ISSN 2949-5113 · EISSN 2949-5105
Язык: ru

Статья: Педагогический консерватизм как механизм психологической защиты преподавателя вуза (2025)

Читать онлайн

Цель. Выявление взаимосвязи педагогического консерватизма и механизмов психологической защиты.
Процедура и методы. В исследовании принял участие профессорско-преподавательский состав вузов России (Самара, Ульяновск, Башкортостан, Екатеринбург) в возрасте от 25 до 65 лет (средний возраст M=42,3; SD=8,7). В качестве диагностического инструментария использовались опросник «Оценка педагогического консерватизма» (И. Б. Авакян), методика «Диагностика типологий психологической защиты» (Р. Плутчик в адаптации Л. И. Вассермана, О. Ф. Ерышева, Е. Б. Клубовой и др.). В качестве статистических методов использовались одновыборочный критерий λ-Колмогорова-Смирнова, стандартизированный размер эффекта d-Коэна, непараметрический критерий ранговой корреляции rs – Спирмена, метод линейной регрессии. Результаты исследования. Установлена согласованность данных выборки с законом нормального распределения. Выявлена исключительно большая величина статистического эффекта неконструктивных защитных психологических механизмов (отрицание, вытеснение, регрессия, проекция, замещение, реактивное образование) и малая, средняя величины эффекта компенсации, интеллектуализации в динамичности состояния педагогического консерватизма преподавателя вуза. Обнаружены положительные связи между показателями педагогического консерватизма преподавателя вуза и механизмами психологической защиты. Выявлена линейная зависимость между уровнем педагогического консерватизма преподавателя вуза и механизмами психологической защиты. Результаты эмпирического исследования показали доминирование выраженности среднего и высокого уровня педагогического консерватизма преподавателя вуза на основе преобладания неконструктивных механизмов психологической зашиты, что позволяет рассматривать педагогический консерватизм как негативное явление, приводящее к состоянию профессиональной стагнации.
Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты в ходе проведённого исследования могут быть использованы для разработки программы профилактики и преодоления педагогического консерватизма через формирование психологической готовности к инновационным изменениям в системе высшего профессионального образования.

Ключевые фразы: педагогический консерватизм, преподаватель, ВУЗ, отрицание, КОМПЕНСАЦИЯ, ригидность, профессиональная стагнация, регрессия
Автор (ы): Авакян Инна Борисовна
Журнал: Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
159.9. Психология
Префикс DOI
10.18384/2949-5105-2025-1-79-91
Для цитирования:
АВАКЯН И. Б. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСЕРВАТИЗМ КАК МЕХАНИЗМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА // ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРОСВЕЩЕНИЯ. СЕРИЯ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2025. 2025 / №1
Текстовый фрагмент статьи