ISSN 2949-5954
Языки: ru · en

Статья: ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (2024)

Читать онлайн

В данной статье рассматриваются вопросы гендерного подхода к формированию эстетических эталонов у детей с задержкой психического развития. В работе дается определение понятия «эстетический эталон» в отношении использования игрушки как дидактического средства в процессе формирования чувства принадлежности ребенка к женскому или мужскому полу, формирования на основе эстетических эталонов моделей поведения уже на ранней стадии развития, в дошкольном возрасте. Отмечается важность формирования эстетических эталонов у дошкольников с задержкой психического развития для развития всесторонне развитой личности. Особое внимание уделяется анализу современной игрушки как главного атрибута развития любого дошкольника, а также ее влияние на формирование гендерной идентичности и эстетических эталонов. Проведен анализ современных игрушек, которые были разделены по внешнему виду на 3 категории: гендерные различия размыты и четко не прослеживаются; гендерные отличия четко разделимы; гендерные различия противоречивы. Анализ показал размытость эстетических эталонов, заложенных в игрушках, и поставил задачу дальнейшего изучения данной проблемы. Вторым этапом нашего исследования стал опрос девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. В опросе приняли участие 10 мальчиков и 10 девочек 6-7 лет. В ходе опроса были получены следующие результаты: 30 % девочек играют в традиционные игры для мальчиков (машинки, роботы), 40 % мальчиков играют в куклы и тематические игры для девочек. Статья является актуальной для специалистов, работающих с детьми с ЗПР и занимающихся разработкой индивидуальных образовательных программ, а также для родителей, имеющих детей с задержкой психического развития.

This article discusses the gender approach to the formation of aesthetic standards in children with mental retardation. The work defines the concept of «aesthetic standard» in relation to the use of toys as a didactic tool in the process of forming a child’s sense of belonging to the female or male sex, forming behavior models based on aesthetic standards already at an early stage of development, in preschool age. The importance of the formation of aesthetic standards in preschoolers with mental retardation to develop a comprehensively developed personality is noted. Particular attention is paid to the analysis of modern toys as the main attribute of the development of any preschooler, as well as its influence on the formation of gender identity and aesthetic standards. The analysis of modern toys was carried out, which were divided by appearance into 3 categories: gender differences are blurred and clearly not traced; gender differences are clearly separable; gender differences are controversial. The analysis showed the blurring of aesthetic standards embedded in toys and set the task of further studying this problem. The second stage of our study was a survey of elder preschool age girls and boys with mental retardation. The survey involved 10 boys and 10 girls of 6-7 years old. The survey found out the following results: 30 % of girls play traditional games for boys (cars, robots), 40 % of boys play dolls and themed games for girls. The article is relevant for specialists working with children with developmental delay and developing individual educational programs, as well as for parents of children with mental retardation.

Ключевые фразы: гендерный подход, эстетические эталоны, дети с задержкой психического развития, ДОШКОЛЬНИКИ, современные игрушки, гендерная идентичность, гендерная дисфория
Автор (ы): Козуб Марина Васильевна
Соавтор (ы): Уткина Полина Вадимовна
Журнал: СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
159.9. Психология
Префикс DOI
10.20323/2949-5954-2024-3-5-56
eLIBRARY ID
75102134
Для цитирования:
КОЗУБ М. В., УТКИНА П. В. ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ. 2024. № 3
Текстовый фрагмент статьи