Цель. Анализ наиболее значимых теоретико-экспериментальных исследований символа и символизации в отечественной и зарубежной детской психологии.
Процедура и методы. Анализ осуществлялся в рамках методологии деятельностного подхода в психологии, а также культурно-исторической концепции. Материалом для анализа и обобщения выступили психологические исследования, посвящённые проблеме символизации в разные периоды детства, раскрытию возможностей и функций символа в различных сферах личности детей.
Результаты. Выявлена возрастная динамика развития способности к символизации, показано, что периодом начала становления способности к символизации является уже ранний возраст. На протяжении последующих периодов прослеживаются качественные изменения в способности детей ориентироваться на символ. Показано, что потенциалы символа как средства развития познавательной, социальной и эмоциональной сфер личности детей намного превышают потенциалы знака.
Теоретическая и/или практическая значимость. Обобщён материал по проблеме символизации в детской психологии. Подчёркивается необходимость включения работы с символом в комплексную психолого-педагогическую работу с детьми.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.18384/2949-5105-2025-1-6-22
В своих многочисленных исследованиях Дж. С. ДеЛоаш изучала понимание детьми изображений, видеоизображений, моделей реальных предметов и пространства комнаты. Где всё перечисленное представлялось именно как символические средства, с помощью которых дети (раннего и дошкольного возраста) решали различные практические задачи (например, поиск игрушки в реальной комнате по модели этой комнаты). Во всех исследованиях Дж. С. ДеЛоаш и её соавторы приходили к выводу о том, что есть определённые возрастные ограничения в возможности использования детьми символов, понимания символического значения предметов-заместителей и использование их для решения задач И это возраст 3 года [24].
Список литературы
1. Баянова Л. Ф. О психологическом изучении взаимодействия ребёнка и культурного правила // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2014. № 2. С. 8-9.
2. Баянова Л. Ф., Веракса А. Н., Попова Р. Р. О регуляторных функциях дошкольников в контексте нормативной ситуации // Современное дошкольное образование. 2018. № 5 (87). С. 4-15. https://doi.org/10.24411/1997-9657-2018-00017.
3. Брофман В. В., Мастеров Б. М., Текоева З. С. Терапия развитием: опосредствование и окно детских возможностей // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2022. № 4 (112). С. 32-49. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2022-4112-32-49.
4. Веракса А. Н. Развитие символизации в детском возрасте и диалектическое мышление // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2013. № 3 (33). С. 298-302.
5. Веракса А. Н., Якупова В. А., Мартыненко М. Символическое опосредствование в познавательной деятельности детей при освоении нового содержания (на примере физических явлений) // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2015. № 3-4. С. 176.
6. Веракса Н. Е. Диалектическое мышление: логика и психология // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 3. С. 4-12. https://doi.org/10.17759/chp.2019150301.
7. Коконцева Е. В. Взаимосвязь развития наглядно-образного мышления, способности к символическому опосредствованию и диалектического мышления у детей старшего дошкольного возраста // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2014. № 2. С. 114.
8. Крейцер А. В. Л. С. Выготский: знак против символа // Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 11. С. 79-82.
9. Лебедева Т. А. Символ как средство развития ценностно-смысловых представлений дошкольников // Психологическая наука и образование. 2011. Т. 3. № 2. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n2/41674.shtml (дата обращения: 12.03.2022).
10. Неустроева Е. А. Использование символического потенциала скульптуры в контексте развития творческих способностей детей дошкольного возраста // Педагогика искусства. 2014. № 2. С. 96-100.
11. Овчарова Р. В., Мельникова Н. В. Нравственное развитие ребёнка в дошкольном возрасте на основе освоения базисных этических понятий // Вестник Курганского государственного университета. 2010. № 2 (18). С. 26-30.
12. Перегуда С. Н. Символ и смысл как основа нейропсихологической коррекции // Научный журнал. 2019. № 4 (38). С. 89-101.
13. Перегуда С. Н., Реброва Е. А. Схема проведения коррекционно-развивающего занятия в смысловой нейропсихологии // Научный журнал. 2020. № 1 (46). С. 76-79.
14. Подзорова Е. Л. Исследование особенностей эмоционально-образного предвосхищения в дошкольном возрасте при решении познавательных заданий // Психологическая наука и образование. 2007. Т. 12. № 5. С. 182-192.
15. Поляков А. М. Методика изучения развития символической функции сознания // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 2. С. 59-68. https://doi.org/10.17759/chp.2016120206.
16. Поляков А. М. Развитие сознания в контексте проблемы знакового и символического опосредствования // Культурно-историческая психология. 2022. Т. 18. № 2. С. 4-12. https://doi.org/10.17759/chp.202218020.
17. Потанина Л. Т. Образно-символическое мышление как средство развития ценностно- смысловой сферы личности // Вестник Забайкальского государственного университета. 2012. № 11. С. 38-43.
18. Салмина Н. Г., Звонова Е. В., Цукарзи А. Э. Символическая функция в структуре сознания // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2019. № 3. С. 122-140. https://doi.org/10.11621/vsp.2019.03.124.
19. Фёдоров Н. А. Психологические потенциалы символа // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2012. № 2. С. 24-30.
20. Цветков А. В. Символ. Обучение. Деятельность. М.: Издательство Московского государственного областного университета, 2011. 312 с.
21. Шиян О. А. Культурно-историческая традиция в исследовании и развитии творческих способностей дошкольников: детство как обещание // Современное дошкольное образование. 2021. № 3 (105). С. 4-23. https://doi.org/10.24412/1997-9657-2021-3105-4-23.
22. Шиян О. А., Баранова А. А. Детские нарративы как пространство проявления и способ диагностики творческих способностей старших дошкольников // Культурно-историческая психология. 2022. Т. 18. № 1. С. 50-59. https://doi.org/10.17759/chp.2022180105.
23. Apperly I. A., Williams E., Williams J. Three- to Four-Year-Olds’ Recognition That Symbols Have a Stable Meaning: Pictures Are Understood before Written Words // Child Development. 2004. № 5. P. 1510-1522. https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.2004.00754.x.
24. DeLoache J. Early Development of the Understanding and Use of Symbolic Artifacts // Wiley-Blackwell Handbook of Childhood Cognitive Development. 2010. № 1. P. 312-336. https://doi.org/10.1002/9781444325485.ch12.
25. Eskritt M., Walsh K. Executive Functioning and External Symbols: The Role of Symbolic Understanding and Psychological Distancing // The Journal of genetic psychology. 2021. Vol. 182. № 2. P. 116-121. https://doi.org/10.1080/00221325.2020.1869682.
26. Salsa A. M., Vivaldi R. A. Del Objeto Al Símbolo: Aspectos Cognitivos Y Sociales Del Conocimiento Infantil Sobre Las Imágenes // Interdisciplinaria: Revista de Psicología y Ciencias Afines. 2012. Vol. 29. № 1. P. 133-149.
27. Sheehan K. J., Ferguson B., Msall C. Forgetting and symbolic insight: Delay improves children’s use of a novel symbol // Journal of experimental child psychology. 2020. Vol. 192. P. 104744. https://doi.org/10.1016/j.jecp.2019.104744.
28. Vallotton C. D., Ayoub C. C. Symbols Build Communication and Thought: The Role of Gestures and Words in the Development of Engagement Skills and Social-emotional Concepts during Toddlerhood // Social Development. 2010. Vol. 19. № 3. P. 601-626. https://doi.org/10.1111/j.1467-9507.2009.00549.x.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель. Исследование актуальных проблем трудовой деятельности современных предпринимателей.
Процедура и методы. Выполнен обзор и теоретический анализ исследований предпринимательской деятельности в психологии труда. С помощью опросного метода, разработанной анкеты для изучения актуальных проблем предпринимателей проведено эмпирическое исследование 50 субъектов данного вида труда, представлены статистические данные и проанализированы полученные результаты.
Результаты. Проведённое исследование показало несоответствие между изучаемыми и описанными в научных источниках аспектами предпринимательства и реальными проблемами предпринимателей, с которыми они столкнулись в своей профессиональной деятельности. Установлено, что к наиболее актуальным проблемам относятся те, что связаны с профессиональным отбором и подбором квалифицированных кадров.
Теоретическая и/или практическая значимость заключается в формировании предметного поля, программ экспериментальных исследований актуальных проблем предпринимателей и создании основы для разработки эффективных программ поддержки и развития бизнеса.
Цель данной работы состоит в рассмотрении понятия «одарённость», его структуры и критериев выявления, а также определении специфики работы с одарёнными подростками.
Процедура и методы. Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы: анализ специальной литературы; изучение системы работы с одарёнными подростками, которое включает в себя ознакомление с психологическими особенностями и методическими приёмами работы с подобными детьми. В работе были использованы теоретические методы исследования, включающие в себя изучение и анализ методической и психолого-педагогической литературы по данной теме.
Результаты. На основании изучения научной литературы установлено, что однозначного, чёткого и точного определения понятия «одарённости» не существует. Вместе с тем в настоящее время одарённость определяется как процесс развития различных задатков, способностей и качеств личности. Результатами исследования послужили теоретические обоснования понятия «одарённость», а также выявление качественных стратегий и подходов в психолого-педагогическом сопровождении одарённых подростков.
Теоретическая и/или практическая значимость. Представленные в статье обобщённые данные расширяют научные представления в области психологии одарённости. Теоретическая значимость работы заключается в обогащении теории психолого-педагогического сопровождения новыми концептами сопровождения одарённых подростков. Практическая значимость работы состоит в том, что описанная специфика работы с одарёнными подростками может быть использована в работе при выявлении одарённых детей, их развитии и сопровождении.
Цель. Поиск взаимосвязи между вовлечённостью в использование мобильных технологий и восприятием подростками возможностей использования искусственного интеллекта (ИИ). Процедура и методы. В исследовании приняли участие 385 подростков в возрасте от 11 до 18 лет (50,9% – девочки). Использовались методика выявления форм использования мобильных устройств, шкала фаббинга, авторский опросник восприятия возможностей ИИ, методы описательного, сравнительного, корреляционного и факторного анализов.
Результаты. Исследование показало, что характер взаимодействия подростков с новыми цифровыми технологиями опосредован полом, этапом обучения и возрастом владения первым гаджетом. Выявлено, что вовлечённость подростка в использование гаджетов связана с восприятием более широкого спектра возможностей взаимодействия с технологиями ИИ.
Теоретическая и/или практическая значимость обусловлена возможностями учёта результатов при разработке программ сопровождения цифровой социализации школьников.
Цель данной работы заключается в изучении совладающего поведения выпускников школ в ситуации самоопределения.
Процедура и методы. Исследование проводилось на базе московских школ с участием 192 обучающихся выпускных классов в возрасте 16–17 лет. Использовались методики «Способы преодоления критических ситуаций» (Э. Хейм), «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (Н. Эндлер, Дж. Паркер и др.), методика Дембо-Рубинштейн (А. М. Прихожан), «Размышление о смысле жизни» (Х. Ниеми), тест «СЖО» Д. А. Леонтьева. Применялся программный пакет статистического анализа (SPSS 21.0) и разнообразные методы статистической обработки. Результаты. Установлено, что совладающее поведение выпускников школ выступает способом разрешения определённых проблем самоопределения. Позитивный ракурс совладания определяется его разнообразием и широтой репертуара, активностью, направленностью на проблемно чувствительные зоны отношений выпускников к себе и миру.
Теоретическая и/или практическая значимость. Расширяются научные представления об особенностях совладающего поведения выпускников школ в ситуации самоопределения. Результаты исследования могут быть использованы в программах психолого-педагогического сопровождения в данный период.
Цель. Выявление взаимосвязи педагогического консерватизма и механизмов психологической защиты.
Процедура и методы. В исследовании принял участие профессорско-преподавательский состав вузов России (Самара, Ульяновск, Башкортостан, Екатеринбург) в возрасте от 25 до 65 лет (средний возраст M=42,3; SD=8,7). В качестве диагностического инструментария использовались опросник «Оценка педагогического консерватизма» (И. Б. Авакян), методика «Диагностика типологий психологической защиты» (Р. Плутчик в адаптации Л. И. Вассермана, О. Ф. Ерышева, Е. Б. Клубовой и др.). В качестве статистических методов использовались одновыборочный критерий λ-Колмогорова-Смирнова, стандартизированный размер эффекта d-Коэна, непараметрический критерий ранговой корреляции rs – Спирмена, метод линейной регрессии. Результаты исследования. Установлена согласованность данных выборки с законом нормального распределения. Выявлена исключительно большая величина статистического эффекта неконструктивных защитных психологических механизмов (отрицание, вытеснение, регрессия, проекция, замещение, реактивное образование) и малая, средняя величины эффекта компенсации, интеллектуализации в динамичности состояния педагогического консерватизма преподавателя вуза. Обнаружены положительные связи между показателями педагогического консерватизма преподавателя вуза и механизмами психологической защиты. Выявлена линейная зависимость между уровнем педагогического консерватизма преподавателя вуза и механизмами психологической защиты. Результаты эмпирического исследования показали доминирование выраженности среднего и высокого уровня педагогического консерватизма преподавателя вуза на основе преобладания неконструктивных механизмов психологической зашиты, что позволяет рассматривать педагогический консерватизм как негативное явление, приводящее к состоянию профессиональной стагнации.
Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты в ходе проведённого исследования могут быть использованы для разработки программы профилактики и преодоления педагогического консерватизма через формирование психологической готовности к инновационным изменениям в системе высшего профессионального образования.
Цель. Изучение особенностей проявления самоотношения и уровня жизнестойкости у людей зрелого возраста с установленной во взрослом возрасте инвалидностью, проживающих самостоятельно и в стационарных учреждениях социального обслуживания.
Процедура и методы. Выборка состоит из двух групп испытуемых – по 30 человек с инвалидностью и без неё. Использованные методы: «Тест жизнестойкости» С. Мадди в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой; многомерный опросник исследования самоотношения (МИС) С. Р. Пантилеева; опросник «Потери и приобретения персональных ресурсов» (ОППР) Н. Водопьяновой, М. Штейн; Опросник «Потенциал самоизменений» личности В. Р. Манукян, И. Р. Муртазиной, Н. В. Гришиной; авторская анкета для сбора биографических данных. Использованы методы математической статистики.
Результаты исследования указывают на то, что показатели уровня жизнестойкости, компонентов самоотношения, индекса ресурсности и потенциала самоизменений у испытуемых с инвалидностью, проживающих самостоятельно и в стационарных учреждениях социального обслуживания, в целом сопоставимы. Выявлена также статистически достоверная связь между шкалой «Сумма потерь» и наличием у испытуемых инвалидности, т. е. этим людям свойственно больше негативных переживаний относительно потерянных ресурсов, что может происходить как вследствие инвалидизирующего заболевания, так и из-за сужения социальных контактов, ограничений в работе и активной жизнедеятельности.
Теоретическая и/или практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования при проектировании психо-коррекционных программ в реабилитационных центрах и учреждениях социальной политики.
Цель. Выявление факторов, влияющих на успешность социально-психологической адаптации женщин, заключивших брак с иностранцами.
Процедура и методы. Исследование проводилось на базе социальных сетей при помощи «Яндекс. Формы». Выборку составили 154 русскоязычные женщины, переехавшие в новую страну в связи с заключением брака с иностранцами, из них 74 опрошенных переехали в Россию и 80 – из России. Для решения поставленной задачи были использованы методики «Тест-опросник социально-психологической адаптации», «Опросник привязанности к близким людям», «Опросник межличностных отношений», «Опросник временной перспективы Зимбардо», «Шкала толерантности к неопределённости Баднера», «Оценка уровня притязаний», «Шкала ясности Я-концепции», «Шкала психологического благополучия», а также описательная статистика, корреляционный анализ с применением коэффициента корреляции Спирмена и факторный анализ.
Результаты исследования продемонстрировали различия в профилях адаптивности и адаптивности в выборке, что свидетельствует о сложной структуре социально-психологической адаптации мигрантов. На адаптивность влияют такие факторы, как самоактуализация, проактивность, мотивация, целостность личности, оценка уровня достижений («я могу»). Дезадаптивности способствуют следующие факторы: отсутствие осмысленности жизни, отсутствие эмоциональной стабильности и позитивной самооценки, значимость результата в структуре мотивации, мотивация на избегание неудач, поведение в близких отношениях, избегание вызовов из-за негативного опыта в прошлом.
Теоретическая и/или практическая значимость исследования заключается в уточнении представлений о факторах, влияющих на успешность социально-психологической адаптации женщин, заключивших брак с иностранцами. Полученные данные могут быть использованы практическими психологами и сотрудниками социальных служб для оказания адекватной помощи и поддержки.
Цель. Исследование межэтнического отношения коренных народов Якутии к мигрантамкиргизам.
Процедура и методы. Выбор объекта исследования обусловлен резким увеличением количества мигрантов из Киргизии на территории Якутии. Для проверки гипотезы о влиянии количества мигрантов на межэтнические отношения коренных народов к мигрантам, был проведён сравнительный анализ гетеростереотипов и социальной дистанции по трём условным зонам Якутии. Мeтoдики «Пpипиcывaниe кaчecтв» и «Шкaла coциaльнoй диcтaнции».
Результаты исследования показали, что в нашей выборке увеличение количества мигрантов не влияет на межэтническое отношение коренных народов к мигрантам. Эмоциональная модальность гетеростереотипов не меняется при изменении их количества. Небольшая вероятность вклада количества мигрантов присутствует в проявлении социальной дистанции. Теоретическая и/или практическая значимость заключается в определении оптимальности актуального количества мигрантов-киргизов как фактора, влияющего на социальную дистанцию и характер гетеростереотипов в Республике Саха (Якутия).
Цель. Теоретическое обоснование и эмпирическое подтверждение взаимосвязи экзистенциальной исполненности смысла жизни с профилем самоактуализации личности и личностной идентичностью.
Процедура и методы. В исследовании приняли участие 70 человек. Возраст испытуемых от 27 до 63 лет. Среди участников 52 женщины (74,3%) и 18 мужчин (25,7%). Использовались следующие методы: психодиагностические методы (методика диагностики экзистенциальной исполненности – «Шкала экзистенции, ESK». А. Лэнгле и К. Орглер в адаптации И. Н. Майниной, А. Ю. Васанова, опросник диагностики самоактуализации личности «САМОАЛ» Э. Шострома в адаптации Н. Ф. Калиной и методика исследования личностной идентичности «МИЛИ». Л. Б. Шнейдер, методы статистической обработки данных (U-критерий Манна-Уитни и коэффициент ранговой корреляции Ч. Спирмена).
Результаты. В результате исследования были получены данные о выраженности профиля самоактуализации, общий показатель стремления к самоактуализации растёт в зависимости от уровня экзистенциальной исполненности. Также выявлены многочисленные положительные корреляционные связи характеристик экзистенциальной исполненности с профилем самоактуализации личности. Дополнительно выявлена положительная взаимосвязь показателей личностной идентичности с характеристиками экзистенциальной исполненности. Для уточнения данных был проведён анализ типов личностной идентичности в разных группах по уровню экзистенциальной исполненности.
Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты исследования могут быть полезны в работе практических психологов в ходе составления коррекционных программ, связанных с решением вопросов потери смысла жизни, депрессий и кризиса, неудовлетворённостью жизнью или недостаточной реализованностью себя, выявлении причины неврозов и профилактики суицидов.
Издательство
- Издательство
- Просвет
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 141014, Московская область, г.Мытищи, ул.Веры Волошиной, д.24
- Юр. адрес
- 141014, Московская область, г.Мытищи, ул.Веры Волошиной, д.24
- ФИО
- Кокоева Ирина Александровна (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- info@guppros.ru
- Контактный телефон
- +7 (849) 5780094
- Сайт
- https://guppros.ru/