В общественной и академической дискуссии рэп зачастую представляется как один из наиболее агрессивных музыкальных жанров, в разном виде изображающий насилие и жестокость. Этому способствует социальный контекст возникновения рэпа - его появление в криминальном районе Нью-Йорка и распространение среди бедного чернокожего населения. Используя понятие гегемонной маскулинности, различные исследователи показывают, как рэперам удается устанавливать доминирование над другими через демонстрацию в своих текстах мизогинии, гомофобии и агрессии по отношению к другим артистам. Недавнее же исследование русскоязычного рэпа, основанное на анализе нескольких тысяч текстов этого жанра, показало, что в русскоязычном рэпе нередко встречаются темы, связанные с эмоциями, чувствами и рефлексией, т.е. с чертами, не укладывающимися в типичный для рэпа образ гегемонной маскулинности. Используя результаты этого исследования и расширенный корпус текстов, авторы задаются вопросами о том, как соотносятся указанные образы в русскоязычном рэпе, о чем именно переживают русские рэперы и как содержание их песен меняется с течением времени. Результаты показывают, что с точки зрения содержания для русскоязычного рэпа в гораздо большей степени характерен рефлексивный и недоминирующий образ, связанный с выражением чувств, эмоций и переживаний, рассуждениями о себе и мире. Причем если в ранние периоды источником переживаний были размышления о собственном пути, с течением времени они сменяются на переживания о несчастной любви и расставании. Одновременно с этим в последние годы также заметно распространение и маскулинных тем, особенно таких, которые, на наш взгляд, выражают новый образ гегемонной маскулинности. В этом образе доминирование мужчины достигается за счет богатства, употребления наркотиков и успеха у женщин, но не за счет агрессии и жестокости, характерных для исходного американского образа рэпера.
Идентификаторы и классификаторы
Принято считать, что рэп — это агрессивный музыкальный жанр. Такое представление о нем характерно как для общественной, так и для академической дискуссии, причем в последней представлены убедительные доказательства такой точки зрения. В исследованиях рэпа описываются
различные формы жестокости и агрессии, которые рэп представляет своим слушателям. Мы находим демонстрацию агрессии в рэпе и через визуальные образы (например, видеоклипы или обложки альбомов), и через поведение артистов, и через тексты песен. В последних встречаются угрозы насилием и убийствами, мизогиния, гомофобия (Hunnicutt, Andrews 2009; Grant 2002; Lena 2006).
Список литературы
-
Бойченко А.Е., Жучкова С.В. (2020) Что скрывает русский рэп? Тематическое моделирование текстов русскоязычной хип-хоп сцены. Журнал социологии и социальной антропологии, 23(2): 130-165. EDN: RQYPZA
-
Венцель А., Пирс Э.К., Тарасова З.Е. (2017) Рэп как средство выражения социальных изменений на северо-востоке Сибири: хип-хоп, урбанизация и этничность якутов (Саха). Этнографическое обозрение, 1: 168-182. EDN: YMIVKT
-
Гришина Е. А. (2019) Русский рэп как саморефлексия поколения. Вестник РГГУ. Серия “Философия. Социология. Искусствоведение”, 3: 86-96. EDN: XDNPEW
-
Грудева Е.В., Дивеева А.А. (2021) Лингвистические и экстралингвистические аспекты изучения современных русскоязычных рэп-текстов. Научный диалог, 9: 74-97. EDN: RYXWHW
-
Есаков В.А., Логвинова И.В. (2016) Воздействие музыки в стиле рэп на сознание современной молодёжи. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 1(69): 102-106. EDN: VWDKGR
-
Клочков М.В. (2020) К вопросу популярности рэпа в современной российской культуре с позиций психоанализа. Общество: философия, история, культура, 4(72): 107-112. EDN: OASBLB
-
Коробов-Латынцев А.Ю. (2016) Русский рэп: философские очерки. Реноме. Кривощеков В., Гулевич О., Сорокина А. (2021) Измерение традиционной маскулинной идеологии: сравнение трех русскоязычных методик. Психологические исследования, 14(77): 1-40.
-
Поляков Н. С. (2019) “Мой рэп - это молитвы, только с бритвою во рту”: религиозные темы в российском рэпе. Религиоведение, 3: 110-116. EDN: POOWOV
-
Фадеева Д.Е., Сизых И.С. (2012) Рэп как разновидность массовой коммуникации. PR и реклама: традиции и инновации, (7-2): 246-250. EDN: TBPIGF
-
Фролова Е. В. (2014) Функционирование топосов в российской политизированной рэп-культуре. Уральский филологический вестник. Серия: Драфт: молодая наука, 5: 300-308. EDN: TJGZBJ
-
Хестанов Р. (2016) Хип-хоп: культура молодежной контрреволюции. Логос, 26(4): 7-27. EDN: XAHIHT
-
Androutsopoulos J., Scholz A. (2003) Spaghetti funk: appropriations of hip-hop culture and rap music in Europe. Popular music and society, 26(4): 463-479.
-
Armstrong E. G. (2001) Sexism and Misogyny in Music Land. Journal of Criminal Justice and Popular Culture, 8(2): 96-126.
-
Baker-Kimmons L., McFarland P. (2009) The rap on Chicano and Black masculinity: A content analysis of gender images in rap lyrics. Race, Gender & Class, 18(1-2): 331-344.
-
Balaji M. (2009) Owning black masculinity: The intersection of cultural commodification and self-construction in rap music videos.Communication, Culture & Critique, 2(1): 21-38.
-
Bennett A. (1999) Hip hop am Main: the localization of rap music and hip hop culture. Media, Culture & Society, 21(1): 77-91. EDN: JOKFZB
-
Berggren K. (2014) Reading rap: Feminist interventions in men and masculinity research. Uppsala: Acta Universitatis Upsaliensis.
-
Best S., Kellner D. (1999) Rap, black rage, and racial difference. Enculturation, 2(2): 1-23.
-
Connell R.W., Messerschmidt J.W. (2005) Hegemonic masculinity: Rethinking the concept. Gender & Society, 19(9): 829-859. EDN: JSFGNX
-
Connell R. W. (2005) Masculinities (2nd ed.). Berkeley, CA: University of California Press.
-
Connell R.W. (2013) Gender and power: Society, the person and sexual politics. New York: John Wiley & Sons Limited.
-
Denisova A., Herasimenka A. (2019) How Russian rap on YouTube advances alternative political deliberation: Hegemony, counter-hegemony, and emerging resistant publics. Social Media+ Society, 5(2): 2056305119835200.
-
Forman M. (2000) ‘Represent': race, space and place in rap music. Popular music, 19(1): 65-90. EDN: FOOBAZ
-
Garley M., Hockenmaier J. (2012) Beefmoves: dissemination, diversity, and dynamics of English borrowings in a German hip hop forum. Proceedings of the 50th Annual Meeting of the Association for Computational Linguistics, 2: 135-139.
-
Goodall N.H. (1994) Depend on myself: TLC and the evolution of Black female rap. The Journal of Negro History, 79(1): 85-93.
-
Grant E. (2002) Gangsta Rap, the War on Drugs and the Location of African- American Identity in Los Angeles, 1988-92. European Journal of American Culture, 21(1): 4-15.
-
Greenberg E. (2009) The King of the Streets: Hip Hop and the Reclaiming of Masculinity in Jerusalem's Shu'afat Refugee Camp. Middle East Journal of Culture and Communication, 2(2): 231-250.
-
Harkness G. (2013) Gangs and gangsta rap in Chicago: A microscenes perspective. Poetics, 41(2): 151-176.
-
Harrison A. K. (2008) Racial authenticity in rap music and hip hop. Sociology compass, 2(6): 1783-1800.
-
Hollander J., Quinn J. (2016) More than noise: Employing hip-hop music to inform community development practice.Community development, 47(5): 652-669.
-
Hunnicutt G., Andrews K.H. (2009) Tragic Narratives in Popular Culture: Depictions of Homicide in Rap Music 1. Sociological Forum, 24(3): 611-636.
-
Hunter M. (2011) Shake it, baby, shake it: Consumption and the new gender relation in hip-hop. Sociological Perspectives, 54(1): 15-36.
-
Iwamoto D. (2003) Tupac Shakur: Understanding the identity formation of hyper-masculinity of a popular hip-hop artist. The Black Scholar, 33(2): 44-49. EDN: GKRVNH
-
Johnson J.D., Schell-Busey N. (2016) Old message in a new bottle: Taking gang rivalries online through rap battle music videos on YouTube. Journal of Qualitative Criminal Justice & Criminology, 4(1): 42-82.
-
Kolaric J. (2020) Homophobia in rap. In: Gadpaille M., Kennedy V. (eds.) Words, Music and Gender. Cambridge: Cambridge Scholars Publishing: 119-133.
-
Kubrin C.E. (2005) Gangstas, thugs, and hustlas: Identity and the code of the street in rap music. Social problems, 52(3): 360-378.
-
Kukulin I. (2020) Playing the Revolt: The Cultural Valorization of Russian Rap and Covert. Change in Russian Society of the 2010s.Russian Literature, 118: 79-105. EDN: WFTTTP
-
Lena J.C. (2006) Social context and musical content of rap music, 1979-1995. Social Forces, 85(1): 479-495.
-
Lewis T.L. (2008) The modern athlete, hip-hop, and popular perceptions of Black masculinity. AmeriQuests, 6(1): 1-10.
-
Lusane C. (2004) Rap, race, and politics. In: Forman M., Neal M. A. (eds.) That's the Joint! The Hip-Hop Studies Reader. New York: Routledge: 351-62.
-
Messerschmidt J.W. (2019) The salience of "hegemonic masculinity". Men and masculinities, 22(1): 85-91.
-
McCann B.J. (2017) The mark of criminality: Rhetoric, race, and gangsta rap in the war-on-crime era. Alabama: University of Alabama Press.
-
Mohammed-Baksh S., Callison C. (2015) Hegemonic masculinity in hip-hop music? Difference in brand mention in rap music based on the rapper's gender. Journal of Promotion Management, 21(3): 351-370.
-
Newberger E.H. (1999) The men they will become: The nature and nurture of male character. Cambridge, MA: De Capo Press.
-
Nichols J. (2006) The realest nigga: Constructions of black masculinity within rap music. University of Maryland, College Park.
-
Oware M. (2011) Brotherly love: Homosociality and black masculinity in gangsta rap music. Journal of African American Studies, 15(1): 22-39.
-
Pritchard E.D., Bibbs M.L. (2007) Sista'outsider: Queer women of color and hip hop. In: Pough G. D., Richardson E., Durham A., Raimist R. (eds.) Home girls make some noise: Hip hop feminism anthology. Mira Loma, CA: Parker Publishing: 19-40.
-
Rabaka R. (2013) The hip hop movement: From R&B and the civil rights movement to rap and the hip hop generation. Lexington Books.
-
Shusterman R. (1991) The fine art of rap. New Literary History, 22(3): 613-632.
-
Smiler A.P., Shewmaker J.W., Hearon B. (2017) From "I Want To Hold Your Hand" to "Promiscuous": Sexual Stereotypes in Popular Music Lyrics, 1960-2008. Sexuality & Culture, 21(4): 1083-1105. EDN: YFGSSP
-
Stephens R.J., Wright E. (2000) Beyond bitches, niggers, and ho's: Some suggestions for including rap music as a qualitative data source. Race and Society, 3(1): 23-30.
-
Turner P. (2010) Hip hop versus rap: An ethnography of the cultural politics of new hip hop practices (Doctoral dissertation, Goldsmiths, University of London).
-
Vogel D. L., Heimerdinger-Edwards S. R., Hammer J. H., Hubbard A. (2011) "Boys don't cry": Examination of the links between endorsement of masculine norms, self-stigma, and help-seeking attitudes for men from diverse backgrounds. Journal of counseling psychology, 58(3): 368-382.
-
Weitzer R., Kubrin C.E. (2009) Misogyny in rap music: A content analysis of prevalence and meanings. Men and masculinities,12(1): 3-29.
-
White M. (2011) From Jim Crow to Jay-Z: Race, rap, and the performance of masculinity. Champaign: University of Illinois Press.
-
Williams M.L. (2020) "Meditate, Don't Meditate!" an Analysis of Addict Rap, Black Men's Social Issues, and J.Cole's KOD Album. Howard Journal of Communications, 31(5): 415-428. EDN: RYGWVH
Выпуск
Другие статьи выпуска
Представлены модели восприятия тела различными половозрастными группами. Восприятие тела рассматривается как многомерная конструкция, авторы останавливаются на эффективно-когнитивных структурах, а также на самовосприятии индивидами собственного тела, проведенных сквозь призму его эстетической привлекательности и функциональности. Основной целью исследования стала эмпирическая концептуализация моделей восприятия тела. Используя метод онлайн-анкетирования, опрошено 1077 горожан в возрасте от 18 до 60 лет, проживающих в Свердловской области. В работе утверждается, что современные представления о теле стереотипизированы: женским телам предписывается привлекательность, а мужским - физическая сила. Наибольшую сенситивность к внешней красоте респонденты демонстрируют в брачных отношениях, а к выносливости и жизнестойкости тела - в профессионально-трудовой деятельности и хозяйственно-бытовой сфере. Исследование показало высокую степень удовлетворенности телом опрошенными и его соответствия существующим стандартам. Полученные данные выявили ориентацию на функциональные свойства тела при выборе тела для себя. На основе проведенного факторного анализа сформированы две модели восприятия собственного тела респондентами: тело как эстетический продукт и тело как функциональный продукт. Первая модель имеет две разновидности: уверенные в своей привлекательности и неуверенные в ней, зависимые от мнения окружающих. Выявлено, что оценка эстетичности собственного тела у женщин снижается с возрастом, а у мужчин максимальная удовлетворенность внешним видом приходится на возраст от 31 до 45 лет. Определено, что женщины всех возрастных групп ориентированы на внешний отклик по сравнению с мужчинами, у которых пик зависимости от окружения в оценке собственного тела приходится на 31-45-летних. Восприятие собственного тела как выносливого и жизнестойкого демонстрируют и мужчины, и женщины среднего возраста. Отмечается, что модели восприятия тела не ограничиваются выявленными в ходе исследования типами и требуют дальнейшего изучения и социологического осмысления.
В последние годы в российских регионах усилились экологические протесты. При этом уровень протестной активности населения не находится в прямой зависимости от степени экологических угроз, а обусловлен различными политическими и социальными факторами. В качестве одного из основных факторов, способствующих мобилизации населения, исследователи называют региональную идентичность. В данной работе мы отвечаем на вопрос, почему региональная идентичность оказывается важной и какие ее элементы актуализируются в процессе экологической мобилизации в российских регионах. Результаты исследования показывают, что мобилизация населения опиралась на такие компоненты региональной идентичности, как противопоставление регионов центру, периферийность, этничность, историческое прошлое. Экологическая повестка оказалась значимой в связке с представлениями о социальной несправедливости. Природные объекты имели прежде всего социальную значимость для местных жителей. Экологические проблемы зачастую представлялись как угрозы национальной культуре, традиционному образу жизни, религиозным и культурно-историческим объектам. В то же время глобальные экологические ценности артикулировались в основном профессиональными экологами. Кроме того, в некоторых случаях сильная коллективная идентичность могла способствовать экологической демобилизации и сопротивлению тем природоохранным проектам, которые вступали в противоречие с интересами местного населения. Таким образом, низовая экологическая мобилизация в России связана с представлениями о неравномерном распределении ресурсов и с ценностями выживания.
Муниципальная публичная политика и межсекторное социальное партнерство имеет значительный потенциал для достижения поступательного развития муниципалитетов и обеспечения оптимального управления с привлечением организаций некоммерческого сектора, бизнеса и местного сообщества. В настоящем исследовании межсекторное социальное партнерство рассматривается как основа муниципальной публичной политики. Особое внимание уделено роли некоммерческого сектора в реализации общественно-государственного партнерства при формировании муниципальной публичной политики. Методологическая стратегия исследования выстроена в два этапа. На первом этапе осуществлен сбор первичной информации в рамках кабинетного исследования, включающего анализ общего нормативно-правового контекста и экономических показателей деятельности организаций некоммерческого сектора как субъекта общественно-государственного партнерства в муниципальных образованиях. На примере Вологодской области и Республики Карелия выявлены диспропорции по показателям финансового участия местных бюджетов в содействии развитию социально ориентированным НКО и доле муниципальных районов и городских округов, реализующих муниципальные программы. Республика Карелия значительно уступает Вологодской области по рассмотренным экономическим показателям. На втором этапе на основе экспертного опроса субъектов межсекторного социального партнерства и муниципальной публичной политики в г. Вологде (N=92) и г. Петрозаводске (N=109) выявлено, что по критерию восприятия деятельности некоммерческого сектора со стороны власти и бизнеса в рамках опроса фиксируются более позитивные оценки власти в Вологде, чем в Петрозаводске. Для выявления барьеров в развитии инструментов межсекторного социального партнерства с позиции самих общественников использовались материалы глубинных формализованных интервью с руководителями НКО в столичных городах исследуемых регионов (N=28). Установлено, что взаимодействие с властью на муниципальном уровне с позиции самих общественников развивается крайне медленно и требует разработки и внедрения новых инструментов для эффективного развития.
Раскрывается проблема типологии научно-педагогических работников высшего образования (НПР) сквозь призму социологического подхода. Актуальность проблемы определяется значимостью применения типологии как метода научного познания к социологическому исследованию НПР. Новизна предложенного социологического подхода к типологии НПР состоит в возможности ее трактовки как способа структурирования конкретной социальной реальности за счет выделения в ней определенных типов их деятельности. В качестве такой социальной реальности рассмотрены процессы, происходящие в вузах, а также конструируемые типологии в системе высшей школы, а вслед за ними типологии в самих университетах и их социальных общностях. Особое значение приобретает выделение типов специалистов в научно-образовательной общности НПР, которая характеризуется как драйвер экономического, научного, социального, культурного развития вузов, регионов, общества в целом. Целью статьи является осуществление типологического анализа НПР, означающего выделение среди них типологических групп (типов НПР) на базе определенных критериев (оснований). Методология исследования представлена тремя взаимосвязанными подходами - типологическим, общностным, ресурсным. Результатом исследования стали выявленные на основании определенных критериев типологии НПР, знание которых поможет управленческим структурам вузов успешно решать практические задачи высшего образования в конкретных университетах. Конструирование типологий НПР будет способствовать превращению этой научно-образовательной общности в реального научного и интеллектуального лидера университетского развития. Сделан важный вывод о целесообразности конструирования типологии НПР в вузе в соответствии с типологией, задачами и стратегией университетского развития и управления.
В связи с цифровой трансформацией рутинные работы активно и динамично передаются компьютерам. Человек как субъект и творец своей истории столкнулся с необходимостью в скором будущем осуществлять преимущественно те виды деятельности, которые недоступны компьютерам. В статье сформулированы условия обретения человеком свойств субъектности и креативности. В качестве субъектов цифрового общества авторы рассматривают как человека, так и искусственно созданные изделия, построенные на самообучающихся алгоритмах искусственного интеллекта (техносубъектов). Исследовательские вопросы сформулированы в статье следующим образом: при каких условиях человек в сетевой коммуникации может выступать как креативный субъект, а в каких случаях он выступает объектом влияния других субъектов? Насколько автономен самообучающийся техносубъект в коммуникациях с человеком и может ли он создавать и использовать нечто новое? Может ли самообучающийся техносубъект выполнять действия, не заданные явным образом его алгоритмами, модифицируя цели? Как снизить рискогенность алгоритма искусственного интеллекта в процессе его саморазвития? Статья носит поисковый характер с акцентом на поиск идей, помогающих более глубоко понять степень риска, с которым сталкивается цифровое общество.
Актуальность изучения соответствия современных потребностей и профессиональных жизненных планов молодежи состоянию системы профессионального образования вызвана осознанием рисков развития экономики региона и оценкой проблем профессионального образования Кузбасса. Объектом исследования является состояние системы профессионального образования г. Новокузнецка (Кемеровская область), предметом - разработка сценариев изменений системы профессионального образования на период до 2050 г. путем вовлечения в проектирование различных социальных субъектов. Сценарии будущего состояния системы профессионального образования разработаны на основе сочетания методов опроса экспертов, анкетного опроса школьников старших классов и студентов младших курсов вузов и техникумов, анализа текстов эссе школьников средних классов, обобщения материалов проектно-аналитических сессий школьников, студентов, работодателей и работников образования. На основе институционального подхода сделаны выводы о различиях в видении будущего системы профессионального образования разными социальными субъектами, проанализированы факторы, оказывающие влияние на развитие системы. Результаты исследования могут быть использованы для разработки «дорожных карт» реформирования системы образования в регионе.
Рассматривается роль наставничества в формировании трудовой культуры и солидарного поведения цеховых рабочих с акцентом на формальные рамки наставничества и неформальные ценности, образцы поведения и отношение к руководству, транслируемые наставниками новым работникам. Исследование выполнено в смешанной методологии на трех российских предприятиях. Проведены 20 фокус-групповых дискуссий (всего 394 чел.) с наставниками за период с 2018 по 2019 г., анализ положений о наставничестве, интервью с руководителями по персоналу и начальниками цехов и невключенное наблюдение автора. Общие черты цеховой трудовой культуры промышленного персонала включают ценности коллективности, причастности к общему делу, готовности бескорыстно оказать помощь коллективу. Коллективность переплетается с культурой эффективности, что описывается в требованиях добросовестности, качества труда, эффективности, а также инициативности и активной позиции работника. «Новые» требования одобряемого поведения рабочего промышленного предприятия сфокусированы на безопасности труда и соблюдении корпоративных стандартов. Коллективные трудовые нормы запрещают оппортунистическое поведение в виде конфликтов по полу, религии или любых проявлений агрессии, наличие вредных привычек (алкоголизм, наркомания или частое курение), а также противопоставление себя коллективу и сверхнормативную активность. «Новые» по сравнению с советскими и позднесоветскими ценности трудовой культуры капиталистического порядка касаются запрета для рабочего нарушения корпоративных стандартов, разглашения корпоративной тайны и обсуждения решений руководства. Защита границ рабочего микроколлектива от начальства сохраняется на фоне уважительного отношения к менеджменту. За время наставничества в диадах «наставник - наставляемый» зачастую формируется солидарное поведение в ситуации необходимости сотрудничества. Но солидарность как чувство коллективного единства не успевает сформироваться за короткий срок формального наставничества, а отношения доверия складываются не во всякой паре прежде всего из-за неравности обмена и разницы поколенческих интересов.
Это предисловие к разделу, в котором представлены результаты исследовательских проектов российских социологов, прошедших школу изучения социальных трансформаций при Институте сравнительных исследований трудовых отношений (ICLRS). Институт был основан в 1990-х годах группой молодых российских социологов из Москвы, Самары, Кемерово и Сыктывкара совместно с социологами Уорикского университета (Великобритания) Саймоном Кларком и Питером Фейрбразером, и его развитие стало результатом редкого международного сотрудничества.
Рассматриваются получившие распространение в западной социальной науке подходы к изучению цивилизационной идентичности и их использование в исследованиях российского общества. Отмечается, что в исследованиях международных отношений в 2010-е годы наблюдался рост интереса к цивилизационной проблематике, что сопровождалось отказом от таких популярных ранее подходов, как модель «столкновения цивилизаций». В противовес концепции С. Хантингтона выдвигались исследовательские программы, ориентированные на изучение «множественных и плюралистичных цивилизаций» и «цивилизационной политики». При этом одним из источников новых направлений послужили теоретические модели современной исторической социологии. Тем не менее в данной сфере исследований сохранялось преобладание конструктивистского подхода к анализу цивилизационной идентичности, не учитывающего в полной мере влияние исторического наследия на формирование подобной идентичности. Западные исследования российской цивилизационной идентичности также нередко опираются на конструктивистский подход, сосредоточиваясь на анализе идеологических дискурсов. В рамках изучения российского «цивилизационизма» западными авторами рассматривались как дискурс политической элиты, так и его воздействие на широкие слои населения. Эмпирической базой таких исследований выступали вторичный анализ данных опросов общественного мнения, а также данные, полученные с использованием качественных методов. Теоретико-методологические подходы зарубежных ученых, обращавшихся к проблеме российской цивилизационной идентичности, представляют несомненный интерес. Однако некоторые выводы, сделанные в ходе исследований, требуют дополнения или корректировки в том числе в силу ограниченного эмпирического материала, находившегося в распоряжении их авторов.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru