Данная статья посвящена исследованию проблемы преодоления перцептивного конфликта в процессе развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Акцент делается на значимости развития произвольного внимания для успешного школьного обучения детей с особенностями в развитии. В статье рассматривается понятие перцептивного конфликта и его влияние на развитие произвольного внимания у детей с задержкой в психическом развитии. Перцептивный конфликт рассматривается как противоречие между необходимостью сосредоточить внимание на монхромных, серых предметах, важных для деятельности, и ярким, цветным фоном, который отвлекает ребенка. Была разработана диагностическая методика, в которой использовались бланки, на которых воспроизводился перцептивный конфликт между монохромными, серыми предметами, которые по инструкции должен искать ребенок и ярким, цветным фоном, который привлекал непосредственное внимание. Исследование было проведено на двух группах дошкольников, по 12 человек каждая. Одна из групп состояла из детей с нормальным развитием, другая - из детей с задержкой психофизического развития. Полученные результаты подтвердили гипотезу о том, что перцептивный конфликт значительно ухудшает работу детей с задержкой психофизического развития и практически не повлияет на детей с нормальным развитием. Коррекционная работа с обучением ребенка преодолевать перцептивный конфликт значительно улучшила показатели произвольного внимания у детей с задержкой психофизического развития. Отсюда делается вывод, что развитие произвольного внимания у детей с задержкой психофизического развития предполагает выполнение заданий, в которых ребенок должен учиться преодолевать перцептивный конфликт. Это позволит ему лучше управлять собой и регулировать свою перцептивную, мнемическую и мыслительную деятельность.
This article is devoted to the study of the problem of overcoming perceptual conflict in the process of developing voluntary attention in children of senior preschool age with mental retardation. The emphasis is on the importance of the development of voluntary attention for the successful schooling of children with special needs. The article examines the concept of perceptual conflict and its influence on the development of voluntary attention in children with mental retardation. Perceptual conflict is seen as a contradiction between the need to focus attention on monochrome, gray objects that are important for activity and bright, colored background that distracts the child. A diagnostic technique was developed that used forms that reproduced the perceptual conflict between monochrome, gray objects that the child was instructed to look for and bright, colored background that attracted direct attention. The study was conducted on two groups of preschool children, 12 people each. One of the groups consisted of children with normal development, the other one consisted of children with delayed psychophysical development. The results obtained confirmed the hypothesis that perceptual conflict significantly impairs the work of children with delayed psychophysical development and has virtually no effect on children with normal development. Corrective work with teaching the child to overcome perceptual conflict significantly improved the indicators of voluntary attention in children with delayed psychophysical development. Hence the conclusion is drawn that the development of voluntary attention in children with delayed psychophysical development involves performing tasks in which the child must learn to overcome perceptual conflict. This will allow him to better manage himself and regulate his perceptual, mnemonic and mental activities.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.20323/2949-5954-2024-3-5-91
- eLIBRARY ID
- 75102136