ISSN 2078-7081
Языки: ru · en

Статья: ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ К РАБОТЕ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА (2024)

Читать онлайн

Статья посвящена проблеме подготовки будущих педагогов-дефектологов к работе по стимулированию развития речи у детей с синдромом Дауна. Социальный заказ на подготовку дефектологов определяет задачу подготовки многофункционального специалиста, способного проводить диагностику и коррекционно-педагогическую работу с детьми с синдромом Дауна и их семьями на базе учреждений образования, социальной защиты и здравоохранения, как одну из приоритетных для системы высшего образования. Современный подход к стимулированию речевой активности детей с синдромом Дауна основан на учете особенностей психологического и физического развития, индивидуальных особенностей и склонностей детей данной категории. Коррекционно-педагогическая работа включает в себя несколько этапов стимулирования речевого развития: доречевой этап и этап речевого развития. На доречевом этапе стимуляция речевого развития у детей с синдромом Дауна. На этапе речевого развития у детей формируются следующие навыки: произношение и понимание слов, словосочетаний и предложений; устное выражение своих чувств, эмоций и физических потребностей; выражение мыслей о поступках людей, животных, сказочных персонажей в устной форме; грамматически правильная речь. Поскольку детям с синдромом Дауна требуется значительное время для овладения различными навыками, процесс коррекции продолжается только после того, как результаты каждого этапа будут качественно закреплены. Формирование компетенций у будущих педагогов-дефектологов осуществляется через приобретение практического опыта путем непосредственного «погружения» в деятельность специалистов, работающих с детьми с синдромом Дауна. В результате приобретения практического опыта будущий специалист овладевает навыками планирования, проектирования, разработки и реализации программ индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна. Вариативность форм и методов обучения во время стажировки позволяет будущим педагогам-дефектологам решать профессиональные задачи, совершенствовать навыки анализа и самоанализа, развивать умение планировать и организовывать индивидуальную и фронтальную коррекционную работу, взаимодействовать с людьми с ограниченными возможностями и их родителями. Практический опыт работы позволяет проявиться личностным качествам будущих специалистов, помогает им понять и реализовать свои достижения в приобретении будущей специальности, а также способствует формированию профессионально значимых компетенций.

The article is devoted to the problem of preparing future teachers-defectologists to work on stimulating the development of speech in children with Down syndrome. The social order for the training of defectologists defines the task of training a multifunctional specialist capable of diagnosing and carrying out correctional pedagogical work with children with Down syndrome and their families on the basis of educational, social protection and healthcare institutions as one of the priorities for the higher education system. The modern approach to stimulating the speech activity of children with Down syndrome is based on taking into account the specific psychological and physical development, individual characteristics and inclinations of children in this category. Correctional pedagogical work includes several stages of stimulating speech development: the pre-speech stage and the stage of speech development. At the pre-speech stage, stimulation of speech development in children with Down syndrome is carried out using such expressive non-speech means of communication as gaze, facial expressions, gestures, intonation, timbre, and voice volume. At the stage of speech development, children develop the following skills: pronunciation and understanding of words, phrases and sentences; verbally expressing your feelings, emotions, and physical needs; expressing thoughts about the actions and actions of people, animals, fairy-tale characters in verbal form; grammatically correct speaking. Since children with Down syndrome require considerable time to master various skills, the correction process continues only after the results of each stage have been qualitatively consolidated. The formation of competencies in future teachers-defectologists is carried out through the acquisition of practical experience through direct «immersion» in the activities of specialists working with children with Down syndrome. As a result of gaining practical experience, the future specialist masters the skills of planning, designing, developing and implementing programs for individual psychological and pedagogical support for children with Down syndrome, taking into account the structure of the defect, the current state and potential capabilities of the children. The variability of forms and methods of training during the internship allows future teachers-defectologists to solve professional problems, improve analysis and self-analysis skills, develop the ability to plan and organize individual and frontal correctional work, and interact with people with disabilities and their parents. Practical work experience allows the personal qualities of future specialists to manifest themselves, helps them understand and realize their achievements in acquiring a future specialty, and contributes to the formation of professionally significant competencies.

Ключевые фразы: обучение, учителя-дефектологи, СТИМУЛЯЦИЯ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ, дети с синдромом дауна, training, teachers-defectologists, stimulation, speech development, children with down syndrome
Автор (ы): Алпатова Н. С., Охотникова Е. С.
Журнал: СОЦИОСФЕРА

Идентификаторы и классификаторы

УДК
378.14. Организация учебной работы
Для цитирования:
АЛПАТОВА Н. С., ОХОТНИКОВА Е. С. ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ К РАБОТЕ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА // СОЦИОСФЕРА. 2024. № 1
Текстовый фрагмент статьи