В статье рассматривается реализация содержательного компонента познавательной активности обучающихся вуза физической культуры и спорта на основе ПСФРПА с использованием межпредметных терминов, которые являются структурными компонентами межпредметных связей наряду с межпредметными определениями и межпредметными теоретическими положениями.
Межпредметные связи в учебной деятельности играют важнейшую роль в интеграции научных знаний гуманитарной, естественнонаучной и математической направленности, а межпредметные термины являются составными словами, объединяемые общим контекстом. Межпредметные термины составляют основу для межпредметных определений и межпредметных теоретических положений.
Технологической основой использования межпредметных терминов в реализации содержательного компонента познавательной активности в учебном процессе обучающихся вуза физической культуры и спорта являются дидактические игры, преимуществом которых перед традиционными формами трансляции знаний является то, что в играх их участники имеют воз-можность проследить и «прожить» конкретное содержание профессио-нальных ситуаций.
Результаты исследования уровня развития межпредметных связей по межпредметным терминам после эксперимента выявили достоверные различия между испытуемыми контрольной и экспериментальной групп, обучающихся вуза физической культуры и спорта, а ПСФРПА с использованием игровых методов обучения показала свою эффективность в решении задач формирования межпредметных связей.
Идентификаторы и классификаторы
Межпредметные связи являются важнейшей составляющей образовательного процесса и способствуют формированию целостного мировоззрения и системного мышления обучающихся вуза физической культуры и спорта, организации взаимосвязей между различными областями знаний и применению полученных знаний на практике.
Список литературы
1. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: ИНТОР, 1996. – 541 с.
2. Киршев, С.П. Межпредметная задача как способ оценки качества подготовки тренеров в ИФК / С.П. Киршев, С.Д. Неверкович // Теория и практика физической культуры, 1989. – №8. – С. 26-28.
3. Неверкович, С.Д. Дидактические игры как теоретико-методологическая основа формирования и развития межпредметных связей в обучении студентов вуза физической культуры / С.Д. Неверкович, С.Ш. Цакаев // (Материалы IV Круглого стола научного совета по физической культуре и спорту РАО (Российской академии образования). Сборник статей, 2021. – С.115-118.
4. Неверкович, С.Д. Психолого-педагогические основы формирования и развития познавательной активности об- учающихся в учебной деятельности / С.Д. Неверкович, С.Ш. Цакаев // Спортивно-педагогическое образование. – 2022. – №2. – С. 46-52.
5. Неверкович, С.Д. Метапредмет «Развивающая педагогика спорта» / С.Д. Неверкович // Теория и практика физической культуры. – 2004. – № 9. – С. 4-6.
6. Педагогика физической культуры и спорта: учебник под редакцией С.Д. Неверковича. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 361 с.
7. Цакаев, С.Ш. Межпредметные теоретические положения как средство реализации содержательного компонента познавательной активности обучающихся вуза физической культуры / С.Ш. Цакаев // Педагогика и психология спортивной деятельности. – 2023. – №4 (67). – С. 88-92.
8. Щедровицкий, Г.П. Мышление, понимание, рефлексия / Г.П. Щедровицкий. – Москва : Наследие, 2005. – 800 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье проводиться биомеханическое исследование подъёма штанги от груди у спортсменов весовой категории до 73 килограммов (чемпионат Европы 2020). На основе изучения данных биомеханического контроля, получены параметры технического мастерства в подъёме штанги от груди у спортсменов весовой категории до 73 килограммов.
Исследование рассматривает риски травм в хоккее с шайбой, выявляя факторы, влияющие на их частоту. Основные причины травм – высокая скорость игры, физический контакт и недостаточное использование защитного снаряжения. Уровень травматизма различается у игроков разных амплуа и возрастных групп. Нападающие и защитники подвержены травмам в разной степени. Молодые игроки чаще получают повреждения лица, плеч и колен. Профессионалы часто сталкиваются с травмами нижних конечностей, шеи и головы. Эффективное предупреждение травм требует комплексного подхода, включая постоянное обучение правилам игры, использование защитной экипировки и работу над существующим сводом правил.
С помощью научно-исследовательских методов, широко используемых в области физической культуры и спорта, в рамках проекта была проведена общая оценка текущего состояния физического воспитания и школьного спорта в начальных школах провинции Тханьхоа, Вьетнам, посредством следующего содержания: Внутриклассная программа по физическому воспитанию, внеклассная спортивная деятельность, физкультурная работа, материально-техническая база, учительский состав, результаты обучения предмету физическое воспитание ученики. Тем самым создавая научные аргументы для эффективного внедрения физического воспитания и школьного спорта в начальных школах провинции Тханьхоа, Вьетнам.
В статье представлено исследование, посвященное разработке методики развития мышц-стабилизаторов и коррекции асимметрии посадки у девушек 18–23 лет, занимающихся рекреационной верховой ездой. Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что от внедрения разработанной методики получен положительный эффект, заключающийся в повышение силы и силовой выносливости мышц – стабилизаторов у девушек, качества функции равновесия, а также навыков верховой езды, в частности посадки. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые предложено научно обоснованное применение методики, обеспечивающей комплексное направленное развитие мышц-стабилизаторов и коррекцию асимметрии посадки (осанки) у девушек 18–20 лет, занимающихся рекреационной верховой ездой, с учетом анатомических особенностей женского организма и биомеханики движений в верховой езде, разработаны конкретные режимы применения данных упражнения, а также прогрессирование нагрузки.
В данной статье обсуждаются вопросы, связанные с проблемой подготовки кадров для осуществления квалифицированной физкультурной и спортивной работы с инвалидами и лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Рассматриваются основные для данной сферы задачи, решение которых до недавнего времени не было предусмотрено в рамках утвержденных в физкультурных вузах программ подготовки специалистов по физической культуре и спорту.
Отмечается, что включение дисциплины «Адаптивная физическая культура» в учебный план направления «Спорт» стало важным шагом на пути к расширению профессиональных компетенций специалистов по физическому воспитанию и спорту в современных условиях развития инклюзивных программ в России.
Медитация используется человечеством давно, имеет глубокие корни в развитии истории и культуры человечества. Медитативные упражнения использовались и совершенствовались на протяжении тысяч лет, начиная с буддийского цигуна и индийской йоги. С развитием научных исследований, медитация стала использоваться и как эффективный метод психологической адаптации людей с психологическими расстройствами, как уникальный метод, адаптированный к различным эмоциональным состояниям. Медитативные упражнения могут выполняться самостоятельно, под руководством, в различных группах для снятия стресса и усталости и по самым разным другим поводам. В данном исследовании используется библиографический анализ для изучения направления развития и «горячих точек» исследования, а также использование медитационных техник в спортивной деятельности.
В данной статье представлены результаты исследования типа темперамента и уровня мотивации гребцов-академистов высокой спортивной квалификации (МС), направленные на изучение индивидуально-психологических черт и их влияние на спортивный результат.
В данной статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей копинг-поведения спортсменов сборной Республики Татарстан по керлингу среди женщин в условиях соревновательного стресса. Описаны, выбранные ими стратегии совладающего поведения.
Анализ результатов исследования совладающего поведения вышеназванной команды показал выраженность почти всех стратегий: планирование решения проблемы, принятие ответственности, положительная переоценка, самоконтроль, избегание проблемы, поиск социальной поддержки, дистанцирование.
Цель работы заключается в выявлении факторов развития и проявления агрессивности у женщин, занимающихся спортом. В работе на основе анализа и обобщения материалов по проблеме исследования определены мотивы, побуждающие современных женщин к занятиям спортом: желание доказать свое социальное равноправие и биологическую полноценность, стремление к самоутверждению и самореализации. Доминирование этих мотивов побуждает и направляет женщин к занятиям спортом, создающим условия для их удовлетворения. Спортивная деятельность неизбежно связана с проявлением агрессивности. Наблюдаемые учеными высокие показатели агрессивности у женщин, занимающихся агрессивными видами спорта, в сравнении с женщинами, не имеющими какого-либо отношения к спорту, объясняются либо действием фактора спортивного выбора, обусловленного агрессивностью как свойства темперамента, либо фактором личностного развития, обусловленного воздействием спортивной деятельности. Чем больше опыт спортивной деятельности и выше уровень спортивной квалификации женщин, тем ярче проявляется тенденция маскулинизации агрессивного поведения с конструктивной направленностью. В обоих случаях интегральным результатом воздействия обоих факторов выступает высокий уровень готовности женщин к проявлению конструктивной инструментальной агрессии для достижения успеха в условиях соревновательного противоборства.
В экстремальных условиях, когда требуется самостоятельный перцептивный анализ трудных ситуаций, при чрезмерных требованиях и критичном отношении окружающих к своей деятельности, ее обесценивании спортсмены, оценивающие свое поведение как социально желательное, соответствующее социальным нормам и моральным требованиям, переживают неудовлетворенность, раздражение, фрустрацию. Для успешного выполнения ролевых функций в таких ситуациях необходимо не только совершенствовать деятельность, но и повышать активность различных социальных субъектов, способствовать формированию механизмов регуляции активности и субъективных отношений личности.
Художественная гимнастика является сложно-координационным видом спорта с нетривиальными структурными действиями. Поэтому основная задача этапа начальной подготовки - развитие двигательно-координационных способностей и вестибулярной устойчивости спортсменок, используя упражнения с предметами художественной гимнастики. Исходя из этого, большую значимость имеет развитие координации конечностей, дифференциация пространственно-временных и динамических параметров движений кистей рук, ног, реакция на движущийся объект, способность к антиципации, что обуславливает быстрое формирование навыков владения предметами, усвоение большего количества движений, независимых между собой [1, 3, 4].
Феномен двойного карьерного пути представлен в границах ресурсного подхода. Цель исследования – изучить особенности осознанной саморегуляции обучающихся спортсменов как значимого психологического ресурса реализации двойного карьерного пути. Анализ когнитивно-регуляторных процессов и регуляторно-личностных свойств осуществлялся по результатам теста ССП-98 «Стиль саморегуляции поведения» (В. И. Моросанова). По завершении эмпирических процедур зафиксировано: общий уровень саморегуляции у мастеров спорта (n=6) и кандидатов в мастера спорта (n=46) находится на высоком уровне, у разрядников (n=32) в пределах среднего; установлено преобладание среднего уровня по шкалам планирование, программирование, оценка результата, гибкость и самостоятельность, звено моделирование значимо выше у МС (на 16,3%) и КМС (на 13,8%) в сравнении с разрядниками (p<0,05).
Соревнования с классическим контролем времени являются одним из наиболее сложных видов шахматной игры. В данной статье представлен анализ различных компонентов специальной подготовленности юных квалифицированных шахматисток к таким соревнованиям и выявлены их корреляционные взаимосвязи.
Эффективное развитие двигательных качеств возможно на основе правильно подобранных критериев спортивного отбора с обязательным учетом специфических морфологических признаков, в том числе характерных и для каждого этапа спортивного совершенствования.
В статье представлены результаты влияния технологии физической подготовки, основанной на учете типов телосложения на двигательную подготовленность студенток Государственного университета «Дубна». В исследовании принимали участие две группы: экспериментальная, состоящая из студенток, занимающихся в соответствии с требованиями технологии, и контрольная группа студенток, использующая двигательные режимы, не соответствующие требованиям технологии. Изучение влияния двигательных режимов в экспериментальной группе студенток показало позитивное их воздействие на двигательную подготовленность. При этом все результаты двигательных тестов имели положительную динамику и в 66,7% случаев она носила достоверный характер. У студенток астенического и дигестивного типов телосложения в 50% случаев положительные изменения были достоверны. У студенток торакального и мышечного типов телосложения было выявлено соответственно 63,7% и 66,6% случаев достоверных приростов. При анализе изменений результатов двигательных тестов в контрольной группе студенток было выявлено 66,7% случаев позитивных изменений и 33,3% негативных изменений. В контрольной группе студенток положительных достоверных изменений было выявлено лишь 33,3% случаев.
Издательство
- Издательство
- РУС ГЦОЛИФК
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 105122, г Москва, р-н Измайлово, Сиреневый б-р, д 4
- Юр. адрес
- 105122, г Москва, р-н Измайлово, Сиреневый б-р, д 4
- ФИО
- Павлов Евгений Александрович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rectorat@gtsolifk.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 9613111
- Сайт
- https://gtsolifk.ru/