3_18-2
-
Mägi E., Beerkens M. (2016) Linking research and teaching: Are research-active staff members different teachers? Higher Education, 72(2): 241-258. DOI: 10.1007/s10734-015-9951-1 EDN: CWWEKN
-
Mercali G.D., Costa S.G. (2019) Antecedants of work engagement of higher education professors in Brazil. Human and Social Management, 20(1): eRAMG190081. DOI: 10.1590/1678-6971/eramg190081
-
Naidoo-Chetty M., du Plessis M. (2021) Systematic review of the job demands and resources of academic staff within higher education institutions.International Journal of Higher Education, 10(3): 268. DOI: 10.5430/ijhe.v10n3p268 EDN: OIKGRP
-
Pedro E.D.M., Leitão J., Alves H. (2020) Bridging intellectual capital, sustainable development and quality of life in higher education institutions. Sustainability, 12(2): 479. DOI: 10.3390/su12020479 EDN: GJXKLC
-
Pirnay F., Surlemont B., Nlemvo F. (2003) Toward a typology of university spin-offs. Small Business economics, 21(4): 355-369. EDN: EAHYZH
-
Puckett J.L., Lloyd M.F. (2015) The Urban Renewal University: A Typology. Becoming penn: the pragmatic American university, 1950-2000. Philadelphia: University of Pennsylvania Press: 341-349.
-
Seifert M., Mieg H.A., Kohler H. (2010) City and university in Germany: What does an empirical study on Mayr's locational typology of universities bring to the current discussion on the knowledge-based society? Geographische zeitschrift, 98(3), 175-190.
-
Szromek A.R., Wolniak R. (2020) Job Satisfaction and Problems among Academic Staff in Higher Education. Sustainability, 12(12), article no. 4865. DOI: 10.3390/su12124865
-
Wilkins S., Butt M.M., Annabi C.A. (2018) The influence of organizational identification on employee attitudes and behaviors in multinational higher education institutions. Journal of Higher Education Policy and Management, 40(1): 48-66. DOI: 10.1080/1360080X.2017.1411060
Выпуск
Другие статьи выпуска
Представлены модели восприятия тела различными половозрастными группами. Восприятие тела рассматривается как многомерная конструкция, авторы останавливаются на эффективно-когнитивных структурах, а также на самовосприятии индивидами собственного тела, проведенных сквозь призму его эстетической привлекательности и функциональности. Основной целью исследования стала эмпирическая концептуализация моделей восприятия тела. Используя метод онлайн-анкетирования, опрошено 1077 горожан в возрасте от 18 до 60 лет, проживающих в Свердловской области. В работе утверждается, что современные представления о теле стереотипизированы: женским телам предписывается привлекательность, а мужским - физическая сила. Наибольшую сенситивность к внешней красоте респонденты демонстрируют в брачных отношениях, а к выносливости и жизнестойкости тела - в профессионально-трудовой деятельности и хозяйственно-бытовой сфере. Исследование показало высокую степень удовлетворенности телом опрошенными и его соответствия существующим стандартам. Полученные данные выявили ориентацию на функциональные свойства тела при выборе тела для себя. На основе проведенного факторного анализа сформированы две модели восприятия собственного тела респондентами: тело как эстетический продукт и тело как функциональный продукт. Первая модель имеет две разновидности: уверенные в своей привлекательности и неуверенные в ней, зависимые от мнения окружающих. Выявлено, что оценка эстетичности собственного тела у женщин снижается с возрастом, а у мужчин максимальная удовлетворенность внешним видом приходится на возраст от 31 до 45 лет. Определено, что женщины всех возрастных групп ориентированы на внешний отклик по сравнению с мужчинами, у которых пик зависимости от окружения в оценке собственного тела приходится на 31-45-летних. Восприятие собственного тела как выносливого и жизнестойкого демонстрируют и мужчины, и женщины среднего возраста. Отмечается, что модели восприятия тела не ограничиваются выявленными в ходе исследования типами и требуют дальнейшего изучения и социологического осмысления.
В последние годы в российских регионах усилились экологические протесты. При этом уровень протестной активности населения не находится в прямой зависимости от степени экологических угроз, а обусловлен различными политическими и социальными факторами. В качестве одного из основных факторов, способствующих мобилизации населения, исследователи называют региональную идентичность. В данной работе мы отвечаем на вопрос, почему региональная идентичность оказывается важной и какие ее элементы актуализируются в процессе экологической мобилизации в российских регионах. Результаты исследования показывают, что мобилизация населения опиралась на такие компоненты региональной идентичности, как противопоставление регионов центру, периферийность, этничность, историческое прошлое. Экологическая повестка оказалась значимой в связке с представлениями о социальной несправедливости. Природные объекты имели прежде всего социальную значимость для местных жителей. Экологические проблемы зачастую представлялись как угрозы национальной культуре, традиционному образу жизни, религиозным и культурно-историческим объектам. В то же время глобальные экологические ценности артикулировались в основном профессиональными экологами. Кроме того, в некоторых случаях сильная коллективная идентичность могла способствовать экологической демобилизации и сопротивлению тем природоохранным проектам, которые вступали в противоречие с интересами местного населения. Таким образом, низовая экологическая мобилизация в России связана с представлениями о неравномерном распределении ресурсов и с ценностями выживания.
Муниципальная публичная политика и межсекторное социальное партнерство имеет значительный потенциал для достижения поступательного развития муниципалитетов и обеспечения оптимального управления с привлечением организаций некоммерческого сектора, бизнеса и местного сообщества. В настоящем исследовании межсекторное социальное партнерство рассматривается как основа муниципальной публичной политики. Особое внимание уделено роли некоммерческого сектора в реализации общественно-государственного партнерства при формировании муниципальной публичной политики. Методологическая стратегия исследования выстроена в два этапа. На первом этапе осуществлен сбор первичной информации в рамках кабинетного исследования, включающего анализ общего нормативно-правового контекста и экономических показателей деятельности организаций некоммерческого сектора как субъекта общественно-государственного партнерства в муниципальных образованиях. На примере Вологодской области и Республики Карелия выявлены диспропорции по показателям финансового участия местных бюджетов в содействии развитию социально ориентированным НКО и доле муниципальных районов и городских округов, реализующих муниципальные программы. Республика Карелия значительно уступает Вологодской области по рассмотренным экономическим показателям. На втором этапе на основе экспертного опроса субъектов межсекторного социального партнерства и муниципальной публичной политики в г. Вологде (N=92) и г. Петрозаводске (N=109) выявлено, что по критерию восприятия деятельности некоммерческого сектора со стороны власти и бизнеса в рамках опроса фиксируются более позитивные оценки власти в Вологде, чем в Петрозаводске. Для выявления барьеров в развитии инструментов межсекторного социального партнерства с позиции самих общественников использовались материалы глубинных формализованных интервью с руководителями НКО в столичных городах исследуемых регионов (N=28). Установлено, что взаимодействие с властью на муниципальном уровне с позиции самих общественников развивается крайне медленно и требует разработки и внедрения новых инструментов для эффективного развития.
В связи с цифровой трансформацией рутинные работы активно и динамично передаются компьютерам. Человек как субъект и творец своей истории столкнулся с необходимостью в скором будущем осуществлять преимущественно те виды деятельности, которые недоступны компьютерам. В статье сформулированы условия обретения человеком свойств субъектности и креативности. В качестве субъектов цифрового общества авторы рассматривают как человека, так и искусственно созданные изделия, построенные на самообучающихся алгоритмах искусственного интеллекта (техносубъектов). Исследовательские вопросы сформулированы в статье следующим образом: при каких условиях человек в сетевой коммуникации может выступать как креативный субъект, а в каких случаях он выступает объектом влияния других субъектов? Насколько автономен самообучающийся техносубъект в коммуникациях с человеком и может ли он создавать и использовать нечто новое? Может ли самообучающийся техносубъект выполнять действия, не заданные явным образом его алгоритмами, модифицируя цели? Как снизить рискогенность алгоритма искусственного интеллекта в процессе его саморазвития? Статья носит поисковый характер с акцентом на поиск идей, помогающих более глубоко понять степень риска, с которым сталкивается цифровое общество.
В общественной и академической дискуссии рэп зачастую представляется как один из наиболее агрессивных музыкальных жанров, в разном виде изображающий насилие и жестокость. Этому способствует социальный контекст возникновения рэпа - его появление в криминальном районе Нью-Йорка и распространение среди бедного чернокожего населения. Используя понятие гегемонной маскулинности, различные исследователи показывают, как рэперам удается устанавливать доминирование над другими через демонстрацию в своих текстах мизогинии, гомофобии и агрессии по отношению к другим артистам. Недавнее же исследование русскоязычного рэпа, основанное на анализе нескольких тысяч текстов этого жанра, показало, что в русскоязычном рэпе нередко встречаются темы, связанные с эмоциями, чувствами и рефлексией, т.е. с чертами, не укладывающимися в типичный для рэпа образ гегемонной маскулинности. Используя результаты этого исследования и расширенный корпус текстов, авторы задаются вопросами о том, как соотносятся указанные образы в русскоязычном рэпе, о чем именно переживают русские рэперы и как содержание их песен меняется с течением времени. Результаты показывают, что с точки зрения содержания для русскоязычного рэпа в гораздо большей степени характерен рефлексивный и недоминирующий образ, связанный с выражением чувств, эмоций и переживаний, рассуждениями о себе и мире. Причем если в ранние периоды источником переживаний были размышления о собственном пути, с течением времени они сменяются на переживания о несчастной любви и расставании. Одновременно с этим в последние годы также заметно распространение и маскулинных тем, особенно таких, которые, на наш взгляд, выражают новый образ гегемонной маскулинности. В этом образе доминирование мужчины достигается за счет богатства, употребления наркотиков и успеха у женщин, но не за счет агрессии и жестокости, характерных для исходного американского образа рэпера.
Актуальность изучения соответствия современных потребностей и профессиональных жизненных планов молодежи состоянию системы профессионального образования вызвана осознанием рисков развития экономики региона и оценкой проблем профессионального образования Кузбасса. Объектом исследования является состояние системы профессионального образования г. Новокузнецка (Кемеровская область), предметом - разработка сценариев изменений системы профессионального образования на период до 2050 г. путем вовлечения в проектирование различных социальных субъектов. Сценарии будущего состояния системы профессионального образования разработаны на основе сочетания методов опроса экспертов, анкетного опроса школьников старших классов и студентов младших курсов вузов и техникумов, анализа текстов эссе школьников средних классов, обобщения материалов проектно-аналитических сессий школьников, студентов, работодателей и работников образования. На основе институционального подхода сделаны выводы о различиях в видении будущего системы профессионального образования разными социальными субъектами, проанализированы факторы, оказывающие влияние на развитие системы. Результаты исследования могут быть использованы для разработки «дорожных карт» реформирования системы образования в регионе.
Рассматривается роль наставничества в формировании трудовой культуры и солидарного поведения цеховых рабочих с акцентом на формальные рамки наставничества и неформальные ценности, образцы поведения и отношение к руководству, транслируемые наставниками новым работникам. Исследование выполнено в смешанной методологии на трех российских предприятиях. Проведены 20 фокус-групповых дискуссий (всего 394 чел.) с наставниками за период с 2018 по 2019 г., анализ положений о наставничестве, интервью с руководителями по персоналу и начальниками цехов и невключенное наблюдение автора. Общие черты цеховой трудовой культуры промышленного персонала включают ценности коллективности, причастности к общему делу, готовности бескорыстно оказать помощь коллективу. Коллективность переплетается с культурой эффективности, что описывается в требованиях добросовестности, качества труда, эффективности, а также инициативности и активной позиции работника. «Новые» требования одобряемого поведения рабочего промышленного предприятия сфокусированы на безопасности труда и соблюдении корпоративных стандартов. Коллективные трудовые нормы запрещают оппортунистическое поведение в виде конфликтов по полу, религии или любых проявлений агрессии, наличие вредных привычек (алкоголизм, наркомания или частое курение), а также противопоставление себя коллективу и сверхнормативную активность. «Новые» по сравнению с советскими и позднесоветскими ценности трудовой культуры капиталистического порядка касаются запрета для рабочего нарушения корпоративных стандартов, разглашения корпоративной тайны и обсуждения решений руководства. Защита границ рабочего микроколлектива от начальства сохраняется на фоне уважительного отношения к менеджменту. За время наставничества в диадах «наставник - наставляемый» зачастую формируется солидарное поведение в ситуации необходимости сотрудничества. Но солидарность как чувство коллективного единства не успевает сформироваться за короткий срок формального наставничества, а отношения доверия складываются не во всякой паре прежде всего из-за неравности обмена и разницы поколенческих интересов.
Это предисловие к разделу, в котором представлены результаты исследовательских проектов российских социологов, прошедших школу изучения социальных трансформаций при Институте сравнительных исследований трудовых отношений (ICLRS). Институт был основан в 1990-х годах группой молодых российских социологов из Москвы, Самары, Кемерово и Сыктывкара совместно с социологами Уорикского университета (Великобритания) Саймоном Кларком и Питером Фейрбразером, и его развитие стало результатом редкого международного сотрудничества.
Рассматриваются получившие распространение в западной социальной науке подходы к изучению цивилизационной идентичности и их использование в исследованиях российского общества. Отмечается, что в исследованиях международных отношений в 2010-е годы наблюдался рост интереса к цивилизационной проблематике, что сопровождалось отказом от таких популярных ранее подходов, как модель «столкновения цивилизаций». В противовес концепции С. Хантингтона выдвигались исследовательские программы, ориентированные на изучение «множественных и плюралистичных цивилизаций» и «цивилизационной политики». При этом одним из источников новых направлений послужили теоретические модели современной исторической социологии. Тем не менее в данной сфере исследований сохранялось преобладание конструктивистского подхода к анализу цивилизационной идентичности, не учитывающего в полной мере влияние исторического наследия на формирование подобной идентичности. Западные исследования российской цивилизационной идентичности также нередко опираются на конструктивистский подход, сосредоточиваясь на анализе идеологических дискурсов. В рамках изучения российского «цивилизационизма» западными авторами рассматривались как дискурс политической элиты, так и его воздействие на широкие слои населения. Эмпирической базой таких исследований выступали вторичный анализ данных опросов общественного мнения, а также данные, полученные с использованием качественных методов. Теоретико-методологические подходы зарубежных ученых, обращавшихся к проблеме российской цивилизационной идентичности, представляют несомненный интерес. Однако некоторые выводы, сделанные в ходе исследований, требуют дополнения или корректировки в том числе в силу ограниченного эмпирического материала, находившегося в распоряжении их авторов.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru