Исследование посвящено изучению особенностей невербального поведения человека в ситуациях измененного состояния сознания. Рассматриваются различные виды невербального поведения персонажей романов Ф. М. Достоевского и способы их описания.
Идентификаторы и классификаторы
Измененное состояние сознания (далее ИСС) понимается вслед за А. Людвигом как психическое состояние человека, индуцированное различными факторами, которые обуславливают значительные отклонения в субъективных переживаниях в протекании психических процессов (Ludwig, 1969). Термин возник в международной антологии как Altered states of consciousness (Ludwig, 1969).
Список литературы
1. Достоевский Ф.М. Идиот. - М.: Мартин, 2016. - 576 с.
2. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. - М.: Мартин, 2021. - 496 с.
3. Белянин В.П. Психологическое литературоведение. Текст как отражение внутренних миров автора и читателя. - М.: Генезис, 2016. - 319 с. EDN: ZGJNWJ
4. Бургиньон Э. Измененные состояния сознания // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология / Под общ. ред. А.А. Белика. - М.: Смысл, 2001. - С. 405-461.
5. Гордеева О.В. Основные проблемы и направления теоретических исследований в психологии измененных состояний сознания // Измененные состояния сознания: Природа, механизмы, функции, характеристики: Хрестоматия / авт.-сост. О.В. Гордеева. - М.: Когито-Центр, 2012. - С.10-35.
6. Кардаш С. Измененные состояния сознания. - Донецк: Сталкер, 1998. - 416 с.
7. Карташкова Ф.И. Психофизиологические реакции человека и их отражение в английском языке. - Иваново: Иван. гос. ун-т, 2015. - 108 с. EDN: VZHCOF
8. Козлов В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания. - М.: Психотерапия, 2016. - 400 с.
9. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. - М.: Новое литературное обозрение, 2002. - 592 с. EDN: STOOBN
10. Крейдлин Г.Е., Чувилина Е.А. Улыбка как жест и как слово (к проблеме внутриязыковой типологии невербальных актов) // Вопросы языкознания. - 2001, № 4. - С. 66-93. EDN: SYLIRL
11. Кучеренко В.В., Петренко В.Ф., Россохин А.В. Измененные состояния сознания: психологический анализ // Вопросы психологии. - 1998, № 3. - С. 70-77.
12. Кюглер П. Алхимия дискурса: образ, звук и психическое. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 224 с.
13. Малышева Е.В. Несловесный дискурс тактильности. - Тверь: Тверская ГСХА, 2016. - 205 с. EDN: VVONFZ
14. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. - 14-е изд., стереотип. - М.: “Русский язык”, 1983. - 816 с.
15. Романов А.А., Сорокин Ю.А. Соматикон: Аспекты невербальной семиотики. - М.: ИЯ РАН, ТвГУ, 2004. - 253 с. EDN: VNBDBF
16. Россохин А.В. Психология рефлексии измененных состояний сознания: автореф. дис.... докт. психол. наук. - М., 2009. - 41 с. EDN: NKWSXX
17. Россохин А.В., Измагурова В.Л. Личность в измененных состояниях сознания в психоанализе и психотерапии. - М.: Смысл, 2004. - 544 с. EDN: QXKLCH
18. Руднев В. Философия языка и семиотика безумия: Избранные работы. - М.: Издательский дом “Территория будущего”, 2007. - 528 с. EDN: RAYWCJ
19. Синеокова Т.Н. Лингвистика измененных состояний сознания // Юрислингвистика. - 2010, № 10 (10). - С. 288-301. EDN: WCLRXJ
20. Спивак Д.Л. Измененные состояния сознания: психология и лингвистика. - СПб.: Ювента; Филологический ф-т СПбГУ, 2000. - 296 с. EDN: XSHBCH
21. Спивак Д.Л. Лингвистика измененных состояний сознания. - Л.: Наука, 1986. - 92 с.
22. Суарес Т.П. Феноменология измененных состояний сознания // Веснiк БДУ. Сер. 3. - 2006, № 1. - С. 55-58. EDN: TFKVHR
23. Сухих С.А. Языковая репрезентация измененных состояний сознания // Язык, коммуникация и социальная среда: Сбор. научн. трудов. Выпуск 4. - Воронеж: Воронежский гос. университет, 2006. - С. 78-93.
24. Tart, C.T. (1975). States of Consciousness, N.Y., E.P. Dutton & Co., 305 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
8 февраля 2024 года кафедра культурологии, философии культуры и эстетики Института философии Санкт-Петербургского государственного университета проводила Круглый стол «Ценностная архитектоника дигитальной культуры», посвященный 300-летию Санкт-Петербургского государственного университета.
16-17 января 2024 года учреждение образования «Витебский государственный университет имени П. М. Машерова» (Республика Беларусь) проводил Международный круглый стол «Теоретические проблемы и прикладные аспекты лингвистики XXI-го века».
9-10 ноября 2023 года на факультете журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова при участии Национальной ассоциации исследователей массмедиа и Союза журналистского образования вузов Китая и России состоялись XV международные научные чтения «СМИ и массовые коммуникации–2023».
Предлагаемая статья являет собой рецензию на монографию Романова А. А., Новоселовой О. В. Регулятивные менасивы в политической коммуникации США. - М.: Флинта, 2023. - 240 с. (Серия «Менасивный код политического пространства»). В рецензии отмечается актуальность проведенного авторами дискурсивного исследования, а также теоретическая и практическая значимость описания когнитивного феномена вербальной угрозы как туннельного знака предвыборной коммуникации.
При понимании нужно учитывать знания лингвистические, знания энциклопедические, законы логики, экстралингвистические факторы (личный опыт, личностные оценки), культурный контекст, психологические особенности личности (автора и читателя). Каждый из этих факторов в отдельности и их возможные комбинации определяют степень глубины и полноты постижения смысла поэтического текста.
2 января 2024 года отмечает свой 75-летний юбилей Валентина Авраамовна Маслова – доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры дошкольного и начального образования Витебского государственного университета имени П. М. Машерова, профессор кафедры иностранных языков и межкультурной коммуникации Международного университета «МИТСО», член Президиума Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь.
В статье рассматриваются стратегии фразеологического и нефразеологического перевода ряда клишированных единиц, использованных английским, французским и татарским переводчиками в переводах повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». В качестве материала исследования привлекались примеры из текстов переводов И. Хэпгуд (1915 г.), Л. Виардо (1853 г.), А. Файзи (1973 г.). Клише и их соответствия сопоставляются в аспекте конвергентности, критериями выступают адекватность и эквивалентность как качественные и количественные характеристики перевода.
Статья посвящена исследованию ценностного аспекта идиоматических выражений, использованных в сценарии компьютерной видеоигры «Мор. Утопия» (2005 г.). Рассмотрено варьирование выраженных идиомами ценностных ориентиров персонажей игры по гендерному, возрастному и классовому параметрам. Отмечено преобладание антиценностей, выражаемых идиомами.
В статье анализируются коммуникативно-прагматические особенности заголовочного комплекса в издании «Коммерсантъ». В частности, рассматриваются дизайнерско-оформительские решения, семантическая специфика отдельных заголовков и заголовочного комплекса в целом. В статье представлен анализ кликабельных заголовков интернет-версии «Коммерсанта», построенных как заголовки-каламбуры.
В статье на примере двух кейсов: мобилизационной коммуникации для выборов Президента России-2024 и просветительско-рекреационной, связанной с выставкой-форумом «Россия» на ВДНХ, рассматриваются цифровые инструменты современной медийной политической коммуникации. Автор приходит к выводу, что эффективность политических медиадискурсов в их воздействии на общество зависит, в частности, от использования многообразных цифровых инструментов, разнообразия медийных практик и форматов.
В статье рассмотрены три модели параметров, которые могут быть применены для лингвистического описания имиджа города в социальных медиа: модели Ш. Эхтнер и Б. Ричи, И. А. Сушненковой и А. Бумана. В качестве материала для практического исследования использованы комментарии жителей и туристов о британском городе Кембридже. Лингвистический анализ имиджа Кембриджа позволил выявить его сильные и слабые стороны.
Цифровые технологии существенно меняют процессы производства, распространения и потребления информации. В статье выявляется зависимость коммуникативной активности потребителя контента от технологической и творческой компоненты коммуникации, анализируются актуальные модели медиа коммуникации, статистические данные, характеризующие степень вовлеченности и обратную связь аудитории при применении разных методов интерактивности, учитывается высокая степень проникновения Интернета в социальную жизнь современного общества, уровень коммуникативной экспансии в мире. Автор обосновывает специфику интерактивности и ее влияние на медиа аудитории; доказывает, что читательская и потребительская активность в медиакоммуникации - индикатор направленности и важнейшая качественная характеристика нелинейного коммуникативного процесса.
В работе предпринята попытка описать функциональную и прагма-семантическую специфику типового коммуникативного взаимодействия конфронтационной (также - агонально-эристической) направленности, в котором активное участие принимают представитель законной финансовой институции (организации) и проблемный клиент, нарушающий или нарушивший условия заключённого с ней договора. Обозначенный коммуникативный тип социально - регламентивного вербального поведения характеризуется использованием интегративной совокупности дискурсивных практик, образующих на основе типового иллокутивного потенциала коммуникативный конструкт под названием “настойчивый / убеждающий уговор”. На основе функциональных и когнитивно-прагматических характеристик иллокутивного потенциала типового конструкта описывается специфика его функционально-семантического (когнитивного) представления (ФСП), которое задаёт формат реализации не только типового фрейма базового конструкта, но и его вербальных вариантов.
Издательство
- Издательство
- ТГСХА
- Регион
- Россия, Тверь
- Почтовый адрес
- 170904, Тверская область, г. Тверь, ул. Маршала Василевского (Сахарово), 7
- Юр. адрес
- 170904, Тверская область, г. Тверь, ул. Маршала Василевского (Сахарово), 7
- ФИО
- Мигулев Павел Иванович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- mail@tvgsha.ru
- Контактный телефон
- +7 (482) 2531236