Статья посвящена проблеме наличия и преодоления барьеров у участников образовательного процесса при формировании математических представлений у детей с ментальными нарушениями и поиску научно-методических и дидактических средств для преодоления «выученной беспомощности» у педагогов, родителей и детей. Педагоги, работающие в классах с детьми с умственной отсталостью (УО), часто сталкиваются с проблемой невозможности обучать математике детей данной нозологии, что приводит к формализму, отчужденности учителя и неверию в результаты ребенка и свои силы его чему-то научить. В то же время, остро встает проблема психолого-педагогического и дидактического сопровождения и недостаточная разработанность психолого-педагогических условий для формирования математических представлений у младших школьников с нарушением интеллекта. В статье показано, что поэтапное формирование математических знаний возможно, и оно оказывает корректирующее воздействие на наиболее слабые стороны психической деятельности детей, содействует развитию различных сторон восприятия и мышления, а, следовательно, всей познавательной системы в целом. Математическая подготовка детей с нарушением интеллекта имеет исключительную практическую важность, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями, осуществлять счет и различные операции с числовыми величинами, овладение ребенком математическими представлениями, знаниями и умениями является немаловажным фактором его социализации. Анализ более чем 25 работ отечественных и зарубежных статей позволил сделать вывод о том, что в коррекционной педагогике накоплен определенный опыт работы по формированию элементарных математических представлений у умственно отсталых школьников, однако, недостаточно разработаны вопросы психолого-педагогического и дидактического сопровождения формирования математических представлений у младших школьников с нарушением интеллекта. Было проведено исследование на примере использования новых дидактических пособий, таких как пособие «Нумикон». Это и обусловило выбор темы исследования, которое показало пути решения проблемы «выученной беспомощности».
The article is devoted to the problem of the presence and overcoming of barriers among participants in the educational process in the formation of mathematical concepts in children with mental disorders and the search for scientific, methodological and didactic means to overcome «learned helplessness» by teachers, parents and children. Teachers working in classes with children with mental retardation (MR) are often faced with the problem of the inability to teach mathematics to children of this nosology, which leads to formalism, alienation of the teacher and lack of faith in the child’s results and their ability to teach him something. At the same time, the problem of psychological, pedagogical and didactic support and the insufficient development of psychological and pedagogical conditions for the formation of mathematical concepts in primary schoolchildren with intellectual disabilities are acute. The article shows that the gradual formation of mathematical knowledge is possible and this has a corrective effect on the weakest aspects of children’s mental activity, promotes the development of various aspects of perception and thinking, and, consequently, the entire cognitive system as a whole. Mathematical training of children with intellectual disabilities is of exceptional practical importance, since a person in everyday life constantly has to operate with arithmetic expressions, count and perform various operations with numerical quantities; a child’s mastery of mathematical concepts, knowledge and skills is an important factor in his socialization. The analysis of more than 25 works of domestic and foreign articles allowed us to conclude that correctional pedagogy has accumulated some experience in the formation of elementary mathematical concepts in mentally retarded schoolchildren, however, the issues of psychological, pedagogical and didactic support for the formation of mathematical concepts in younger schoolchildren have not been sufficiently developed with intellectual impairment. The study was conducted on the example of the use of new didactic aids, such as the Numicon manual. This determined the choice of the research topic, which showed ways to solve the problem of «learned helplessness».
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.20323/2949-5954-2024-3-5-71
- eLIBRARY ID
- 75102135