ISSN 2949-5113 · EISSN 2949-5105
Язык: ru

Статья: Обретая символ: обзор исследований символа и символизации в детской психологии (2025)

Читать онлайн

Цель. Анализ наиболее значимых теоретико-экспериментальных исследований символа и символизации в отечественной и зарубежной детской психологии.
Процедура и методы. Анализ осуществлялся в рамках методологии деятельностного подхода в психологии, а также культурно-исторической концепции. Материалом для анализа и обобщения выступили психологические исследования, посвящённые проблеме символизации в разные периоды детства, раскрытию возможностей и функций символа в различных сферах личности детей.
Результаты. Выявлена возрастная динамика развития способности к символизации, показано, что периодом начала становления способности к символизации является уже ранний возраст. На протяжении последующих периодов прослеживаются качественные изменения в способности детей ориентироваться на символ. Показано, что потенциалы символа как средства развития познавательной, социальной и эмоциональной сфер личности детей намного превышают потенциалы знака.
Теоретическая и/или практическая значимость. Обобщён материал по проблеме символизации в детской психологии. Подчёркивается необходимость включения работы с символом в комплексную психолого-педагогическую работу с детьми.

Ключевые фразы: символ, знак, символизация, символические средства, СМЫСЛ
Автор (ы): Подзорова Елена Леонидовна
Журнал: Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
159.922. Особенности психики. Сознание. Психическое развитие человека. Дифференциальная психология. Генетическая психология. Психология развития
Префикс DOI
10.18384/2949-5105-2025-1-6-22
Для цитирования:
ПОДЗОРОВА Е. Л. ОБРЕТАЯ СИМВОЛ: ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ СИМВОЛА И СИМВОЛИЗАЦИИ В ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ // ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРОСВЕЩЕНИЯ. СЕРИЯ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2025. 2025 / №1
Текстовый фрагмент статьи