Проблема повсеместного распространения принципов технократизма в образовании при формировании личности привела к тому, что в нынешних условиях общество получает человека, хорошо обученного выполнению своих профессиональных обязанностей, но при этом не обладающего нравственными, этическими и моральными установками. Для противодействия данным негативным тенденциям, по мнению многих ученых, нужно реализовывать идею гуманитаризации в образовании, которая во главу угла ставит превалирование гуманного над технократическим. В статье отражена значимость идеи гуманитаризации для науки, социума, конкретной личности; описано то, какие глобальные последствия она влечет за собой относительно функционирования общества; приведено объяснение о сходстве и различии в понимании терминов «гуманизация» и «гуманитаризация». Также рассмотрены различные варианты определений понятия «гуманитаризация» за авторством таких исследователей как Л. И. Середы и Д. Л. Матухина, характеризующих её как форму организации процесса обучения; А. Р. Нуриевой и С. Р. Сафиной, подчеркивающих особую направленность гуманитаризации на передачу знаний о людях в целом, и человеке в частности, о том, что делает людей людьми; З. И. Тюмасевой, Е. Н. Богданова, Н. П. Щербак, отмечающих роль понятия в противостоянии идеологии сциентизма, а также важность соблюдения равновесия между долями политехнического и гуманитарного знаний; А. С. Воронина, заостряющем внимание на решении социальных проблем со стороны гуманитаризации. В исследовании проанализированы публикации из различных областей научного знания, отражающие в том или ином виде сущность идеи гуманитаризации. Среди них: науки об образовании; философия, этика, религиоведение; языкознание и литературоведение; социологические науки; психологические науки; история и археология; экономика и бизнес; искусствоведение; СМИ (медиа) и массовые коммуникации; прочие социальные науки. В заключении сделаны выводы о сущности идеи гуманитаризации в образовании, подведены итоги исследовательской работы.
Идентификаторы и классификаторы
Из-за наблюдающихся в последнее время технократических тенденций в сфере образования, когда приоритет при формировании личности сводится к успешному выполнению ей своих профессиональных задач безотносительно того, как данные действия согласуются с общечеловеческими понятиями о морали и нравственности, возникла ост рая потребность в использовании идеи гуманитаризации в педагогическом процессе.
Список литературы
1. Асташова, Н. Д. Гуманитаризация экономической теории / Н. Д. Асташова. - Текст: электронный // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2023. - № 496. - С. 89-96. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gumanitarizatsiya-ekonomicheskoy-teorii. EDN: CYKLQV
2. Вампилова, Л. Б. Основные этапы формирования физико-географического направления исторической географии / Л. Б. Вампилова, А. А. Соколова. - Текст: электронный // Псковский регионологический журнал. - 2020. - № 2 (42). - С. 71-86. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-etapy-formirovaniya-fiziko-geograficheskogo-napravleniya-istoricheskoy-geografii. EDN: TVLFDA
3. Воронин, А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А. С. Воронин. - Текст: электронный // URL: https://study.urfu.ru/Aid/Publication/415/1/Voronin_v.pdf.
4. Дзятковская, Е. Н. Образовательная среда: задача гуманизации и гуманитаризации / Е. Н. Дзятковская. - Текст: электронный // Современное педагогическое образование. - 2020. - № 11. - С. 11-16. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-sreda-zadacha-gumanizatsii-i-gumanitarizatsii. EDN: PVHNRB
5. Зияев, Ф. С. Гуманизм в медицине - это уважение к личности через милосердие и сострадание / Ф. С. Зияев, А. Я. Холбеков. - Текст: электронный // Academic research in educational sciences. - 2022. - № 1. - С. 85-88. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gumanizm-v-meditsine-eto-uvazhenie-k-lichnosti-cherez-miloserdie-i-sostradanie.
6. Кальва, И. С. Особенности формирования ценностного мира молодого поколения инженеров в информационную эпоху / И. С. Кальва, Т. В. Дягилева. - Текст: электронный // Вестник ЧелГУ. - 2021. - № 2 (448). - С. 76-84. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-tsennostnogo-mira-molodogo-pokoleniya-inzhenerov-v-informatsionnuyu-epohu. EDN: UOOEGD
7. Козлова, О. В. Культурологические проблемы развития естественнонаучного мышления / О. В. Козлова, Д. Н. Христенко. - Текст: электронный // Ученые записки НовГУ. - 2021. - № 6 (39). - С. 727-731. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturologicheskie-problemy-razvitiya-estestvennonauchnogo-myshleniya. EDN: GOUJYU
8. Краснопольская, А. П. Гуманитаризация образования и современные арт-практики / А. П. Краснопольская. - Текст: электронный // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. - 2020. - № 1 (830). - С. 257-266. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gumanitarizatsiya-obrazovaniya-i-sovremennye-art-praktiki. EDN: SYWHRM
9. Матухин, Д. Л. Концепция гуманизации и гуманитаризации инженерного образования / Д. Л. Матухин. - Текст: электронный // Вестник ТГПУ. - 2013. - № 9 (137). - С. 32-36. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-gumanizatsii-i-gumanitarizatsii-inzhenernogo-obrazovaniya. EDN: RQCJWN
10. Нуриева, А. Р. Принцип гуманизации в педагогическом образовании / А. Р. Нуриева, С. Р. Сафина. - Текст: электронный // Наука сегодня: факты, тенденции, прогнозы: материалы международной научно-практической конференции, Вологда, 28 июня 2017 года / Научный центр “Диспут”. Том Часть 2. - Вологда: ООО “Маркер”. - 2017. - С. 80-81. - URL: item.asp?id=29734373. EDN: ZARPPH
11. Овагимян, Н. А. Некоторые особенности функционирования метафоры в научно-популярном дискурсе (на материале англоязычных научно-популярных фильмов) / Н. А. Овагимян. - Текст: электронный // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. - 2020. - № 7 (836). - С. 144-155. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-osobennosti-funktsionirovaniya-metafory-v-nauchno-populyarnom-diskurse-na-materiale-angloyazychnyh-nauchno-populyarnyh. EDN: YOQWVO
12. Рябчикова, Е. П. Поиски основ новой парадигмы общего музыкального образования / Е. П. Рябчикова. - Текст: электронный // Нижегородское образование. - 2022. - № 3. - С. 42-48. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poiski-osnov-novoy-paradigmy-obschego-muzykalnogo-obrazovaniya. EDN: FFVSLL
13. Сираева, М. Н. О соотношении понятий “гуманизация образования” и “гуманитаризация образования” / М. Н. Сираева. - Текст: электронный // Вопросы методики преподавания в вузе. - 2022. - № 3. - С. 8-21. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-sootnoshenii-ponyatiy-gumanizatsiya-obrazovaniya-i-gumanitarizatsiya-obrazovaniya. EDN: XCYZCR
14. Словарь-справочник современного общего образования: акмеологические, валеологические и экологические тайны / З. И. Тюмасева, Е. Н. Богданов, Н. П. Щербак. - СПб: Питер, 2004. - 464 с. - Текст: непосредственный. EDN: SDESGF
15. Степанова, Г. Б. Студенты о гуманитарных науках и технократическом мышлении / Г. Б. Степанова. - Текст: электронный // Знание. Понимание. Умение. - 2020. - № 4. - С. 145-157. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/studenty-o-gumanitarnyh-naukah-i-tehnokraticheskom-myshlenii. EDN: MWPJZV
16. Sereda, L. I. Personal development potential of the German language textbook for the Institute of railway transport / L. I. Sereda. - Текст: электронный // ARPHA Proceedings 4: TSNI 2021 - Textbook: Focus on students’ national identity. - 2021. - C. 780-794. - URL: https://ap.pensoft.net/article/22803/. EDN: BPWCYQ
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена рассмотрению специфического феномена современности - клипового мышления у молодого поколения. Преобладание поверхностного и фрагментарного мышления, трудности концентрации внимания, доминирующий визуальный канал запоминания информации, интеллектуальная лень, низкий уровень критического анализа поступающей информации - важные составляющие клипового мышления обучающихся. В статье раскрываются факторы, влияющие на развитие клипового мышления, положительные и отрицательные стороны данного феномена, анализируются признаки клипового мышления у обучающихся.
Особую сложность для обучающихся с клиповым типом мышления представляет изучение иностранного языка, ввиду того, что любой язык - это сложная система, которую нельзя познать фрагментарно, он требует глубокого усвоения и понимания языковых явлений во всей их полноте и взаимосвязи. От учителя требуется особый подход к организации учебного процесса по иностранному языку: использование адекватных приемов, методов и средств обучения, которые позволят приспособиться к особенностям клипового мышления обучающихся, используя сильные стороны данного феномена. В статье приведены некоторые методические рекомендации по организации процесса обучения иностранному зяыку с учетом клипового мышления обучающихся.
Статья посвящена актуальной проблеме обучения технике чтения учащихся младших классов с признаками дислексии на материале английского языка и рассматривает влияние данного распространенного речевого расстройства на обучение иностранному языку.
В работе рассмотрены педагогические подходы к обучению детей с дислексией, отмечена необходимость индивидуализации методов обучения, целенаправленной адаптации учебных материалов и интеграции различных образовательных технологий. Исследование опирается на данные психолого-педагогических исследований, указывающих на специфические трудности, которые испытывают дети с дислексией.
Методология исследования включает анализ существующих дидактических подходов к обучению чтению. Статья предлагает разработку эффективной методической модели, которая будет способствовать улучшению навыков чтения у детей с дислексией.
В результате работы предлагаются рекомендации для педагогов, работающих с детьми, проявляющими признаки дислексии. Эти рекомендации направлены на организацию коррекционно-развивающей работы, что поможет создать более эффективную методическую модель обучения технике чтения на уроках английского языка.
Проблема формирования «ответственного родительства» в современной педагогической теории и практике приобретает особую актуальность. В связи с попытками внешних западно-европейских и американских влияний разрушить традиционные российские устои семьи сегодня требуется более пристальное внимание к работе, которая проводится с родительской общественностью в области просвещения, методического сопровождения молодых семей и семей с опытом воспитания одного или нескольких детей. Имеющийся в истории педагогики задел в области работы с родителями (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили) позволяет проанализировать теоретические основания дискурса в области ценностных приоритетов современной семьи. В статье рассматривается феномен «ответственное родительство» в ракурсе историко-педагогических предпосылок его зарождения. Показано, как повлиял опыт прошлого на развитие данного явления в последующие периоды истории педагогики. Приведены примеры жизнедеятельности оренбургского дворянства, купечества, представителей более низких сословий, подтверждающие определенный «раскол» на рубеже XIX-XX столетия в позиции родителей по отношению к воспитанию подрастающего поколения: авторитарные родители и «осознанные», «ответственные» родители, которых в тот период называли еще просвещенными родителями.
Развитие читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста с помощью игр-путешествий представляет собой актуальное направление педагогической деятельности, направленное на формирование любви к чтению и литературе среди дошкольников. Работа акцентирует внимание на важности использования игр-путешествий как эффективного инструмента создания увлекательного образовательного процесса. Исследуются результаты применения игр-путешествий в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста, анализируются положительные эффекты от внедрения данного метода в образовательный процесс. Подчеркивается значимость подобных подходов для всестороннего развития личности ребенка и подготовки его к дальнейшему обучению в школе.
В статье раскрываются понятия «игры-путешествия», «читательский интерес», описываются структурные компоненты игр-путешествий, приводятся факторы формирования читательского интереса. Особое внимание уделяется практическим аспектам организации игр-путешествий, их влиянию на развитие познавательной активности и творческих способностей детей. Приводятся примеры конкретных игр-путешествий, направленных на повышение мотивации к чтению и углубленное понимание литературных произведений. Результаты исследования подтверждают высокую эффективность игр-путешествий в формировании устойчивого интереса к чтению у дошкольников.
Статья создана с целью рассмотрения актуальности использования сюжетно-ролевой игры как средства ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста.
При изучении теоретического материала было определено, что о ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста говорится в целом ряде нормативных документов. Одним из векторов работы, указанных в Федеральной образовательной программе дошкольного образования, является «Социально-коммуникативное развитие», нацеленное на то, чтобы сформировать у ребенка положительное отношение к труду. В соответствии с целевыми ориентирами ранняя профориентация воспитанников - важная задача профессионального воспитания на этапе завершения дошкольного детства.
Сюжетно-ролевые игры играют важную роль в процессе ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста. В данной статье рассматриваются механизмы воздействия сюжетно-ролевых игр на формирование у детей представлений о профессиях, а также развитие социальных навыков и готовности к взаимодействию в будущем. Обсуждаются возможности создания игрового пространства, в котором дети могут не только познавать различные профессии, но и практиковать профессиональные действия, что способствует более глубокому пониманию их роли в обществе. Акцент делается на том, как такие игры помогают детям осознанно подходить к выбору будущей профессии, развивая их любознательность и интерес к миру взрослых.
На основании впервые вводимого в научный оборот документального материала (документы из фондов Научного архива РАО, архивной коллекции ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики»), предлагается реконструкция деятельности выдающегося тифлопедагога и ученого Бориса Игнатьевича Коваленко в годы его работы в НИИ дефектологии АПН РСФСР.
Описаны основные направления и результаты его трудов с 1944 по 1946 год в области работы с военноослепшими, трудового обучения слепых детей, общих вопросов организации их образования, воспитания и обучения слабовидящих. В приложении впервые публикуется автобиография Б. И. Коваленко и ряд архивных документов, связанных с его работой в НИИ дефектологии АПН РСФСР.
Статья является откликом на выход в свет книги «Блокадная педагогика» (авторы - И. А. Колесникова, Н. В. Груздева, Л. В. Дербилова. - СПб: Издательство «Росток», 2022. - 556 с.). Представлены авторские размышления о подходах в изучении многогранного феномена блокадной педагогики, об общности приемов педагогической деятельности блокадных учителей в работе с учениками.
В ситуации отсутствия необходимых и привычных в мирное время средств обучения, устное слово учителя становилось едва ли не единственным педагогическим инструментом. От того, насколько блокадный педагог им владел, зависело очень многое. Длительные пересказы педагогами на память и чтение фрагментов литературных произведений (словесная наглядность) происходили на фоне общего возрастания значения книжной культуры в жизни, как детей, так и педагогов. Книга становилась не только средством ухода от безжалостной реальности, но и моральным мерилом, возможностью обретения духовной опоры.
В статье раскрывается содержание издательской, просветительской и методической работы известного российского деятеля культуры и педагога Флорентия Федоровича Павленкова (1839-1900). Основное внимание уделено периоду его пребывания в ссылке в губернском городе Вятка, а также в уездном городке Вятской губернии Яранске. Показана значимость его подвижнических усилий по развитию просвещения в российской провинции во второй половине XIX в. на примере Вятской губернии. Уделяется внимание характеристике его творческих связей с местной интеллигенцией. Рассказывается о деятельности всероссийской общественной организации под названием «Содружество Павленковских библиотек», объединяющей библиотеки, носящие имя Ф. Ф. Павленкова. Статья подготовлена в связи со 185-летием со дня рождения Павленкова.
Перед Вами завершающий номер журнала в 2024 году. Как всегда, тема тика статей посвящена наиболее значимым направлениям развития наук об образовании. Отмечу, что спектр публикаций достаточно обширен: от персоналистики до методики преподавания отдельных дисциплин.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/