В статье рассматриваются эстетическая и политическая программы Г. Р. Державина, отражающие культурные процессы в российской истории эпохи Екатерины II. Кроме того, выявляются интеллектуальные стратегии Державина, определяющие его путь как «первого поэта» России, который формирует художественные, эпистолярные, юридические и политические дискурсы империи. Автор исследует особенности имперского воображения Державина, решающего задачу созидания национальной культуры и государства. В статье показано, что литературный успех Державина, с одной стороны, способствовал его продвижению по службе, с другой стороны, свидетельствовал об интенсивном поиске жанровых и языковых средств выразительности для новой русской словесности. Автор анализирует, как складывался державинский словарь художественных идей и образов, созданный под значительным влиянием эстетического и политического тезауруса эпохи Екатерины II, просветительских нарративов и философско-исторического концепта империи. В статье определено концептуальное ядро общественно-политических и эстетических идеалов Державина, а также показаны формы их воплощения в его художественной и политической практике. Обосновывается цивилизационный подход к изучению философии российской истории, культуры и литературы, где творческий опыт Державина выступает идеалообразующим началом, этическим и эстетическим основанием интеллектуальной и социальной истории России.
Идентификаторы и классификаторы
В минувшем году исполнилось 280 лет со дня рождения Г. Р. Державина (1743–1816). Разговор о Державине возвращает нас к героям того времени, к их роли и заслугам в культурной и социальной истории России, где политические деятели как строители Империи являются проводниками нового знания и мышления, а литературный дискурс, имеющий разные жанровые формы, – выражением государственной идеологии. Российская империя в своем политическом и культурном развитии как предмет исследования имеет длительную традицию в исторической, искусствоведческой, литературоведческой литературе1, однако философско-исторический анализ различных периодов существования Империи представлен в современном российском дискурсе все еще недостаточно.
Список литературы
1. Альтшуллер М. Беседа любителей русского слова. У истоков русского славянофильства. М.: Новое литературное обозрение, 2007. 448 с.
2. Брилиант С.М. Г.Р. Державин: Его жизнь, литературная деятельность и служба: Биографический очерк. СПб.: типо-лит. Г.И. Салова и К°, 1893. 79с.
3. Вульпиус Р. Вестернизация России и формирование российской цивилизаторской миссии в XVIII веке // Imperium inter pares: Роль трансферов в истории российской империи (1700-1917): Сб. ст. / Ред. М. Ауст, Р. Вульпиус, А. Миллер. М.: Новое литературное обозрение, 2010. С. 14-41.
4. Гершензон М.О. Избранное. Молодая Россия / Сост. С.Я. Левит. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2015. 592 с.
5. Глинка Н.И. Державин в Петербурге. Л.: Лениздат, 1985. 232 с.
6. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1952. Т. 8. 810 с.
7. Гросул В.Я., Итенберг Г.С., Твардовская В.А., Шациллло К.Ф., Эймонтова Р.Г. Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 440 с. EDN: TZSSQX
8. Грот Я.К. Жизнь Державина по его сочинениям и письмам и по историческим документам: в 2 т. СПб.: Издательство Тип. имп. Академии наук, 1880-1883.
9. Грот Я.К. Сотрудничество Екатерины II в “Собеседнике” княгини Дашковой // Сборник Императорского Исторического общества. СПб., 1877. Т. 20. С. 533-536.
10. Декабристы. Эстетика и критика / Сост. и коммент. Р.Г. Назарьяна и Л.Г. Фризмана. М.: Искусство, 1991. 491 с.
11. Державин Г.Р. Избранная проза. М.: Советская Россия, 1984. 396 с.
12. Дидро и Екатерина II, их беседы, напечатанные по собственноручным запискам Дидро / Примеч. М. Турне. СПб.: Тип. А.С. Суворина, 1902. 155 с.
13. Екатерина II. Записки. М.: Захаров, 2022. 464 с.
14. Желтова Н.Ю. “Державинский кумир” русской литературы первой половины ХХ в. Статья первая // Вестник ТГУ. 2013. Вып. 7 (123). С. 9-15.
15. Жукова О.А. История русской культуры и современность // Вопросы истории. 2006. № 8. С. 105-116. EDN: HTTMWP
16. Жукова О.А. К интеллектуальной истории русского европеизма // Философские науки. 2014. № 1. С. 103-115. EDN: RWYYDT
17. Жукова О.А. Опыт о русской культуре. Философия истории, литературы и искусства. М.: Согласие, 2019. 588 с. EDN: TENTAK
18. Жукова О.А. Творчество и религиозность в русской культуре. Философские исследования. М.: Согласие, 2022. 594 с. EDN: EVANMA
19. Жукова О.А. Философия русской культуры. Метафизическая перспектива человека и истории. М.: Согласие, 2017. 624 с. EDN: VCVIPQ
20. Зорин А. Кормя двуглавого орла… Русская литература и государственная идеология в последней трети XVIII - первой трети XIX в. М.: Новое литературное обозрение, 2004. 416 с.
21. Иконников В.С. Г.Р. Державин в своей государственной и общественной деятельности. Пг.; Киев: Тип. Университета св. Владимира, 1917. 84 с.
22. Кантор В.К. Санкт-Петербург: российская империя против российского хаоса. К проблеме имперского сознания России. М.: РОССПЭН, 2008. 542 с. EDN: QPHTGB
23. Карамзин Н.М. Избранные сочинения: в 2 т. М.; Л.: Художественная литература, 1964.
24. Кара-Мурза А.А. Концепция “русского северянства” в героических одах Г.Р. Державина (к вопросу о российской идентичности) // Политическая концептология. 2017. № 3. C. 187-194. EDN: ZXXTSL
25. Кара-Мурза А.А. Россия как “Север”. Метаморфозы национальной идентичности в XVIII-XIX вв.: Г.Р. Державин // Философские науки. 2017. № 8. С. 121-134. EDN: ZSUVPP
26. Кара-Мурза А.А. У истоков “русского северянства”: споры о Ломоносове (конец XVIII - начало XIX вв.: Муравьев, Карамзин, Батюшков) // Полилог / Polylogos. 2022. T. 6. № 1. URL: https://polylogos-journal.ru/S258770110019114-7-1. EDN: OKGBKL
27. Кара-Мурза А.А. Швейцарские странствования Николая Карамзина (1789-1790). М.: Аквилон, 2016. 110 с.
28. Кара-Мурза А.А., Жукова О.А. Свобода и вера. Христианский либерализм в российской политической культуре. М.: ИФРАН, 2011. 184 с. EDN: RYRYCZ
29. Кара-Мурза А.А., Прохорова И.Е., Жукова О.А., Щедрина Т.Г., Пружинин Б.И. Князь Петр Андреевич Вяземский и исторические судьбы России (К 225-летию со дня рождения). Материалы международной научной конференции // Вопросы философии. 2018. № 3. С. 5-32. EDN: YSJEFG
30. Кара-Мурза А.А., Шарова В.Л. “Новая российская цивилизация будет цивилизацией Пушкина” (к вопросу о “цивилизационном выборе”) // Полилог / Polylogos. 2021. T. 5. № 1. URL: https://polylogos-journal.ru/s258770110014153-0-1/. EDN: XFEEMZ
31. Ключевский В.О. Курс русской истории. Полное издание в одном томе. М.: Альфа-книга, 2009. 1197 с.
32. Левенштейн О.Г. Г.Р. Державин: Государственная деятельность, 1784-1796 гг. 2-е изд., доп. Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та, 2008. 131 с.
33. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПБ, 2004. 704 с.
34. Мартин А. Просвещенный метрополис: Созидание имперской Москвы, 1762-1855. М.: Новое литературное обозрение, 2015. 448 с.
35. Межуев В.М. “Русская идея” и универсальная цивилизация // Цивилизация: многозвучие смыслов. Memoria / Отв. ред. А.В. Смирнов, Н.А. Касавина, С.А. Никольский. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2023. С. 316-350.
36. Миллер А. Приобретение необходимое, но не вполне удобное: трансфер понятия нация в Россию (начало XVIII - середина XIX в.) // Imperium inter pares: Роль трансферов в истории Российской империи (1700-1917): Сб. ст. / Ред. М. Ауст, Р. Вульпиус, А. Миллер. М.: Новое литературное обозрение, 2010. С. 42-66. EDN: ZNPERO
37. Минаков А.Ю. Г.Р. Державин как представитель русского консерватизма // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 7 (87). С. 7-15. EDN: MSVJEF
38. Николай Карамзин и исторические судьбы России. К 250-летию со дня рождения / Под общ. ред. А.А. Кара-Мурзы, В.Л. Шаровой, А.Ф. Яковлевой. М.: Аквилон, 2016. 384 с.
39. Обрезкова А.П. Г.Р. Державин - поэт и генерал, первый министр юстиции России. Казань, 2003. 32 с. EDN: QQORRT
40. Общественный идеал как проблема русской философской и политической мысли. Сб. научных статей / Под общ. ред. О.А. Жуковой, В.Л. Шаровой. М.: Аквилон, 2021. 324 с.
41. Порус В.Н. Острые грани общественного идеала (от давних дискуссий к современности) // История философии. 2021. Т. 26. № 2. С. 102-113. EDN: FRLBRA
42. Проскурина В.Ю. Мифы империи: Литература и власть в эпоху Екатерины II. М.: Новое литературное обозрение, 2006. 328 с.
43. Пушкарев С.Г. Россия 1801-1917: власть и общество. М.: Посев, 2001. 672 с. EDN: SUQBYZ
44. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: в 10 т. Т. Х. М.: Наука, 1979.
45. Розанов В.В. Собрание сочинений. Русская государственность и общество. Статьи 1906-1907 гг. / Под ред. А.Н. Николюкина. М.: Республика, 2003. 527 с.
46. Российская империя в сравнительной перспективе / Под ред. А. Миллера. М.: Новое издательство, 2004. 384 с.
47. Самарин Ю.Ф. Избранные произведения. М.: РОССПЭН, 1996. 608 с.
48. Святополк-Мирский Д.П. История русской литературы с древнейших времен по 1925 год. Новосибирск: Свиньин и сыновья, 2014. 876 с.
49. Собеседник любителей российского слова. 1783. Ч. 7. 188 с.
50. Собеседник любителей российского слова. 1784. Ч. 16. 172 с.
51. Соловьев В.С. Особое чествование Пушкина. Письмо в редакцию “Вестника Европы” // Соловьев В.С. Литературная критика. М.: Современник, 1990. С. 213-222.
52. Сочинения Державина с объяснительными примечаниями Я. Грота. В 9 т. СПб.: тип. имп. Академии наук, 1864-1883.
53. Струве П.Б. Дух и слово Пушкина // Пушкин в русской философской критике. Конец XIX - первая половина ХХ вв. М.: Книга, 1990. С. 317-327.
54. Ходасевич В. Державин. Париж: Современные записки, 1931. 313 с.
55. Ходасевич В. Кровавая пища // Возрождение. 1932/2515 (21 апреля). С. 3.
56. Цинцадзе Н.С. Государственная деятельность Г.Р. Державина в должности личного секретаря императрицы Екатерины II (1791-1793 гг.) // Клио: Журнал для ученых: Journal for scientists. 2015. № 5 (101). С. 178-186.
57. Цинцадзе Н.С. Деятельность Г.Р. Державина в системе местного управления Российской империи (1785-1788 гг.). Первая часть. Губернаторство в Олонецкой губернии // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 1 (141). С. 168-176. EDN: TJRCBB
58. Цинцадзе Н.С. Деятельность Г.Р. Державина в системе местного управления Российской империи (1785-1788 гг.). Вторая часть. Губернаторство в Тамбовской губернии // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 2 (142). С. 154-162. EDN: TMWGWN
59. Цинцадзе Н.С. Политико-правовые и общественные взгляды Г.Р. Державина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 6 (134). С. 235-239. EDN: VNWHFV
60. Цинцадзе Н.С. Феномен Г.Р. Державина в государственно-политической жизни России последней трети XVIII - начала XIX в. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 4 (132). С. 199-208. EDN: TIJTAJ
61. Чегодаев А.Д. Наследники мятежной вольности. Пути художественного творчества от Великой французской революции до середины девятнадцатого столетия. М.: Искусство, 1989. 302 с.
62. Шевырев А.П. Петербург и Москва: две столицы, два образа власти // Образы власти на Западе, в Византии и на Руси: Средние века. Новое время / Под ред. М.А. Бойцова, О.Г. Эксле. М.: Наука, 2008. С. 362-384.
63. Kara-Murza A.A. Gavriil Derzhavin on Russian Civilization: Russia as “The North” // Russian Studies in Philosophy. 2018. Vol. 56. No. 2. P. 88-98. EDN: YBJAOT
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья представляет собой аналитический обзор коллективной монографии «Диалог и новый космополитизм: беседы с Эдуардом Деменчонком» под редакцией Фреда Даллмайра. В книге рассматриваются концепции межкультурного диалога и «нового космополитизма» как альтернативные т. н. гегемониcтской глобализации. Авторы из разных регионов анализируют философские, этические и политологические аспекты межкультурного подхода, его потенциал для преодоления глобальных конфликтов и построения более справедливого мироустройства. Особое внимание уделяется идеям российско-американского философа Эдуарда Васильевича Деменчонка о диалогических отношениях между культурами. В шести тематических разделах монографии освещается широкий спектр тем: концептуальные основы диалога, его роль в формировании идентичности, этические и политические аспекты диалогических отношений, вклад философии в поиски решений глобальных проблем. Авторы подчеркивают важность признания культурного многообразия, развития межкультурного диалога и солидарности для лучшего взаимопонимания и преодоления конфликтов, реализации нового космополитического проекта и достижения более справедливого и мирного мироустройства.
Статья посвящена исследованию такой важной темы для современной аналитической философии восприятия, как соотношение прямого реализма и аргумента от галлюцинации. Для прямых реалистов проблема галлюцинации создает серьезные трудности. Если в достоверном опыте феноменальный характер объясняется отношением знакомства со свойствами окружающих материальных объектов, то как возможно то, что галлюцинаторный опыт, не имеющий объекта по определению, обладает феноменальным характером? Как правило, в связи с данной проблемой прямые реалисты обращаются к дизъюнктивному анализу перцептивного опыта, согласно которому достоверное восприятие и галлюцинаторный опыт фундаментально отличаются по своей метафизической природе. Автор оценивает обоснованность главных подходов прямых реалистов к решению проблемы галлюцинаций - негативный и позитивный. В качестве примера негативного подхода рассматривается позиция дизъюнктивизма М. Мартина, в которой галлюцинации характеризуются лишь как субъективно неотличимые от восприятия ментальные состояния. Подобный теоретический минимализм обоснован в связи с аргументом от объяснительного отсеивания: если галлюцинаторный опыт может быть объяснен через позитивную концепцию, например теорию чувственных данных или репрезентационализм, то объяснение достоверного опыта через прямой реализм становится избыточным. В качестве примера позитивного подхода представлена позиция М. Джонстона, в которой утверждается, что и в достоверном визуальном опыте, и в галлюцинаторном субъект осознает чувственный профиль из различных свойств и отношений. В случае достоверного опыта данная универсалия инстанциируется материальными партикуляриями, но в ситуации с галлюцинаторным опытом субъекту представлен лишь кластер неинстациированных свойств и отношений без привязки к какому-либо объекту - физическому, ментальному, абстрактному. Концепция Джонстона объясняет галлюцинаторный опыт, сохраняя при этом истинность прямого реализма. Хотя восприятие и галлюцинации могут быть феноменологически неразличимы, их метафизическая природа не тождественна. Достоверное восприятие включает в себя чувственный профиль галлюцинации, но им не исчерпывается. Автор приходит к выводу, что, несмотря на недостатки, подход Джонстона успешно решает проблемы, связанные как с аргументом от галлюцинации, так и с аргументом от объяснительного отсеивания.
Статья посвящена новому курсу политики памяти в Аргентине, когда новое правительство во главе с Хавьером Милеем поставило под сомнение прежний консенсус в отношении «грязной войны», предложив альтернативный взгляд на события того времени. Особое внимание уделяется интеграции в публичное обсуждение жертв леворадикальных движений, которые долгое время оставались в тени. В статье анализируется, как изменившийся политический курс влияет на механизмы работы с «трудным прошлым» в условиях конкуренции различных мнемонических акторов. Автор использует качественный анализ медиаматериалов, официальных документов и интервью, а также компаративный метод для сравнения политики памяти Аргентины с другими странами, проходящими через проблему преодоления «трудного прошлого». В качестве выводов автор подчеркивает важность плюралистического подхода к исторической памяти, противопоставляя его гегемонизации единственного толкования прошлого, поскольку поддержка плюрализма мнений и критическое переосмысление прошлого со стороны различных мнемонических акторов являются ключевыми факторами общественных изменений, способствующих развитию страны и укреплению ее демократических процессов.
В статье рассматриваются вопросы артикуляции общественных ценностей и их репрезентации в речах депутатов Государственной Думы. Основное внимание уделено анализу выступлений депутатов в формате «десятиминуток» за период VII-VIII созывов (2016-2023 гг.). Исследование опирается на концепцию С. Роккана, согласно которой государственное строительство связано установлением социокультурных границ, что определяет процесс формирования национальной идентичности. В работе акцентируется внимание на том, как депутаты в своих выступлениях транслируют ценности, находящиеся в разных сферах общественной жизни: политической, экономической, социальной и культурной. Для сбора и анализа данных использовались программно-технические наработки дискурс-сетевого анализа, благодаря которому осуществлялось выделение тематических категорий, отражающих ценностные аспекты общества как социального феномена, а также методическая основа критического дискурс-анализа и «теории гегемонии» Э. Лаклау и Ш. Муфф. Отмечается, что политическая сфера в дискурсе депутатов представлена в основном темами внешней политики, демократии, справедливости и многополярности. В экономической сфере подчеркивается значимость регионального развития и ответственного потребления. Социальные ценности связаны с борьбой за справедливость и доступ к благам, включая медицину и образование. Культурные ценности включают русский язык как важный элемент национальной идентичности, а также вопросы многонациональности и равенства народов, проживающих на территории страны, при этом религия в дискурсе парламентариев представлена достаточно скромно. В заключении отмечается, что парламентарии не стремятся сформировать какую-либо системную мировоззренческую модель, а ориентируются больше на реактивную стратегию постановки актуальных общественных проблем и предложений по их решению.
Дискуссия в ООН о создании системы международной информационной безопасности в рамках ГПЭ - РГОС привела к выдвижению странами Запада идеи «Программы действий (ПД) по поощрению ответственного поведения государств в киберпространстве», направленной якобы на укрепление международной безопасности и стабильности в киберсфере и поддержку усилий по наращиванию потенциала. Сама ПД видится ее протагонистам как одновременно механизм и средство продвижения идеи ответственности и подотчетности в киберпространстве, за пределы которого они в своих интенциях не выходят. Вопрос о реализации ПД можно считать решенным. Порядок и форма ее работы будут, вероятно, сформулированы в марте следующего года, когда РГОС рассмотрит в окончательном чтении проект итогового доклада о своей работе. Однако прошедшая в июле 2024 года встреча Группы в целом уже все определила. Анализ материалов, публикаций и заявлений западников показывает, что ПД есть не что иное, как еще один концепт модели «мирового порядка, основанного на правилах» в проекции на киберпространство. Складывающаяся ситуация повышает роль антагонистов «коллективного Запада» и в первую очередь ШОС и БРИКС.
Рецепция системомыследеятельностной (СМД) методологии Г. П. Щедровицкого в современной академической литературе противоречива. Большинство авторов расходятся во взглядах на то, какое отношение методология имеет к научному и философскому мейнстриму, а также высказывают полярные мнения относительно ее социально-политического смысла. Исследование направлено на то, чтобы предложить вариант непротиворечивого представления о СМД-методологии, проследив за развитием этого похода в культурно-историческом контексте. Во введении проведен краткий обзор литературы с выявлением точек расхождений. Затем реконструировано философское и социально-политическое содержание СМД-методологии. СМД-методология рассматривается как одна из веток развития марксизма, испытавшая влияние кибернетики в 1960-е годы. Проанализированы контекст возникновения и структура организационно-деятельностных игр. Показано, что в основе СМД-методологии лежит идея самоорганизующейся машины, которая противопоставляется ригидной организации бюрократизованного советского общества и направлена на неопосредованное управление коллективами людей производством. СМД-методология возникает как реакция на застой, который критикуется с марксистских позиций. Проект Щедровицкого должен был восприниматься в СССР в общих рамках социалистического проекта и подразумевал движение к «безгосударственному» обществу без централизованного управления и разделения труда.
В статье рассматриваются культурно-политические и религиозно-философские идеи русского мыслителя К. Н. Леонтьева, посвященные прояснению цивилизационных взаимоотношений между Россией и Западным миром. Эти идеи артикулируются в контексте высказываний русских интеллектуалов XIX - начала XX в. (П. Я. Чаадаев, Н. Я. Данилевский, В. Ф. Эрн) в рамках компаративно-аналитического подхода в области исследований философии российской истории. Автор подчеркивает цивилизационное единство между Западным и Восточным мирами как двумя оригинальными центрами универсально-христианской культуры, возникшей на почве греко-римской древности. Учение Леонтьева помогает раскрыть это, поскольку в нем просматривается перспектива для понимания цивилизационного единства христианского мира, хотя и поколебленного церковными разделениями. Априорный русско-европейский антагонизм, который защищался Данилевским и к которому принято возводить философию Леонтьева, в действительности не был близок последнему. Восхищение старой европейской культурой, в качестве образца заданное для русской философии Чаадаевым, безоговорочно разделялось Леонтьевым; но в то же время это не мешало ему быть строжайшим критиком эгоцентризма, который поражал европейское сознание в Новое время. Духовная критика Леонтьева во многом аналогична духовной критике В. Ф. Эрна, направленной против интеллектуализма европейской цивилизации, практически выразившегося в германском милитаризме, спасение от которого оба мыслителя видели в решительно-наступательных действиях русской власти. Мысль Леонтьева, несмотря на неудачу с точки зрения ее политической реализации, тем не менее существует в трансисторическом диалоге с творчеством других русских интеллектуалов и позволяет увидеть цивилизационное единство Востока и Запада, поддержание которого прежде всего зависит от духовно-культурных усилий.
Издательство
- Издательство
- ГАУГН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119049, г Москва, р-н Якиманка, Мароновский пер, д 26
- Юр. адрес
- 119049, г Москва, р-н Якиманка, Мароновский пер, д 26
- ФИО
- Промыслов Николай Владимирович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______