В статье анализируются преимущества и проблемы, возникающие из-за использования генеративного искусственного интеллекта, в частности ChatGPT, при написании научных текстов. Методической основой исследования являлся анализ научных публикаций и обобщенный практический опыт применения систем генеративного искусственного интеллекта ChatGPT при написании научных статей. Проанализированы способы написания научных статей с использованием ChatGPT и возникающие при этом особенности работы с системами генеративного искусственного интеллекта. Показано, что ChatGPT – эффективный справочный и вспомогательный инструмент для написания научных статей, который имеет свои особенности практического применения и определенные риски использования таких систем.
Идентификаторы и классификаторы
Сегодня хорошо известны примеры эффективного использования технологий искусственного интеллекта (ИИ) для замены рутинных действий человека. Так было и раньше, когда новая техника облегчала работу людей в различных видах деятельности. Cфера науки, в данном случае, – не исключение. Поэтому в настоящее время становятся все более актуальным и доступным использование искусственного интеллекта в качестве инструмента оптимизации научной деятельности. Внедрение программных систем ИИ связано с желанием пользователей сократить время на выполняемые задачи, снизить монотонность работы [1].
Список литературы
1. Капустина Л.В., Ермакова Ю.Д., Калюжная Т.В. ChatGPT и образование: вечное противостояние или возможное сотрудничество? Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 10. - С. 119-132.
2. Гельман В.Я. Трансакционные расходы при подготовке научных публикаций / Экономика науки. - 2022. - № 2(8). - С. 118-124. https://doi.org/10.22394/2410-132X-2022-8-2-118-124.
3. Лим В. М., Гунасекара А., Паллант Дж. Л., Паллант Дж. И., Печенкина Е. Генеративный ИИ и будущее образования: Рагнарёк или реформация? Парадоксальная точка зрения преподавателей управленческого образования / Международный журнал управленческого образования. - 2023. - № 21(2). - С. 100790. DOI: 10.1016/j.ijme.2023.100790.
4. Ивахненко Е.Н, Никольский В.С. ChatGPT в высшем образовании и науке: угроза или ценный ресурс? Высшее образование в России. - 2023. - Т. 32. - № 4. - С. 9-22. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-4-9-22.
5. Лукинский И.С., Горшенева И.А., Сумина А.В. Использование искусственного интеллекта в качестве инструмента оптимизации научной деятельности: за и против / Психология и педагогика служебной деятельности. - 2023. - № 1. - С. 99-102. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-1-99-102.
6. Стриблинг Дж., Агуайо Д., Крон М. Рутер: Методология типичной унификации точек доступа и избыточности / Журнал невоспроизводимых результатов. - 2005. - Т. 49. - № 3. - С. 5.
7. Браун Т. и др. Языковые модели обучаются за несколько попыток / Достижения в области нейронных систем обработки информации. - 2020. - Т. 33. - С. 1877-1901.
8. Жуков А.Д. Генеративный искусственный интеллект в образовательном процессе: вызовы и перспективы / Вестник Московского государственного служащего университета культуры и искусств. - 2023. - №5 (115). - С. 66-75. http://doi.org/10.24412/1997-0803-2023-5115-66-75.
9. Халим А., Джаваид М., Сингх Р. П. Эпоха ChatGPT как значимого футуристического инструмента поддержки: исследование особенностей, возможностей и проблем / Труды BenchCouncil по эталонным показателям, стандартам и оценкам. - 2022. - Т. 2. - № 4. - С. 100089. DOI: 10.1016/j.tbench.2023.100089.
10. Гельман В.Я. Денции в развитии научно-публикационной активности / Тенденция науки. - 2021. - № 3(7). - С. 188-194. https://doi.org/10.22394/2410-132X-2021-7-3-188-194.
11. Гельман В.Я. Проблемы формально-механистического подхода к выявлению плагиата в научных работах / Экономика науки. - 2020. - № 3(6). - С. 180-185. https://doi.org/10.22394/2410-132X-2020-6-3-180-185.
12. Лейзаренко Д., Лебедева К. ChatGPT: как пользоваться нейросетью и что она умеет / Тинькофф журнал. Электронный ресурс. – 2024. – URL: https://journal.tinkoff.ru/chatgpt.
13. Руководство для авторов / Elsevier. URL: https://www.elsevier.com/journals/artificial-intelligence-in-the-life-sciences/2667-3185/guide-for-authors.
14. Зелински К. и др. Чат-боты, ChatGPT и научные рукописи: Рекомендации WAME по ChatGPT и чат-ботам в отношении научных публикаций. 20 января 2023 г. URL: https://wame.org/page3.php?id=106.
15. Авторство и инструменты ИИ / Позиционные заявления COPE. 13.02.2023. URL: https://publicationethics.org/cope-position-statements/ai-author.
16. Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта. 18 в. URL: https://ethics.a-ai.ru/assets/ethics_files/2023/05/12.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В публикации описывается проект «Умная Кухня», представляющий собой физический модуль, который взаимодействует с имеющейся в наличии линейкой умного дома, помогает подбирать рецепты и проверяет возможность приготовления того или иного блюда, проверяя наличие продуктов и кухонного оборудования каждого отдельного пользователя. Проект из учебного со временем перерос в коммерческий, поэтому представляет практический интерес для системы высшего образования и решает вопросы профессиональной адаптации: от студентов до сотрудников ITкомпаний.
В статье рассматривается исследование, в ходе которого была разработана методика преподавания черчения с применением технологии дополненной реальности. В результате применения данной технологии в методике выявлено повышение уровня наглядности и вовлечённости учащихся в процесс обучения.
В статье рассматривается понятие профессиональной устойчивости как ключевой характеристики выпускника среднего профессионального образования (СПО) в условиях быстро меняющегося рынка труда и технологий. Автором выделены три основных фактора, воздействующие на подготовку кадров в долгосрочном контексте: скорость развития технологий, влияние генеративного искусственного интеллекта и необходимость воспитания личности будущего профессионала. В качестве решения предлагается смещение фокуса профессионального образования с формирования компетенций на развитие профессиональной устойчивости, что позволит выпускникам более эффективно адаптироваться к изменениям в профессиональной среде.
В статье рассмотрен цифровой фильтр Гильберта, который является важным инструментом в обработке сигналов и находит широкое применение в различных областях науки и техники, включая радиолокацию, телекоммуникации, медицинскую диагностику. Вопрос о выборе порядка цифрового фильтра Гильберта остается открытым, и на данный момент нет универсального критерия для определения оптимального порядка фильтра. Предложено осуществлять выбор порядка фильтра, основываясь на сравнении гистограмм, которые традиционно используют для описания статистической структуры сигналов
Достоверность и обоснованность решений об уровне подготовленности испытуемых, принимаемых по результатам компьютерного тестирования, существенно зависит от качества тестов. Чтобы обеспечить требуемое качество компьютерного теста, методы, обеспечивающие адекватность тестирования и достоверность его результатов, должны быть включены в процесс создания теста. В статье рассмотрены инструменты конструирования компьютерных тестов, обеспечивающие требуемое качество процесса тестирования.
Статья посвящена анализу нового направления доказательного образования – прогнозированию образовательных результатов, которая стала возможной с развитием инструментов искусственного интеллекта. Рассмотрена проблематика прогнозирования образовательных результатов в ретроспективе, современное состояние, аналитика отечественных и международных исследований, потенциал данного направления и практическое применение. Проанализировано проблемное поле прогнозирования образовательных результатов с помощью инструментов искусственного интеллекта и предложены способы интеграции подобных решений в систему общего образования.
В статье рассказывается об использовании среды Jupyter Lab для развития навыков реализации методов машинного обучения у специалистов по информационной безопасности. Результаты дают представление о том, как среда Jupyter Lab может стать эффективным инструментом развития навыков специалистов по информационной безопасности, позволяя им выполнять анализ данных, разрабатывать и тестировать алгоритмы и модели, а также автоматизировать рутинные задачи по обеспечению безопасности. В качестве примера приведен анализ результатов решения задач бинарной и многоклассовой классификации вторжений в сетевой трафик с использованием набора данных UNSW-NB15.
В статье рассмотрены вопросы устойчивости распределенных систем автоматического управления и запаздывания сигналов в виртуальном сетевом пространстве. Рассмотрены типовые характеристические уравнения и вычислены их корни в зависимости от запаздывания. Результаты вычислений подтверждены моделированием в среде Matlab.
В статье рассматривается проблематика разработки модели информационно-технологического обеспечения подготовки специалистов по землеустройству, направленной на формирование и развитие профессиональных компетенций, включая ПК-5 «Способен проводить исследования, делать анализ, предложения по совершенствованию землеустроительных и кадастровых работ». Обсуждаются информационные системы, методы и технологии для анализа, управления и обработки данных о земельных ресурсах. Анализируется эффективность этих инструментов и их соответствие образовательным стандартам Российской Федерации.
Статья посвящена вопросам создания современной цифровой среды образовательной организации и подготовки кадров для цифровой экономики. Анализируются стандарты, которые могут быть включены в профиль требований цифровой информационной среды образовательной организации.
Виртуальная реальность предоставляет учащимся полезный и увлекательный опыт. Она открывает новые возможности, так как преодолела технические барьеры, которые ранее мешали ей получить широкое признание среди исследователей и потребителей. Иммерсивная виртуальная реальность благодаря своим техническим возможностям мотивирует преподавателей переходить от компьютеров к шлемам виртуальной реальности. Одним из ограничивающих успешность обучения факторов является недостаточная настраиваемость персонализации обучения. В статье приведены способы обучения под обучаемого, повышая тем самым его мотивацию и результативность.
В статье рассматриваются вопросы организации электронного документооборота в органах государственного управления. Обозначается наличие проблемы правового регулирования использования информационных технологий субъектами государственной власти, отмечается необходимость формирования адекватной правовой основы для сферы юридически значимого электронного документооборота и обеспечения его безопасности.
Издательство
- Издательство
- ФИЦТО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 115054, Москва, ул.Валовая, 21, к. 125
- Юр. адрес
- 115093, Москва, ул. Люсиновская, д. 51,
- ФИО
- Молотков Александр Борисович (И.о. директора)
- E-mail адрес
- info@ficto.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 0099888
- Сайт
- https://ficto.ru/