Цель. Изучение особенностей проявления самоотношения и уровня жизнестойкости у людей зрелого возраста с установленной во взрослом возрасте инвалидностью, проживающих самостоятельно и в стационарных учреждениях социального обслуживания.
Процедура и методы. Выборка состоит из двух групп испытуемых – по 30 человек с инвалидностью и без неё. Использованные методы: «Тест жизнестойкости» С. Мадди в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой; многомерный опросник исследования самоотношения (МИС) С. Р. Пантилеева; опросник «Потери и приобретения персональных ресурсов» (ОППР) Н. Водопьяновой, М. Штейн; Опросник «Потенциал самоизменений» личности В. Р. Манукян, И. Р. Муртазиной, Н. В. Гришиной; авторская анкета для сбора биографических данных. Использованы методы математической статистики.
Результаты исследования указывают на то, что показатели уровня жизнестойкости, компонентов самоотношения, индекса ресурсности и потенциала самоизменений у испытуемых с инвалидностью, проживающих самостоятельно и в стационарных учреждениях социального обслуживания, в целом сопоставимы. Выявлена также статистически достоверная связь между шкалой «Сумма потерь» и наличием у испытуемых инвалидности, т. е. этим людям свойственно больше негативных переживаний относительно потерянных ресурсов, что может происходить как вследствие инвалидизирующего заболевания, так и из-за сужения социальных контактов, ограничений в работе и активной жизнедеятельности.
Теоретическая и/или практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования при проектировании психо-коррекционных программ в реабилитационных центрах и учреждениях социальной политики.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.18384/2949-5105-2025-1-64-78
Именно высокий уровень самоотношения снижает интенсивность переживания проблем [17], в то время как низкие его показатели связаны с развитием депрессии [20]. Такие компоненты самоотношения, как самоуважение, аутосимпатия, ожидаемое отношение других, самоинтерес, самоуверенность, самопонимание и т. д. [13], возможность влиять на окружение для удовлетворения своих потребностей [3] будут слабее развиты при высоком уровне тревожности.
Список литературы
1. Адеева Т. Н., Тихонова И. В., Хазова С. А. Самоотношение как ресурс адаптации личности в ситуации ограниченных возможностей здоровья // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10. № 5. 13 с.
2. Бонкало Т. И., Гольцов А. В., Шмелева С. В. Особенности психологической адаптации инвалидов с поздним поражением опорно-двигательного аппарата // Вестник московского государственного областного университета. 2016. № 4. С. 2-7.
3. Булюбаш И. Д., Грознова Е. В. Факторы, определяющие психологическое благополучие пациентов с последствиями спинномозговой травмы // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2018. № 21 (3-4). С. 183-188.
4. Голубева И. В. Самоотношение как психологическое условие успешности самореализации лиц с ограниченными психофизическими возможностями // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2013. № 28. С. 140-145.
5. Ким Л. М. Специфика самоотношения инвалидов в процессе групповой работы: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2010. 22 с.
6. Клименко Е. Е. Психологические измерения жизненной перспективы в ситуации ограничения физических возможностей // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2015. № 1 (5). С. 70-73.
7. Кущ Е. А., Чеботарев С. С. Личностные ресурсы совладающего поведения людей с ограниченными возможностями // Вестник магистратуры. 2012. № 4. С. 63-66.
8. Леонтьев Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Учёные записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. 2002. № 1. С. 56-65.
9. Медведева Е. В. Взаимосвязь ценностно-смысловых ориентаций и жизнестойкости инвалидов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2008. № 2. С. 172-177.
10. Морозова И. В. Социально-психологическая адаптация личности, находящейся в условиях инвалидизирующего заболевания: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2008. 27 с.
11. Орлова М. М. Исследование качества жизни как системной характеристики ситуации болезни // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14. № 4-1. С. 83-89.
12. Пантилеев С. Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993. 32 с.
13. Петрова Н. Ф., Ляшова В. А. Особенности самоотношения личности с разным уровнем тревожности // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-4. С. 299-303.
14. Посохова С. Т., Соловьева С. Л. Настольная книга практического психолога. СПб.: Хранитель; Сова, 2008. 671 с.
15. Разуваева Т. Н., Локтева А. В., Гут Ю. Н. Модель психологического сопровождения лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Медицинская психология в России. 2020. T. 12. № 3. C. 10. https://doi.org/10.24412/2219-8245-2020-3-10.
16. Тагирова Р. А. Самоотношение как устойчивый компонент толерантного сознания // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 12. С. 143-147.
17. Coopersmith S. The antecedents of self esteem. Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press, Inc., 1967. 283 p.
18. Maddi S. R. Hardiness: An Operationalization of Existential Courage // Journal of Humanistic Psychology. 2004. Vol. 44. № 3. P. 279-298.
19. Maddi S. R., Khoshaba D. M. Hardiness and Mental Health // Journal of Personality Assessment. 1994. Vol. 63. № 2. Р. 265-274.
20. Pyszczynski T., Greenberg J. The Role of Self-Focused Attention in the Development, Maintenance, and Exacerbation of Depression // Self and Identity: Psychosocial Perspectives. Chichester, England: Wiley, 1987. P. 105-129.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель. Исследование актуальных проблем трудовой деятельности современных предпринимателей.
Процедура и методы. Выполнен обзор и теоретический анализ исследований предпринимательской деятельности в психологии труда. С помощью опросного метода, разработанной анкеты для изучения актуальных проблем предпринимателей проведено эмпирическое исследование 50 субъектов данного вида труда, представлены статистические данные и проанализированы полученные результаты.
Результаты. Проведённое исследование показало несоответствие между изучаемыми и описанными в научных источниках аспектами предпринимательства и реальными проблемами предпринимателей, с которыми они столкнулись в своей профессиональной деятельности. Установлено, что к наиболее актуальным проблемам относятся те, что связаны с профессиональным отбором и подбором квалифицированных кадров.
Теоретическая и/или практическая значимость заключается в формировании предметного поля, программ экспериментальных исследований актуальных проблем предпринимателей и создании основы для разработки эффективных программ поддержки и развития бизнеса.
Цель данной работы состоит в рассмотрении понятия «одарённость», его структуры и критериев выявления, а также определении специфики работы с одарёнными подростками.
Процедура и методы. Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы: анализ специальной литературы; изучение системы работы с одарёнными подростками, которое включает в себя ознакомление с психологическими особенностями и методическими приёмами работы с подобными детьми. В работе были использованы теоретические методы исследования, включающие в себя изучение и анализ методической и психолого-педагогической литературы по данной теме.
Результаты. На основании изучения научной литературы установлено, что однозначного, чёткого и точного определения понятия «одарённости» не существует. Вместе с тем в настоящее время одарённость определяется как процесс развития различных задатков, способностей и качеств личности. Результатами исследования послужили теоретические обоснования понятия «одарённость», а также выявление качественных стратегий и подходов в психолого-педагогическом сопровождении одарённых подростков.
Теоретическая и/или практическая значимость. Представленные в статье обобщённые данные расширяют научные представления в области психологии одарённости. Теоретическая значимость работы заключается в обогащении теории психолого-педагогического сопровождения новыми концептами сопровождения одарённых подростков. Практическая значимость работы состоит в том, что описанная специфика работы с одарёнными подростками может быть использована в работе при выявлении одарённых детей, их развитии и сопровождении.
Цель. Поиск взаимосвязи между вовлечённостью в использование мобильных технологий и восприятием подростками возможностей использования искусственного интеллекта (ИИ). Процедура и методы. В исследовании приняли участие 385 подростков в возрасте от 11 до 18 лет (50,9% – девочки). Использовались методика выявления форм использования мобильных устройств, шкала фаббинга, авторский опросник восприятия возможностей ИИ, методы описательного, сравнительного, корреляционного и факторного анализов.
Результаты. Исследование показало, что характер взаимодействия подростков с новыми цифровыми технологиями опосредован полом, этапом обучения и возрастом владения первым гаджетом. Выявлено, что вовлечённость подростка в использование гаджетов связана с восприятием более широкого спектра возможностей взаимодействия с технологиями ИИ.
Теоретическая и/или практическая значимость обусловлена возможностями учёта результатов при разработке программ сопровождения цифровой социализации школьников.
Цель данной работы заключается в изучении совладающего поведения выпускников школ в ситуации самоопределения.
Процедура и методы. Исследование проводилось на базе московских школ с участием 192 обучающихся выпускных классов в возрасте 16–17 лет. Использовались методики «Способы преодоления критических ситуаций» (Э. Хейм), «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (Н. Эндлер, Дж. Паркер и др.), методика Дембо-Рубинштейн (А. М. Прихожан), «Размышление о смысле жизни» (Х. Ниеми), тест «СЖО» Д. А. Леонтьева. Применялся программный пакет статистического анализа (SPSS 21.0) и разнообразные методы статистической обработки. Результаты. Установлено, что совладающее поведение выпускников школ выступает способом разрешения определённых проблем самоопределения. Позитивный ракурс совладания определяется его разнообразием и широтой репертуара, активностью, направленностью на проблемно чувствительные зоны отношений выпускников к себе и миру.
Теоретическая и/или практическая значимость. Расширяются научные представления об особенностях совладающего поведения выпускников школ в ситуации самоопределения. Результаты исследования могут быть использованы в программах психолого-педагогического сопровождения в данный период.
Цель. Выявление взаимосвязи педагогического консерватизма и механизмов психологической защиты.
Процедура и методы. В исследовании принял участие профессорско-преподавательский состав вузов России (Самара, Ульяновск, Башкортостан, Екатеринбург) в возрасте от 25 до 65 лет (средний возраст M=42,3; SD=8,7). В качестве диагностического инструментария использовались опросник «Оценка педагогического консерватизма» (И. Б. Авакян), методика «Диагностика типологий психологической защиты» (Р. Плутчик в адаптации Л. И. Вассермана, О. Ф. Ерышева, Е. Б. Клубовой и др.). В качестве статистических методов использовались одновыборочный критерий λ-Колмогорова-Смирнова, стандартизированный размер эффекта d-Коэна, непараметрический критерий ранговой корреляции rs – Спирмена, метод линейной регрессии. Результаты исследования. Установлена согласованность данных выборки с законом нормального распределения. Выявлена исключительно большая величина статистического эффекта неконструктивных защитных психологических механизмов (отрицание, вытеснение, регрессия, проекция, замещение, реактивное образование) и малая, средняя величины эффекта компенсации, интеллектуализации в динамичности состояния педагогического консерватизма преподавателя вуза. Обнаружены положительные связи между показателями педагогического консерватизма преподавателя вуза и механизмами психологической защиты. Выявлена линейная зависимость между уровнем педагогического консерватизма преподавателя вуза и механизмами психологической защиты. Результаты эмпирического исследования показали доминирование выраженности среднего и высокого уровня педагогического консерватизма преподавателя вуза на основе преобладания неконструктивных механизмов психологической зашиты, что позволяет рассматривать педагогический консерватизм как негативное явление, приводящее к состоянию профессиональной стагнации.
Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты в ходе проведённого исследования могут быть использованы для разработки программы профилактики и преодоления педагогического консерватизма через формирование психологической готовности к инновационным изменениям в системе высшего профессионального образования.
Цель. Выявление факторов, влияющих на успешность социально-психологической адаптации женщин, заключивших брак с иностранцами.
Процедура и методы. Исследование проводилось на базе социальных сетей при помощи «Яндекс. Формы». Выборку составили 154 русскоязычные женщины, переехавшие в новую страну в связи с заключением брака с иностранцами, из них 74 опрошенных переехали в Россию и 80 – из России. Для решения поставленной задачи были использованы методики «Тест-опросник социально-психологической адаптации», «Опросник привязанности к близким людям», «Опросник межличностных отношений», «Опросник временной перспективы Зимбардо», «Шкала толерантности к неопределённости Баднера», «Оценка уровня притязаний», «Шкала ясности Я-концепции», «Шкала психологического благополучия», а также описательная статистика, корреляционный анализ с применением коэффициента корреляции Спирмена и факторный анализ.
Результаты исследования продемонстрировали различия в профилях адаптивности и адаптивности в выборке, что свидетельствует о сложной структуре социально-психологической адаптации мигрантов. На адаптивность влияют такие факторы, как самоактуализация, проактивность, мотивация, целостность личности, оценка уровня достижений («я могу»). Дезадаптивности способствуют следующие факторы: отсутствие осмысленности жизни, отсутствие эмоциональной стабильности и позитивной самооценки, значимость результата в структуре мотивации, мотивация на избегание неудач, поведение в близких отношениях, избегание вызовов из-за негативного опыта в прошлом.
Теоретическая и/или практическая значимость исследования заключается в уточнении представлений о факторах, влияющих на успешность социально-психологической адаптации женщин, заключивших брак с иностранцами. Полученные данные могут быть использованы практическими психологами и сотрудниками социальных служб для оказания адекватной помощи и поддержки.
Цель. Исследование межэтнического отношения коренных народов Якутии к мигрантамкиргизам.
Процедура и методы. Выбор объекта исследования обусловлен резким увеличением количества мигрантов из Киргизии на территории Якутии. Для проверки гипотезы о влиянии количества мигрантов на межэтнические отношения коренных народов к мигрантам, был проведён сравнительный анализ гетеростереотипов и социальной дистанции по трём условным зонам Якутии. Мeтoдики «Пpипиcывaниe кaчecтв» и «Шкaла coциaльнoй диcтaнции».
Результаты исследования показали, что в нашей выборке увеличение количества мигрантов не влияет на межэтническое отношение коренных народов к мигрантам. Эмоциональная модальность гетеростереотипов не меняется при изменении их количества. Небольшая вероятность вклада количества мигрантов присутствует в проявлении социальной дистанции. Теоретическая и/или практическая значимость заключается в определении оптимальности актуального количества мигрантов-киргизов как фактора, влияющего на социальную дистанцию и характер гетеростереотипов в Республике Саха (Якутия).
Цель. Теоретическое обоснование и эмпирическое подтверждение взаимосвязи экзистенциальной исполненности смысла жизни с профилем самоактуализации личности и личностной идентичностью.
Процедура и методы. В исследовании приняли участие 70 человек. Возраст испытуемых от 27 до 63 лет. Среди участников 52 женщины (74,3%) и 18 мужчин (25,7%). Использовались следующие методы: психодиагностические методы (методика диагностики экзистенциальной исполненности – «Шкала экзистенции, ESK». А. Лэнгле и К. Орглер в адаптации И. Н. Майниной, А. Ю. Васанова, опросник диагностики самоактуализации личности «САМОАЛ» Э. Шострома в адаптации Н. Ф. Калиной и методика исследования личностной идентичности «МИЛИ». Л. Б. Шнейдер, методы статистической обработки данных (U-критерий Манна-Уитни и коэффициент ранговой корреляции Ч. Спирмена).
Результаты. В результате исследования были получены данные о выраженности профиля самоактуализации, общий показатель стремления к самоактуализации растёт в зависимости от уровня экзистенциальной исполненности. Также выявлены многочисленные положительные корреляционные связи характеристик экзистенциальной исполненности с профилем самоактуализации личности. Дополнительно выявлена положительная взаимосвязь показателей личностной идентичности с характеристиками экзистенциальной исполненности. Для уточнения данных был проведён анализ типов личностной идентичности в разных группах по уровню экзистенциальной исполненности.
Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты исследования могут быть полезны в работе практических психологов в ходе составления коррекционных программ, связанных с решением вопросов потери смысла жизни, депрессий и кризиса, неудовлетворённостью жизнью или недостаточной реализованностью себя, выявлении причины неврозов и профилактики суицидов.
Цель. Анализ наиболее значимых теоретико-экспериментальных исследований символа и символизации в отечественной и зарубежной детской психологии.
Процедура и методы. Анализ осуществлялся в рамках методологии деятельностного подхода в психологии, а также культурно-исторической концепции. Материалом для анализа и обобщения выступили психологические исследования, посвящённые проблеме символизации в разные периоды детства, раскрытию возможностей и функций символа в различных сферах личности детей.
Результаты. Выявлена возрастная динамика развития способности к символизации, показано, что периодом начала становления способности к символизации является уже ранний возраст. На протяжении последующих периодов прослеживаются качественные изменения в способности детей ориентироваться на символ. Показано, что потенциалы символа как средства развития познавательной, социальной и эмоциональной сфер личности детей намного превышают потенциалы знака.
Теоретическая и/или практическая значимость. Обобщён материал по проблеме символизации в детской психологии. Подчёркивается необходимость включения работы с символом в комплексную психолого-педагогическую работу с детьми.
Издательство
- Издательство
- Просвет
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 141014, Московская область, г.Мытищи, ул.Веры Волошиной, д.24
- Юр. адрес
- 141014, Московская область, г.Мытищи, ул.Веры Волошиной, д.24
- ФИО
- Кокоева Ирина Александровна (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- info@guppros.ru
- Контактный телефон
- +7 (849) 5780094
- Сайт
- https://guppros.ru/