Инфраструктура современного общества функционирует посредством цифровых технологий, которые в значительной степени определяют социальное взаимодействие. В этой связи коммуникативной средой социальных акторов выступают цифровые платформы. Алгоритмы, лежащие в их основе - мощный инструмент управления в цифровой среде. В статье представлен критический анализ сложившихся представлений об алгоритмах. Автор затрагивает проблемы социальной власти алгоритмов, их манипулятивном характере и непрозрачности, детерминации социального опыта пользователей цифровых платформ.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 316. Социология
Алгоритмы обладают преобразующей силой, требующий критического анализа. То, как мы будем ориентироваться в этом ландшафте, определит характер цифрового общества, а также уровни справедливости и прозрачности, лежащие в его основе. Комплексное понимание алгоритмизации необходимо для формирования общества, которое максимально использует свой потенциал для инноваций, расширения прав и возможностей человека, поддерживая при этом ценности справедливости, прозрачности и социальной сплоченности.
Список литературы
1. Бегтин И. В. Капитализм “слежки” / И. В. Бегтин, С. В. Коршунова // Этика и “цифра”: этические проблемы цифровых технологий. Аналитический доклад [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ethics.cdto.center/5_2 (дата обращения: 21.12.23).
2. Кузнецов А. Г. Туманности нейросетей: “Черные ящики” технологий и наглядные уроки непрозрачности алгоритмов // Социология власти. 2020. С. 157-182. EDN: OJYPQZ
3. Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию / пер. с англ. И. Полонской; под ред. С. Гавриленко; Нац. исслед. ун-т “Высшая школа экономики”. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. 384 с. EDN: SYZVMJ
4. Назаров М. М. Платформы и алгоритмизация в медиа: содержание и социальные следствия // Коммуникология. 2020. №2. С. 108-124. EDN: WKXZJZ
5. Паризер Э. За стеной фильтров. Что интернет скрывает от вас. М.: Альпина Бизнес Букс, 2012. 304 с.
6. Социально-технологический дискурс в теориях и практиках цифрового тренда / Н. Г. Багдасарьян, Л. В. Баева, Е. А. Гаврилина [и др.]. М.: Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет), 2022. 167 с. EDN: HXJPBM
7. Barnidge M. Exposure to Political Disagreement in Social Media Versus Face-to-Face and Anonymous Online Settings // Political Communication. 2017. No. 2. Pp. 302-321.
8. Barocas S. Big data’s disparate impact / S. Barocas, A. Selbst // California Law Review. 2016. Vol. 104. Pp. 671-732.
9. Berger J. What makes online content viral? [Electronic resource] /j. Berger, K. Milkman // Journal of Marketing Research. Available at: 10.2139/ssrn.1528077 (accessed date: 29.12.2023). DOI: 10.2139/ssrn.1528077(accesseddate
10. Edizel B. Mitigating Algorithmic Bias in Recommender Systems / B. Edizel, F. Bonchi, S. Hajian, T. Tassa // International Journal of Data Science and Analytics. 2020. No. 2. Pp. 197-213. EDN: OUPJEO
11. Fletcher R. Automated Serendipity: The Effect of Using Search Engines on News Repertoire Balance and Diversity / R. Fletcher, R. Nielsen // Digital Journalism. 2018. Vol. 6, No. 8. Pp. 976-989.
12. Schreiner M. Effect of Emotion on Content Engagement in Social Media Communication: A Short Review of Current Methods and a Call for Neurophysiological Methods / M. Schreiner, R. Riedl // Information Systems and Neuroscience: NeuroIS Retreat 2018. Vienna, 2018. Pp. 195-202.
13. van Dijck J. The Platform Society: Public Values in a Connective World /j. van Dijck, T. Poell, M. de Waal. New York: Oxford University Press, 2018. 226 p.
14. Weinmann M. Digital Nudging / M. Wienmann, C. Schneider, J. vom Brocke // Business & Information Systems Engineering. 2016. Vol. 58(6). Pp. 433-436. EDN: FVAZMP
15. Zuboff S. The Age of Surveillance Capitalism: The Fight for a Human Future at the New Frontier of Power. New York: Public Affairs, 2019. 704 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются возможности и риски цифровизации на примере поведенческих практик пожилых людей. Цифровизация стала неотъемлемой составляющей современного общества, превратившись из модного тренда в важную составляющую полноценной социальной жизни. Не остались в стороне от этого процесса и люди пожилого возраста. В повседневной жизни они сталкиваются с неизбежностью цифровых технологий, испытывая потребность в цифровой адаптации, в связи с чем перед разработчиками программного обеспечения возникает необходимость применения особых подходов для пользователей пожилого возраста.
В статье рассмотрены спорт и Олимпийские игры в качестве одних из ключевых инструментов дипломатии. Показано, как последствия влияния политики спровоцировали серьезные изменения в сфере спорта. Представлен анализ новых возможностей спортивной области в фокусе ее политического измерения. Спорт играет значительную роль на мировой арене и в вопросах взаимоотношений между государствами. В большинство сфер дипломатии спортивные игры внесли огромный вклад. С точки зрения политики, экономики и культуры спорт оказывается одним из главных образующих факторов благоприятной среды для налаживания международных связей в различных сферах деятельности.
Проблема зла, практически игнорируемая специалистами в области психического здоровья, достойна самого пристального внимания и изучения, поскольку стигматизация патологических личностей во многом обусловлена проблемой ответственности (или безответственности) личности за свою болезнь, которая может не принимать содержательной формы. Статья нацелена на прояснение соотношения между патологией личностного развития и проблемой зла. Посредством феноменологического анализа нравственное содержание психики описывается как зависимое или независимое от целого ряда жизненно значимых детерминант. Проводится сравнительное исследование психологических особенностей Homoabnormalis, Homonormalis и Homo moralis с точки зрения проблемы добра и зла. Описывается генезис психических заболеваний в виде последовательной цепочки причин и симптомов, рассматриваемых в свете антропософии.
В работе исследуется политический троллинг как активный и систематический метод распространения провокационной информации или дезинформации в политических целях с акцентом на его использовании в ходе избирательных кампаний. Политический троллинг способствует достижению наибольшего успеха в борьбе за власть, поскольку использование неформальных каналов коммуникации с аудиторией приводит к формированию специфической мифологической системы. В качестве теоретического фреймворка для исследования политического троллинга предложена теория общества спектакля Г. Дебора, позволяющая провести анализ процесса формирования на основе протестных настроений. Особое внимание уделяется действиям кандидатов в президенты, выступающих главными инициаторами политического троллинга.
В статье рассматривается одна из глобальных проблем цифровой среды - использование социальных технологий для манипулирования пользователями социальных сетей и Интернет-ресурсов. Главная причина возникновения этой проблемы заключается в том, что в условиях активного развития информационных технологий формируется информационная зависимость, касающаяся людей, участвующих в процессе производства, хранения и использования информации в ходе информационного взаимодействия. Оно порождает ряд социальных трансформаций, формируя новые виды рисков, вызовов и угроз, таких как информационные войны, информационное оружие, информационный терроризм, информационная преступность, изменяя и социальные технологии воздействия на пользователей сети Интернет. Все это обусловливает актуальность исследования отношения населения к социальным технологиям манипулирования пользователями цифровой среды для выявления причин их уязвимости перед кибератаками.
В статье рассмотрена цифровизация как актуальное направление развития современного общества, науки, техники и иных областей человеческого знания. Уточнены понятия цифровизации, цифровизации образования, цифровых технологии обучения. Описана структура цифровизации высшего образования, ее особенности и риски в учебном процессе. Артикулированы новые требования на рынке труда, где резко возрастает потребность в инженерных кадрах, владеющих цифровыми компетенциями. В качестве примера применения цифровых технологий в учебном процессе и научной деятельности рассмотрен МГТУ им. Н. Э. Баумана. Представлены результаты социологического исследования отношения студентов к цифровым технологиям обучениям.
В условиях ограниченных возможностей государства в реализации социальных проектов и удовлетворения нематериальных потребностей граждан, все более возрастает роль некоммерческих организаций (далее - НКО), деятельность которых сопряжена с решением социальных проблем и развитием гражданского общества. Однако в условиях цифровой социокультурной реальности НКО сталкиваются с барьерами, препятствующими их продвижению. В статье представлены результаты эмпирического исследования SMM-продвижения НКО в городе Кимры в социальной сети «Вконтакте». На основании результатов проведенного исследования сконструирована модель SMM-продвижения НКО, с учетом их особенностей, которая может способствовать использованию современных методов цифрового пространства, таких как контент, таргетированная реклама, реклама лидеров мнений для повышения потенциала НКО в социальной сфере.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- ДУБНА
- Регион
- Россия, Дубна
- Почтовый адрес
- 141980 г.Дубна Московской обл., ул.Университетская, 19
- Юр. адрес
- 141980 г.Дубна Московской обл., ул.Университетская, 19
- ФИО
- Деникин Андрей Сергеевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@uni-dubna.ru
- Контактный телефон
- +8 (496) 2166001