Медитация используется человечеством давно, имеет глубокие корни в развитии истории и культуры человечества. Медитативные упражнения использовались и совершенствовались на протяжении тысяч лет, начиная с буддийского цигуна и индийской йоги. С развитием научных исследований, медитация стала использоваться и как эффективный метод психологической адаптации людей с психологическими расстройствами, как уникальный метод, адаптированный к различным эмоциональным состояниям. Медитативные упражнения могут выполняться самостоятельно, под руководством, в различных группах для снятия стресса и усталости и по самым разным другим поводам. В данном исследовании используется библиографический анализ для изучения направления развития и «горячих точек» исследования, а также использование медитационных техник в спортивной деятельности.
Идентификаторы и классификаторы
Медитация – одна из основных буддийских практик, относится к методу обучения, при котором человек сознательно фокусирует свое внимание на переживании своих мыслей, эмоций и телесных ощущений в настоящий момент с осознанием, принятием и неосуждением [1]. Медитация, постоянно развиваясь и применяясь, постепенно утратила свою первоначальную религиозную окраску и существует как метод духовной подготовки [2], который развивает спокойствие, свободу от жадности и гнева и принятие всех своих чувств. Самонаблюдение и осознание наличия у себя различных чувств и причин этих чувств, их принятие способствует развитию самосознания.
Список литературы
1. Сюй, Фумин. Медитация осознанности и аддиктивное поведение / Фумин Сюй, Янь Ли, Ин Дэн, Яньвэй Ши, Чэнхао Лю. Достижения в психологической науке. – 2016. – №24(6). – С. 985-994.
2. Кабат-Зинн, Дж. Вмешательства, основанные на осоз- нанности, в контексте: прошлое, настоящее и будущее / Кабат-Зинн Дж // Клиническая психология: Наука и практика. – 2003. – №10(2). – С. 144-156.
3. Никлик, Иван. Влияние мер по снижению стресса на основе осознанности на психологическое благополучие и качество жизни: действительно ли повышенная осознан-ность является механизмом? / Иван Никлик, К.Ф. Куйперс // Анналы поведенческой медицины. – 2008. – №35(3). – С. 331-340.
4. Чэнь, Мэнгуй. Обзор отечественных исследований осознанности / Мэнгуй Чэнь, Юнхуэй Фэн, Хуэй Ли // Психологические технологии и приложения. – 2018. – №6(11). – С. 688-695.
5. Лю, Синхуа. Когнитивная терапия осознания разума: развитие от медитации к психотерапии / Синхуа Лю, Яоцзянь Лян, Гуйцинь Дуань, Сиси Ли // Китайский журнал клинической психологии. – 2008. – №3. – С. 334-336.
6. Чжан, Цзяюань. Влияние терапии по снижению стресса, основанной на осознанности, на воспринимаемый уровень стресса, тревоги и депрессии у пациентов с раком молочной железы / Цзяюань Чжан, Юйцю Чжоу, Цюаньчжи Чжан, Пин Сюэ, Юэфэн Ван // Китайский журнал медсестер. – 2015. – №50(2). –С. 189-193.
7. Ван, Кунь. Влияние терапии по снижению стресса, основанной на осознанности, на усталость и качество сна у пациентов с раком молочной железы во время химиотерапии / Кунь Ван, Чанъин Чэнь, Цзянсай Ай, Ян Чжан, Лися Цюй // Китайский журнал медсестер. – 2017. – №52(5). – С. 518-523.
8. Линь, Линь. Влияние восьминедельного курса осознанности на стресс и эмоции медсестер / Линь Линь, Мяоцзюань Лу, Вэйпин Су // Журнал сестринского дела. – 2018. – №33(13). – С.12-15.
9. Чжан, Сяосюй. Эффект вмешательства когнитивной терапии, основанной на осознанности, на студентов колледжей, зависимых от мобильных телефонов / Сяосюй Чжан, Хайсюэ Чжу // Психологические и поведенческие исследования. – 2014. – №12(3). – С. 391-394.
10. Чжан, Цзин. Внимательность на рабочем месте: обзор исследований и перспективы / Цзин Чжан, Цзивэнь Сун, Юэ Ван // Внешняя экономика и менеджмент. – 2017. – № 39(8). – С. 56-70, 84.
11. Шэнь, Чуанган. Преодоление и предотвращение жестокого управления: эффект саморегуляции осознанности / Чуанган Шэнь, Цзин Ян, Саньман Ху, Пэйсюй Хэ, Сяосинь Ли // Достижения в психологической науке. – 2020. – №28(2). – С. 220-229.
12. Лю, Сяоцинь, Влияние неэтичного руководства на враждебную атмосферу и неэтичное поведение на рабочем месте – сдерживающая роль внимательности сотрудников / Сяоцинь Лю // East China Economic Management. – 2018. – 32(6). – С. 141-147.
13. Тео, А. Коуп, Позитивная психотерапия: «Пусть правда будет сказана» / Тео А. Коуп // Международный журнал психотерапии. – 2014. –Том 18. – № 2.
14. Хань, Сяо. Влияние медитации на соревновательное и психологическое состояние спортсменов / Сяо Хань // Спортивные инновации и технологии. – 2021. – №6. – С. 48-49.
15. Ван, Явэнь. Исследование влияния медитации на физическую подготовку и спортивную психосоциальную кон- курентоспособность спортсменов / Явэнь Ван, Иньин Сюэ, Ци Цзинь // Вестник спортивной науки и техники – 2019. – №50(2). – С. 117-119.
16. Ли, Цюн Влияние медитации на психологическое качество профессиональных боксеров / Цюн Ли, Сяолей Ван // Китайский журнал традиционной китайской медицины. – 2018. – №25(10). – С. 50-53.
17. Чжао, Чанся. Влияние медитативной тренировки в беге по заболоченным тропам на психическое здоровье бегунов / Чанся Чжао, Вэнь Чжан // Спорт Атлетическая культура. – 2018. – №34(6). – С. 88-89.
18. Гун, Вэньли. Исследование влияния медитации на спортивные результаты и психологическое состояние теннисистов / Вэньли Гун, Шоухай Ба, Чэнь Лу // Журнал Пекинского спортивного университета. – 2019. – 42(9). – С. 93-98.
19. Чжу, Сяоюй. Исследование эффекта применения медитативной тренировки в игре в бадминтон / Сяоюй Чжу, Цзянь Ван // Вестник спортивной науки и техники. – 2018. – №49(4). – С. 120-121.
20. Ма, Синьлинь. Влияние медитации на вариабельность сердечного ритма и производительность пловцов / Синьлинь Ма, Вэньбинь Ван, Цзюньцин Ли // Чжэцзянская спортивная наука. – 2018. – №40(6). – С. 33-37.
21. Юнь, Тинг. Влияние тренировки медитации на психологические качества и результаты стрельбы спортсменов-лучников / Тинг Юнь, Ючен Сюй // Сычуаньская спортивная наука. – 2019. – 41(2). – С. 103-106.
22. Танг, Лонг. Исследование влияния тренировки позитивного мышления на исполнительную функцию спортсменов, занимающихся спаррингом / Лонг Танг // Столичный институт физической культуры, 2023.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье проводиться биомеханическое исследование подъёма штанги от груди у спортсменов весовой категории до 73 килограммов (чемпионат Европы 2020). На основе изучения данных биомеханического контроля, получены параметры технического мастерства в подъёме штанги от груди у спортсменов весовой категории до 73 килограммов.
Исследование рассматривает риски травм в хоккее с шайбой, выявляя факторы, влияющие на их частоту. Основные причины травм – высокая скорость игры, физический контакт и недостаточное использование защитного снаряжения. Уровень травматизма различается у игроков разных амплуа и возрастных групп. Нападающие и защитники подвержены травмам в разной степени. Молодые игроки чаще получают повреждения лица, плеч и колен. Профессионалы часто сталкиваются с травмами нижних конечностей, шеи и головы. Эффективное предупреждение травм требует комплексного подхода, включая постоянное обучение правилам игры, использование защитной экипировки и работу над существующим сводом правил.
С помощью научно-исследовательских методов, широко используемых в области физической культуры и спорта, в рамках проекта была проведена общая оценка текущего состояния физического воспитания и школьного спорта в начальных школах провинции Тханьхоа, Вьетнам, посредством следующего содержания: Внутриклассная программа по физическому воспитанию, внеклассная спортивная деятельность, физкультурная работа, материально-техническая база, учительский состав, результаты обучения предмету физическое воспитание ученики. Тем самым создавая научные аргументы для эффективного внедрения физического воспитания и школьного спорта в начальных школах провинции Тханьхоа, Вьетнам.
В статье представлено исследование, посвященное разработке методики развития мышц-стабилизаторов и коррекции асимметрии посадки у девушек 18–23 лет, занимающихся рекреационной верховой ездой. Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что от внедрения разработанной методики получен положительный эффект, заключающийся в повышение силы и силовой выносливости мышц – стабилизаторов у девушек, качества функции равновесия, а также навыков верховой езды, в частности посадки. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые предложено научно обоснованное применение методики, обеспечивающей комплексное направленное развитие мышц-стабилизаторов и коррекцию асимметрии посадки (осанки) у девушек 18–20 лет, занимающихся рекреационной верховой ездой, с учетом анатомических особенностей женского организма и биомеханики движений в верховой езде, разработаны конкретные режимы применения данных упражнения, а также прогрессирование нагрузки.
В статье рассматривается реализация содержательного компонента познавательной активности обучающихся вуза физической культуры и спорта на основе ПСФРПА с использованием межпредметных терминов, которые являются структурными компонентами межпредметных связей наряду с межпредметными определениями и межпредметными теоретическими положениями.
Межпредметные связи в учебной деятельности играют важнейшую роль в интеграции научных знаний гуманитарной, естественнонаучной и математической направленности, а межпредметные термины являются составными словами, объединяемые общим контекстом. Межпредметные термины составляют основу для межпредметных определений и межпредметных теоретических положений.
Технологической основой использования межпредметных терминов в реализации содержательного компонента познавательной активности в учебном процессе обучающихся вуза физической культуры и спорта являются дидактические игры, преимуществом которых перед традиционными формами трансляции знаний является то, что в играх их участники имеют воз-можность проследить и «прожить» конкретное содержание профессио-нальных ситуаций.
Результаты исследования уровня развития межпредметных связей по межпредметным терминам после эксперимента выявили достоверные различия между испытуемыми контрольной и экспериментальной групп, обучающихся вуза физической культуры и спорта, а ПСФРПА с использованием игровых методов обучения показала свою эффективность в решении задач формирования межпредметных связей.
В данной статье обсуждаются вопросы, связанные с проблемой подготовки кадров для осуществления квалифицированной физкультурной и спортивной работы с инвалидами и лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Рассматриваются основные для данной сферы задачи, решение которых до недавнего времени не было предусмотрено в рамках утвержденных в физкультурных вузах программ подготовки специалистов по физической культуре и спорту.
Отмечается, что включение дисциплины «Адаптивная физическая культура» в учебный план направления «Спорт» стало важным шагом на пути к расширению профессиональных компетенций специалистов по физическому воспитанию и спорту в современных условиях развития инклюзивных программ в России.
В данной статье представлены результаты исследования типа темперамента и уровня мотивации гребцов-академистов высокой спортивной квалификации (МС), направленные на изучение индивидуально-психологических черт и их влияние на спортивный результат.
В данной статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей копинг-поведения спортсменов сборной Республики Татарстан по керлингу среди женщин в условиях соревновательного стресса. Описаны, выбранные ими стратегии совладающего поведения.
Анализ результатов исследования совладающего поведения вышеназванной команды показал выраженность почти всех стратегий: планирование решения проблемы, принятие ответственности, положительная переоценка, самоконтроль, избегание проблемы, поиск социальной поддержки, дистанцирование.
Цель работы заключается в выявлении факторов развития и проявления агрессивности у женщин, занимающихся спортом. В работе на основе анализа и обобщения материалов по проблеме исследования определены мотивы, побуждающие современных женщин к занятиям спортом: желание доказать свое социальное равноправие и биологическую полноценность, стремление к самоутверждению и самореализации. Доминирование этих мотивов побуждает и направляет женщин к занятиям спортом, создающим условия для их удовлетворения. Спортивная деятельность неизбежно связана с проявлением агрессивности. Наблюдаемые учеными высокие показатели агрессивности у женщин, занимающихся агрессивными видами спорта, в сравнении с женщинами, не имеющими какого-либо отношения к спорту, объясняются либо действием фактора спортивного выбора, обусловленного агрессивностью как свойства темперамента, либо фактором личностного развития, обусловленного воздействием спортивной деятельности. Чем больше опыт спортивной деятельности и выше уровень спортивной квалификации женщин, тем ярче проявляется тенденция маскулинизации агрессивного поведения с конструктивной направленностью. В обоих случаях интегральным результатом воздействия обоих факторов выступает высокий уровень готовности женщин к проявлению конструктивной инструментальной агрессии для достижения успеха в условиях соревновательного противоборства.
В экстремальных условиях, когда требуется самостоятельный перцептивный анализ трудных ситуаций, при чрезмерных требованиях и критичном отношении окружающих к своей деятельности, ее обесценивании спортсмены, оценивающие свое поведение как социально желательное, соответствующее социальным нормам и моральным требованиям, переживают неудовлетворенность, раздражение, фрустрацию. Для успешного выполнения ролевых функций в таких ситуациях необходимо не только совершенствовать деятельность, но и повышать активность различных социальных субъектов, способствовать формированию механизмов регуляции активности и субъективных отношений личности.
Художественная гимнастика является сложно-координационным видом спорта с нетривиальными структурными действиями. Поэтому основная задача этапа начальной подготовки - развитие двигательно-координационных способностей и вестибулярной устойчивости спортсменок, используя упражнения с предметами художественной гимнастики. Исходя из этого, большую значимость имеет развитие координации конечностей, дифференциация пространственно-временных и динамических параметров движений кистей рук, ног, реакция на движущийся объект, способность к антиципации, что обуславливает быстрое формирование навыков владения предметами, усвоение большего количества движений, независимых между собой [1, 3, 4].
Феномен двойного карьерного пути представлен в границах ресурсного подхода. Цель исследования – изучить особенности осознанной саморегуляции обучающихся спортсменов как значимого психологического ресурса реализации двойного карьерного пути. Анализ когнитивно-регуляторных процессов и регуляторно-личностных свойств осуществлялся по результатам теста ССП-98 «Стиль саморегуляции поведения» (В. И. Моросанова). По завершении эмпирических процедур зафиксировано: общий уровень саморегуляции у мастеров спорта (n=6) и кандидатов в мастера спорта (n=46) находится на высоком уровне, у разрядников (n=32) в пределах среднего; установлено преобладание среднего уровня по шкалам планирование, программирование, оценка результата, гибкость и самостоятельность, звено моделирование значимо выше у МС (на 16,3%) и КМС (на 13,8%) в сравнении с разрядниками (p<0,05).
Соревнования с классическим контролем времени являются одним из наиболее сложных видов шахматной игры. В данной статье представлен анализ различных компонентов специальной подготовленности юных квалифицированных шахматисток к таким соревнованиям и выявлены их корреляционные взаимосвязи.
Эффективное развитие двигательных качеств возможно на основе правильно подобранных критериев спортивного отбора с обязательным учетом специфических морфологических признаков, в том числе характерных и для каждого этапа спортивного совершенствования.
В статье представлены результаты влияния технологии физической подготовки, основанной на учете типов телосложения на двигательную подготовленность студенток Государственного университета «Дубна». В исследовании принимали участие две группы: экспериментальная, состоящая из студенток, занимающихся в соответствии с требованиями технологии, и контрольная группа студенток, использующая двигательные режимы, не соответствующие требованиям технологии. Изучение влияния двигательных режимов в экспериментальной группе студенток показало позитивное их воздействие на двигательную подготовленность. При этом все результаты двигательных тестов имели положительную динамику и в 66,7% случаев она носила достоверный характер. У студенток астенического и дигестивного типов телосложения в 50% случаев положительные изменения были достоверны. У студенток торакального и мышечного типов телосложения было выявлено соответственно 63,7% и 66,6% случаев достоверных приростов. При анализе изменений результатов двигательных тестов в контрольной группе студенток было выявлено 66,7% случаев позитивных изменений и 33,3% негативных изменений. В контрольной группе студенток положительных достоверных изменений было выявлено лишь 33,3% случаев.
Издательство
- Издательство
- РУС ГЦОЛИФК
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 105122, г Москва, р-н Измайлово, Сиреневый б-р, д 4
- Юр. адрес
- 105122, г Москва, р-н Измайлово, Сиреневый б-р, д 4
- ФИО
- Павлов Евгений Александрович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rectorat@gtsolifk.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 9613111
- Сайт
- https://gtsolifk.ru/